Физическое воспитание детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

В контексте нашей работы мы остановимся на рассмотрении особенностей физического развития детей раннего возраста, на основных формах их двигательной деятельности, на организации физкультурных игр и занятий, проводимых как взрослыми, так и самими детьми посредством самостоятельной двигательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

К.Р. ранний возраст.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Введение

   Для того чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление их здоровья, закаливание организма, повышение иммунитета к заболеваниям, формирование уравновешенного активного поведения и преобладание бодрого, хорошего настроения, а также воспитание культурно-гигиенических навыков.

   Физическое  воспитание направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты), развитие интереса к различным видам двигательной деятельности, воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, на становление положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.

   Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование  естественных факторов природы, хороший  гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условий для разнообразной деятельности и, прежде всего, для движения ребенка. Другими словами, в каких бы условиях ни воспитывался ребенок (семья, ясли - сад), ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к движениям, подвижные игры, музыкальные занятия, а также специальные занятия физической культурой.

   Организованные  физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает, улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

   Следовательно, физическое воспитание детей раннего  возраста играет большую роль в их дальнейшем развитии, укрепляя, главным образом, здоровье и иммунитет, и способствуя гармоничному развитию личности в целом.

   В контексте нашей работы мы остановимся  на рассмотрении особенностей физического  развития детей раннего возраста, на основных формах их двигательной деятельности, на организации физкультурных игр и занятий, проводимых как взрослыми, так и самими детьми посредством самостоятельной двигательной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть

1. Особенности физического  развития детей  раннего возраста

   Основной  особенностью периода раннего детства  является наиболее интенсивный темп развития – первые месяцы и годы жизни ребенка характеризуются  особенно бурным ростом и увеличением массы тела. Один из важных показателей правильности физического развития - нормальное прибавление в весе – с 3.2 кг при рождении до 9.5 кг к концу первого года, 12.3 кг  в два года и 14.6 кг в три года. Вес 2-летнего ребенка составляет обычно одну пятую часть веса взрослого, а к двум с половиной годам дети весят в 4 раза больше, чем при рождении. Далее вес стабилизируется и увеличивается медленнее [5].

   Не  менее важным показателем выступает  рост (длина тела). Как правило, у  новорожденного рост равен 48-52 см, за первый год жизни его увеличение составляет в среднем 25 см, за второй год рост изменяется не так  интенсивно – всего на 10-12 см, а за третий год приблизительно на 7 см. Следует отметить, что и рост, и вес у девочек увеличивается несколько медленнее по сравнению с мальчиками.

   Кроме того, необходимо обращать внимание на размеры окружности головы (у новорожденных – 34 см, к году – до 46 см, к 3 годам – до 49 см), грудной клетки (у новорожденного – до 34 см, к году увеличивается на 11-13 см, к 3 годам достигает 51-52 см) и живота (она должна быть несколько меньше окружности груди), так как соотношение этих величин показывает пропорциональность развития [3].

   Для маленьких детей характерны непропорционально большие руки и короткие ноги. Из-за большой головы и длинных рук центр тяжести смещен к верхней части туловища. Но, уже к 2.5 – 3 годам ноги догоняют в развитии руки, а пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции тела взрослого, хотя эти первые 2-3 года можно обозначить как период «первого округления», так как дети еще отличаются некоторой пухлостью. Ручки, ножки, туловище имеют форму, близкую к цилиндрической, животик относительно большой, слегка нависающий, мозговая часть черепа значительно больше лицевой, а личико носит черты кукольного. Но в то же время, продолжается отвердение костей, начавшееся еще в младенчестве. Небольшие кости срастаются, образуя большие, а из хряща развиваются новые, что особенно характерно для запястьев и лодыжек. К концу 2-го года кости еще мягки и очень чувствительны к болезням, тяжело реагируют на недостаток питания, суставы также гибкие, мышцы плотно соединены с костями и хрящами, костный скелет долго остается слабым, мягким и податливым, что, в свою очередь, требует осторожного обращения с ребенком.

   К 2.5 годам у большинства детей  вырастают все молочные зубы. Рост жировой ткани, интенсивный в первые 9 месяцев, к 2.5 годам резко сбавляет темп, который, в конечном счете, замедляется, что ведет к появлению стройности и грациозности ребенка.

Оценка  физического развития ребенка определяется по его способности удерживать голову, сидеть, стоять, умению поворачивать туловище в положении лежа, ползать на четвереньках, вставать, ходить, что формируется соответственно определенным месяцам жизни. Кроме того, согласно Т.М. Максимовой и В.Н. Яниной, физическое развитие ребенка оценивается путем сравнения данных роста, массы тела, окружности грудной клетки с показателями этих же величин по стандартам для детей соответствующего пола и возраста.

   Своевременное полноценное физическое развитие организма  ребенка находится в большой  зависимости от условий среды, организации всей его жизни и воспитания. Особенно большое значение для физического развития имеют движения ребенка, так как они вызывают прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их питание. Ребенку свойственна большая потребность в движениях, которые являются для него одним из источников радости, что также, оказывает большое влияние и на психическое развитие [5,7].

   Таким образом, физическое развитие ребенка раннего возраста происходит очень интенсивно, дети быстро, хотя и неравномерно, растут, их масса тела также быстро увеличивается (с 3.2 кг при рождении до 14.6 кг в к трем годам), что связано с физиологическими особенностями развития человека (человек рождается самым беспомощным существом в природе и ему нужно быстро приспособиться  к окружающим условиям). Развитию и укреплению организма ребенка способствуют физические упражнения, массаж, гимнастика. 

 

2. Задачи физического  воспитания детей  раннего возраста

   Как уже было отмечено, в первые три года жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка – быстро увеличивается рост и масса, а к 2-3 годам масса мозга возрастает втрое. Наблюдается высокая пластичность организма ребенка в целом, и поэтому систематически проводимые оздоровительные мероприятия оказывают только положительное влияние на его развитие.

   В то же время самые ничтожные ошибки могут легко вызывать различные нарушения в здоровье ребенка и в состоянии его нервной системы, поэтому именно правильная организация физического воспитания является одним из главных аспектов в развитии ребенка раннего возраста [2].

   Понимая серьезность вышесказанного, все задачи физического воспитания детей раннего возраста можно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

   Оздоровительные задачи:

   1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания – осуществляется с помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедур), способствуя повышению сопротивляемости простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (грипп, ангина, корь).

   2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование 
правильной осанки - удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности. С ранних лет необходимо создавать у ребенка представление о правильной осанке, и действенным средством предупреждения нарушений осанки являются физические упражнения.

   3. Содействие повышению функциональных  возможностей вегетативных органов – именно активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.

   4. Воспитание физических способностей на основе принципа гармонического развития - следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей ребенка.

   Образовательные задачи:

   1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, осуществляемых параллельно с физическим развитием:

    - к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений ребенка поднимать и удерживать голову;

    - к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище, лежа на животе с опорой руками;

    - к одиннадцатому месяцу необходимо научить ребенка садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы;

    - к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить;

    - к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание;

   2. Формирование устойчивого интереса  к занятиям физической культурой - детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями при соблюдении следующего ряда условий: 1) обеспечение посильности заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность; 2) постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями; 3) сообщение детям в доступной форме элементарных физкультурных знаний, что позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

   Воспитательные  задачи

   1. Воспитание морально-волевых качеств (решительности, смелости, настойчивости и др.);

   2. Содействие умственному, нравственному,  эстетическому и трудовому воспитанию [2,6].

   Таким образом, оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи взаимосвязаны самым теснейшим образом, и поэтому должны решаться в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, как физического, так и общего развития в целом. 

 

3. Формы двигательной  деятельности детей  раннего возраста

   Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. 

   К формам организации двигательной деятельности детей относятся: 1) физкультурные занятия; 2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия; 3) активный отдых: детский туризм, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы; 4) самостоятельная двигательная деятельность детей; 5) задания на дом. Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, вместе с тем каждая имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.

   В группах детей раннего возраста основной формой работы являются такие занятия физическими упражнениями, как гимнастика, массаж и подвижные игры [6]. Остановимся на их рассмотрении более подробно.

Информация о работе Физическое воспитание детей раннего возраста