Физические качества человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:30, реферат

Описание работы

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные

задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные

изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя

серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого

уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
1. Общая характеристика физических качеств………………………..4
2. Сила. Методика развития силы (средства, методы, содержание)….6
3. Быстрота. Методика развития быстроты (скорости)………….…….8
4. Ловкость. Методика развития ловкости (координации)……….…..13
5. Гибкость. Методика развития гибкости…………………………….15
6. Выносливость. Методика развития выносливости…………………18

Работа содержит 1 файл

физические качества человека.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

  СОДЕРЖÀНИЕ 

Введение………………………………………………………………....3

1. Общая  характеристика физических качеств………………………..4

2. Сила. Методика развития силы (средства, методы, содержание)….6

3. Быстрота. Методика развития быстроты (скорости)………….…….8

4. Ловкость. Методика развития ловкости (координации)……….…..13

5. Гибкость. Методика развития гибкости…………………………….15

6. Выносливость. Методика развития выносливости…………………18

Заключение……………………………………………………………....26

Список  использованной литературы………………………………….. 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  ВВЕДЕНИЕ 

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные

задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные

изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя

серьезно  мечтать о каких-либо успехах  без достаточно высокого

уровня  воспитания целого комплекса физических качеств.

В большинстве  видов спорта востребованы все физические

качества, и для достижения успеха в каждом отдельном виде

необходимо  развивать несколько физических качеств. В основе их

совершенствования лежит способность человеческого  организма

отвечать  на повторные физические нагрузки превышением  исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления  тренировочных нагрузок в организме  человека

происходит  ряд изменений, определенный сдвиг  в сторону увеличения его физических возможностей.

 Физические  качества не развиваются изолированно: совершенствуя одно из них, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос качеств). Этот перенос качеств может быть положительным и отрицательным. Силовые качества, например, улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного предела. Штангисты редко могут выполнять быстрые движения так же эффективно, как, к при-

меру, боксеры. Поэтому одностороннее воспитание физической

силы  может привести к снижению показателей  быстроты и выносливости. Вот почему считается, что основой для достижения

высоких результатов в спорте является разносторонняя физическая подготовка.

      1. Общая характеристика физических качеств

Под физическими  качествами понимают социально обусловленные  совокупности биологических и психических  свойств человека, выражающие его  физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и  т. д.

От других качеств  личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач  через двигательные действия.

Двигательные  действия, используемые для решения  двигательной задачи, каждым индивидом  могут выполняться различно. У  одних отмечается более высокий  темп выполнения, у других - более  высокая точность воспроизведения  параметров движения и т. п.

Под физическими  способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные  функциональные возможности органов  и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность  выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической  средой жизнеобитания человека. При  этом одна физическая способность может  развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех  же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов  и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может  выразить в полном объеме соответствующее  физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как  о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Изложенные представления  о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств  лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется  в решении двигательных задач; б), развитие физических способностей обуславливается  врожденными задатками, определяющими  индивидуальные возможности функционального  развития отдельных органов и  структур организма. Чем более надежно  функциональное взаимодействие органов  и структур организма, тем более  устойчиво выражение соответствующих  физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств  достигается через решение разнообразных  двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных  двигательных задач характеризует  всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью  органов и структур организма  говорит о гармоничном воспитании физических качеств. 
 
 

      1. Сила. Методика развития силы.

Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.

Силовые способности  проявляются через силу действия, развиваемую человеком посредством  мышечных напряжений. Сила действия измеряется в килограммах.

Величина проявления силы действия зависит от внешних  факторов – величины отягощений, внешних  условий, расположения тела и его  звеньев в пространстве; и от внутренних – функционального состояния  мышц и психического состояния человека.

Расположение  тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах  человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой  силы.

Проявление силы действия человека зависит также  от соотношения фаз движения и  дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании  и наименьшая - при вдохе.

Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы  тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной  массе тела.

Силовые способности  определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния  мышц. Мышечные напряжения проявляются  в динамическом и статическом  режимах сокращения, где первый характеризуется  изменением длины мышц и присущ преимущественно  скоростно-силовым способностям, а  второй- постоянством длины мышц при  напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В  практике физического воспитания данные режимы сокращения мышц обозначаются терминами» динамическая сила» и «статическая сила» В качестве примера проявления статической силы можно привести удержание веса штанги на вытянутых руках, а динамической - прыжок вверх.

Собственно силовые  способности проявляются преимущественно  в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии  на человека внешних сил.

Степень проявления собственно силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных  в работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в  развитии силовых способностей: использование  упражнений с максимальными условиями  и использование упражнений с  непредельными отягощениями Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с  предельными или околопредельными (90-95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей. Предельное напряжение мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к перевозбуждению нервных центров, в результате чего в работу дополнительно включаются «лишние» для выполнения данного упражнения мышечные группы, затрудняющие совершенствование техники движений.

Упражнения с  непредельными отягощениями характеризуются  выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при  относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет  выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроля за техникой движений. При этом режиме работы тренировочный  эффект достигается в течение  длительного времени.

                    

                 3.  Быстрота. Методика развития быстроты (скорости)

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Основные  формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека

Методы  развития быстроты:

  • Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).
  • Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти,
  • перемещения с отягощением и т.п.
  • Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
  • Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
  • Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.

Особенно  рекомендуется последний – соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.

Информация о работе Физические качества человека