Физическое воспитание в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Содержание

Введение.

1. Роль семьи в воспитании ребенка.
2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
3 Формы физического воспитания в семье.
4 Создание условий для семейного физического воспитаний

Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 68.30 Кб (Скачать)

Проведение  закаливающих процедур при положительном настрое ребёнка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребёнок относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.

Средства  и методы закаливания

 Методы закаливания неспециальные подразумевает создание соответствующих условий. Это, прежде всего, обеспечение чистого свежего воздуха, соответствие одежды, температура воздуха. Температурный режим, чистота воздуха в помещениях достигается сквозным проветриванием. Это очень важный приём закаливания, так как в помещениях дома  дети находятся от 75% до 90% времени суток, поэтому температура помещений сильно влияет на формирование устойчивости к холоду. Недостаток температурного режима помещения в том, что он относительно постоянен, пределы колебаний температуры невелики. Для того, чтобы он приносит закаливающее воздействие, необходимо сделать его «пульсирующим», то есть применять сквозное проветривание до 5 раз в день.

Методы  закаливания специальные – группа закаливающих процедур, осуществляемых с учётом всех принципов закаливания. Подбор их проводится исходя из конкретных условий дома и в соответствии с сезоном года. Наиболее эффективным будет такой подбор специальных занятий и закаливающих процедур, при котором они равномерно распределены в режиме дня. Специальным видом закаливания является и гимнастика, которая воспитывает в человеке умение владеть своим телом, своими движениями. Гимнастика укрепляет организм, способствует улучшению дыхания, кровообращения и даже пищеварения. Когда встанет вопрос о переходе от закаливания к систематическим занятиям физкультурой, то необходимо будет обратиться за советом к врачу, он поможет учесть слабые и сильные стороны физического развития вашего ребенка и предложит ему самый подходящий вид спорта.

Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, вода, солнечные лучи. Сочетание с физическими упражнениями эффективность закаливающих воздействий повышается

Наиболее  распространенная и доступная форма  закаливания - использование свежего воздуха. Воздух действует на организм своей температурой, содержанием влаги, движением частиц. Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

    • воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
    • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
    • поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18...20°С);
    • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха.

Прогулки  на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.

Время прогулок должно быть постоянным и  соблюдать его необходимо точно. Лучше всего совершать прогулки между завтраком и обедом. Воздушные  ванны проводить лучше через  час после еды. При этом можно  предложить ребенку какое-то интересное занятие.

К закаливающим факторам относятся также действие солнечных лучей. Солнце влияет на рост и развитие живых организмов, его считают источником всего живого. Солнечный свет укрепляет деятельность центральной нервной системы, оживляет обмен веществ, повышает сопротивляемость. В солнечном спектре имеются ультрафиолетовые лучи, под влиянием которых в коже образуется витамин Д (противорахитический). Однако к солнечным процедурам нужно относиться очень осторожно, так как после продолжительного пребывания на солнце у детей появляется слабость, раздражительность.

     Закаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят  на местные солнечные ванны, оставляют  открытыми отдельные участки  тела, руки, ноги. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных  лучей светлой панамой. В жаркий летний день обязательно требуется  питьё. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра. Продолжительность  первого сеанса - 4 минуты. Затем через  каждые 3 ванны надо добавлять 4 минуты; постепенно продолжительность солнечной  ванны доводится до 20-30 минут. Во время солнечной ванны ребенок  должен менять положение: лежать на спине, боках, животе. По окончании солнечной  ванны надо перейти к обливанию  водой, температура которой 26-28°. Вода действует сильнее на организм, чем  воздух, потому что обладает теплопроводностью.

Наиболее  эффективный метод закаливания  — закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Использование для закаливания водных процедур имеет свои особенности; вода - более энергичный закаливающий фактор, чем воздух. Он также должен прочно закрепиться в режиме дня ребенка в ежедневных процедурах:

    • мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;
    • чистка зубов с полосканием полости рта прохладной водой;
    • полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры.

При закаливании  водой нужно подобрать наиболее подходящий способ его (обтирание, обливание, купание) или постепенно переходить от одного к другому.

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана, мыть при этом руки, шею, лицо, ноги, грудь. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).  

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и ослабленным детям. Рукавичкой, сшитой из мохнатой ткани, обтирают тело по частям – руки , шею , грудь, живот ноги, спину. Руки и ноги обтирают от пальцев вверх. Длительность первого обтирания 6 – 8 минут, при этом в воду можно добавлять соль и постепенно температуру воды 34 – 35 снижать до комнатной.. После обтирания надо протереть тело ребёнка сухим полотенцем.

Обливание для здоровых детей в летнее время можно начать без предшествующего обливанию обтирания. Первоначальная температура воды должна быть 39°, затем через каждые три дня можно снижать её на 1-2°, В теплые дни обливание делать на воздухе, в холодные — в помещении.

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура воды вначале 27-28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Общее обливание — более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям начиная с 9—10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний.

Ножные  ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды летом 33-35°, зимой – 35-36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22-24° и ниже. Продолжительность процедуры 1-3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.

     Очень благотворно на организм ребенка  влияет душ. Температура воды при принятии его должна быть для детей 1-2 лет 36-37° (снижается до 28°), а для детей 3-7 лет — от 26 до 18°.

     Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное и полезное — плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм, плавание и укрепляет его и закаливает. Купание следует начинать при установившейся погоде, лучше всего при температуре воды 23-24°.

Купание в реке, озере и  море — один из лучших способов закаливания детского организма летом, так как при этом сочетается воздействие воздуха, солнечного света, воды и движений. Под влиянием купаний улучшаются сон, аппетит, обмен веществ. Поскольку холодная вода оказывает на организм сильное действие, целесообразно начинать такие процедуры после небольшого курса обливаний или душа.

В условиях средней полосы России лучше всего  начинать купание при температуре воды в водоеме не ниже 22—23°, воздуха — 25—26°. Наилучшее время для купания от 10 до 12 часов утра. Если дети прошли предварительную подготовку (обтирания, обливания), можно входить в воду и при более низкой температуре.

     Ребенку разрешается купаться не чаще одного раза в день. Важно следить за тем, чтобы дети входили в воду неразгоряченными, но и не с охлажденным телом. Во время купания надо заставлять ребенка больше двигаться в воде и наблюдать за его состоянием. При малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) надо прекратить купание. После выхода ребенка из воды его следует растереть досуха, быстро одеть и отвести в тень.

С незапамятных времен известно, что ходьба босиком  – замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности  стопы имеется много температурных  рецепторов, которые непосредственно  связаны со слизистой оболочкой  дыхательных путей, а также практически  со всеми внутренними органами. 

Большинство малышей любят ходить босиком, и  родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в  носках, затем босиком по коврику  или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком  и по полу, летом – по траве  на лесной поляне или по песку у  реки. Порой родители запрещают детям  ходить босиком из опасения, что  они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так  как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое  и надежное профилактическое средство – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом. 
 
 
 

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод  могут и должны быть друзьями ребенка  с первых дней его жизни. Задача родителей  – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни  наших детей. 

 Режим  дня. 

 Великий  физиолог И.П. Павлов не раз  говорил, что ничто так не  облегчает работу нервных клеток  головного мозга, как определенный  распорядок жизни.

 Всему свое время в режиме дня, а иначе  и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.

 Если  не налажено правильное чередование  различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна  недостаточна, если мало отводится  времени для отдыха на открытом воздухе  – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности ребенка. Вот почему семья, должна обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна ребенка.

 Хороший  отдых, а затем неукоснительное  выполнение распорядка дня избавят  ребенка от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.

   Правильно организовать режим дня ребенка – это: 

  - обеспечить  ему достаточный по продолжительности  сон со строго установленным  временем подъема и отдыха  ко сну; 

  - предусмотреть  регулярный прием пищи; 

  - установить  определенное время приготовления  уроков; 

Информация о работе Физическое воспитание в семье