Двигательная активность и здоровье ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

Все законы воспитания и развитии должны быть основаны на физиологии. Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета психологических и физиологических особенностей ребенка. Еще К.Д. Ушинский писал: "Изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с устройством и законами жизни и развития Человеческого организма, изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с физиологией и психологией. Без этого сколько-нибудь рациональное преподавание педагогики невозможно".

Содержание

1. Введение
2. Двигательная активность – фактор формирования здорового образа жизни
3. Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
4. Заключение
5. Литература

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 26.57 Кб (Скачать)

Учреждение  образования «  Белорусский Государственный Педагогический

                                   университет   имени М.Танка» 
 
 
 
 
 

Реферат:

Двигательная  активность и здоровье ребенка. 

                                                                                    

                                                                               

                                                                                  Выполнила студентка

                                                                                           207 группы

                                                                                        Жук Марина

                                                                                         
 
 
 
 

                                                                                                 Минск 2011 г.

                                 Содержание

1. Введение

2.   Двигательная активность – фактор формирования здорового образа жизни

3. Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

4. Заключение

5. Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.                                 Введение

Все законы воспитания и развитии должны быть основаны на физиологии. Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета психологических и физиологических особенностей ребенка. Еще К.Д. Ушинский писал: "Изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с устройством и законами жизни и развития Человеческого организма, изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с физиологией и психологией. Без этого сколько-нибудь рациональное преподавание педагогики невозможно". При этом К.Д. Ушинский подчеркивал, что конкретные практические рекомендации педагогами должны "выводиться из обширного и глубокого знания анатомии, физиологии и патологии". Здоровье, понимаемое как интегральная характеристики физиологического, психического и функциональною развития ребенка с высоким уровнем адаптированности к среде, является основным фактором, определяющим успешность обучения. Поэтому снижение уровня здоровья неизбежно приводит к трудностям в обучении. Основные требования к организации здоровьесохраняющих методов обучения весьма просты, так как опираются на естественные проявления и закономерности жизнедеятельности. Перечислим их:

соответствие учебной  нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма  школьника; обязательный постоянный контроль состоянии здоровья и особенностей развития ребенка; рациональный режим  труда и отдыха с гигиенически полноценным сном и достаточным  пребыванием на свежем воздухе; организация  характера и режима учебных занятий  с учетом динамики умственной работоспособности (как отражения функциональною состояния  организма ребенка) в течение  учебного дни, недели, года; строгий контроль физиолого-гигиенических условий учебного процесса (воздушно-температурного режима, условий освещенности и т. н. рименение методов активизации двигательной активности в течение учебного процесса; поддержание правильной рабочей позы при любых видах деятельности: создание благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона во время учебной деятельности; организация благоприятного режима деятельности зрительного анализатора, как основного канала получения информации об окружающем мире. Все вышеперечисленное, конечно, не исчерпывает всех требований, которые должен учитывать современный педагог при построении учебного - процесса. В рамках содержания самих учебных методик много резервов, позволяющих оптимизировать влияние учебной нагрузки на организм младшего школьника. Гипотеза: оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на физиопсихологическое развитие младшего школьника. Цель работы: роль движений в развитии ребенка. Задача: влияние физических упражнений на развитие выносливости, сердечно-сосудистой системы, легких, мышц и т.д.  
 

2.Двигательная активность – фактор формирования здорового образа жизни.

             Здоровый образ жизни - это осознанное в своей необходимости постоянное выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде.

Профилактика многих наиболее часто встречающихся у  детей заболевании возможна путем  формирования навыков здорового  образа жизни, начиная с самого раннего  возраста. Непосредственную роль в  этом играет семья. Усвоенные в семье  родителей различные традиции и  привычки, образ жизни, отношение  к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся затем во взрослую жизнь, а при достижении детородною возраста - и во вновь создаваемые семьи.

При этом большое  влияние на формирование гигиенических  навыков у детей и их отношение  к своему здоровью оказывает медицинская  активность родителей (соблюдение режима питания, труда и учебы, отдыха, отказ  от вредных привычек, своевременное  обращение за медицинской помощью, лечение, отношение к профилактическим мероприятиям и т.д.).

"Но данным Л.А.  Баранова и В.Л. Альбицкого, менее  половины родителей имеют элементарные  общие медицинские, гигиенические  знания о характере и природе  заболеваний своих детей".

Нервная система  ребенка очень ранима. Дети тяжело переживают разлад в семье, болезни  и потерю близких. Можно смело утверждать, что во многих случаях невропатические проявления превращаются в серьезные заболевания только из-за дефектов воспитания и неправильного поведения взрослых. Врачебный опыт показывает, что у пассивных, мнительных, скептически настроенных людей любое заболевание протекает тяжелее, труднее поддается лечению, длится дольше. Вот почему воспитание оптимизма, жизнерадостности, доброжелательности должно войти и круг забот о здоровье ребенка, о его счастье. Чтобы ребенок был всегда жизнерадостным, не требуется с утра до вечера веселить и развлекать его. Надо, чтобы он сам находил в окружающей обстановке радость, извлекать интересное из повседневного все, что он делает, делал бы с удовольствием. Если дух жизнерадостности, оптимизма, доброжелательности царит в семье, то и ребенок растет общительным и веселым.

Известно педагогическое правило: на ребенка гораздо больше действует не то, что говорит воспитатель, а то, что он делает. В связи  с этим очень важно создать  ребенку правильные условия, показывать ему пример жизнерадостности, оптимизма  и уравновешенности.  

Усиливающаяся сейчас пропаганда здорового образа жизни  направлена чаше всего только на борьбу с второстепенными вредными привычками, а нравственное и духовное здоровье человека практически забыты, хотя значение их чрезвычайно велико. В  учебно-воспитательном процессе школы  мир этических категорий и  простых норм нравственности не стал пока предметом специального и систематического внимания и заботы педагогического  коллектива. Но без стержневой нравственной основы личность состояться не может. Интегрирующий характер нравственности особенно очевиден сегодня потому, что в обществе произошел переворот  в шкале нравственных ценностей, и возникла насущная необходимость  в очеловечивании человека, стала  опасным симптомом нравственная опустошенность нашей молодежи.

Всей душой ощущая неблагополучие России, пророчески предвидя ухудшение жизни народа, Л.И. Толстой писал в дневнике: '"Все яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании. Там развязка всего, это самый длинный, но верный путь". В наши дни эта мысль писателя звучит особенно современно, ибо стан пренебрегающих воспитанием людей стал еще более многочисленным.

Не могут не волновать  и встречающиеся в школах аморальные программы полового воспитания. Программы, затрагивающие вопросы семьи  и пола, прежде всего, должны научать  детей чистоте

взаимоотношений и  традиционным нравственным законам, предостерегать от необдуманного разрушительного  поведения. Необходимо отметить также  важность преемственности на всех этапах формирования здорового образа жизни (семья, школа, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные организации, неформальные объединения). Система  формирования здорового образа жизни  молодежи должна охватить все уровни - от общегосударственного до индивидуального. Для этих целей необходимо использовать всевозможные каналы: радио, телевидение, печать, лекционную пропаганду, памятки для детей и родителей. Целесообразно подкреплять соответствующую работу мерами не только морального, но и материального поощрения, предусмотреть социально-экономическое стимулирование как отдельных лип, так и коллективов, ведущих здоровый образ жизни. Важнейшее значение при этом имеет воспитание чувства сознательной активности, ответственности за здоровый образ жизни.  
 
 
 
 
 

3.Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

              Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, то есть здоровье – это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и социальных функций. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит» - гиподинамию, то есть количество движений, проводимые ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Работами известного отечественного физиолога профессора И.А.Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и с лихвой восполняет израсходованное. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм. Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. С каждым годом все больше отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности поступающих в детский сад детей, снижение иммунитета. Поэтому одной из актуальных является проблема организации двигательной активности в течение дня.

Задачами  развития двигательной активности у ребенка  дошкольного возраста является: • воспитание потребности в здоровом образе жизни; • формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка; • формирование моральных качеств (выносливость, силы воли); • развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм; • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; • профилактика простудных заболеваний; • коррекционно-восстановительная работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии; • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы. Необходимо формирование активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера. Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны не могут дать ребенку положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности, влиянию телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.  

Формы организации физкультурно-оздоровительной  работы: • физкультурные занятия; • подвижные игры; • утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмическая аэробика); • двигательно-оздоровительные физминутки; • закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями; • оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн); • прогулки; • дни здоровья; • экскурсии и походы; • физкультурные досуги, праздники; • самостоятельная двигательная активность; • работа с родителями. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество. Прежде всего, была начата работа с анкетирования родителей. Необходимо было узнать, что родители понимают под словом «здоровье», и как представляют себе собственное здоровье. По результатам анкетирования был проведен сводный анализ и определен образ здоровья и болезни, сложившийся в сознании родителей на визуальном и информационном уровне. Второй этап работы с родителями был направлен на формирование их мотивационного поля в области здоровья. Проведено анкетирование. По результатам была построена оздоровительная работа с воспитанниками. На этом этапе был уточнен вопрос об удовлетворении потребностей родителей в области оздоровления, что хотят получить родители, какая форма работы по воспитанию здорового образа жизни будет выбрана.

Информация о работе Двигательная активность и здоровье ребенка