Физической воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.
В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических качеств.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 1.78 Мб (Скачать)
                                                                                                            

1. Введение.

   Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.  

   В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным  действиям) и развитие физических качеств. 

   С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение  функциональных  возможностей  сердечнососудистой и дыхательной  систем  и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям  функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают, при известных условиях, существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых,  скоростных  и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет говорить об управлении их развитием. 

   В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта  использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере  направленное  физическое  развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности,  двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое  воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.). 

  Вып Сыроварова       
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.       3
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

   2. Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду.

    Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем достичь искусства в ремесле. Профессор Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.

Результаты опроса в России 2004 год.

     

   Одним из первых дал теоретическое обоснование ППФП  В. В. Белинович (1959).   Автор определил задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся, а также развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности и воспитание специфических волевых качеств. Общепринято, что в содержании прикладной физической подготовки должны входить обычные средства - физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в соответствие с поставленными задачами.

   В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм перенося двигательного навыка, умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности.

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         4
Изм Лист № докум Подпись Дата
 
                                                                                                            

     Основная направленность занятий заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности. 

    По данным Р.Т. Раевского (1985) недостаточный уровень  развития физических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24 % всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше - 37 % ошибок. 

     В нефтяной промышленности от 20 до 53 % случаев аварийных отказов техники происходит из-за ошибок человека в двигательной, чувственной, умственной сферах; около 40-50 % травм вследствие неудовлетворительного зрения операторов (Панов Г.Е., 1977). 

     По данным американских ученых 98 % авиакатастроф происходит из-за ошибок пилотов и диспетчеров и только 2 % из-за отказа техники.

      Все вышесказанное делает актуальным вопрос о повышении эффективности функционирования человеческого фактора в системе человек-машина-среда (СЧМС).  

     С этой целью ученые изучали эффективность профессиональной деятельности представителей различных специальностей и определили, что она во многом зависит от уровня развития двигательных  и психических качеств человека. Так по данным И.Д. Карцева с соавторами (1968) установлено, что не всегда здоровые подростки одинаково успешно осваивают одну и ту же работу. Успешное освоение профессии возможно лишь при наличии соответствия определенных психофизиологических качеств человека, специфическим требованиям, предъявленным производственными процессами именно к этим профессионально важным качествам. На основании выявления таких качеств и физиологических функций, необходимых для освоения конкретных профессий, группировки этих профессий и изучения, степени развития функций у подростков,

    хорошо осваивающих профессию и не сумевших ее освоить, разработаны критерии профессиональной пригодности подростков для большого числа профессий. 

      Исследования В.М. Левина и Э.С Рутембурга (1977) установили, что  больше    половины (58 %) школьников имеет ограничения к различным видам труда.

(рис 2) 

         Авторы отмечают, что многие из осваиваемых профессий предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору в целом и к отдельным его функциям, к слуховому анализатору, прежде всего к остроте слуха, а также к вестибулярной функции.

  Вып Сыроварова      

190304.03 / 1707

Лист
  Пров.         5
Изм Лист № докум Подпись Дата
 
                      Значительное число профессий связано с пребыванием в условиях повышенной или пониженной температуры воздуха, шума, вибрации, вынужденным конвейерным ритмом работы. Эти условия предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию центральной нервной системы (ЦНС), особенно ее вегетативному отделу, к аппарату кровообращения в целом. И наконец, немало еще имеется профессий, требующих применений ручного труда с элементами общего физического и статического напряжения, вынужденной рабочей позой, напряжением отдельных мышечных групп, конечностей. Такие работы обусловили повышение требования к функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата. 

      Но, как известно, некоторые функции и анализаторы  нашего организма подвижны. В связи с этим актуально изучение тех  природных задатков, из которых при надлежащих условиях воспитания и обучения должны развиться необходимые способности к успешному освоению профессии. В ряде случаев возможно и необходимо с помощью специальных средств развивать, повышать функциональные возможности молодых людей, желающих обучаться профессии, и тем самым делать их профессионально пригодными.

       Именно эту задачу и призвана решать ППФП студентов в вузе . 

                                                                                      

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         6
Изм Лист № докум Подпись Дата
 
3. Виды физической подготовки.

      Различают общую и специальную физическую подготовку.

    Общая физическая  подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта. 

   Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы  обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия. 

   Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности.

      ОФП строится с  использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей  организма  путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека. 

   Специальная физическая подготовка (СФП) - это

    процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей.       

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         7
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

По мере роста  спортивного мастерства объем 

средств ОФП  уменьшается,

 а объем  средств СФП - увеличивается . 
 

   Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее

виды можно  свести к двум основным группам:

    • спортивная подготовка;
    • профессионально- прикладная физическая подготовка (ППФП).
 
 

          

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         8
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

           5.Спортивная подготовка.

   Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. 

   В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно. 

   Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

   Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. 

   Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

     Структура подготовленности спортсмена включает:

  • технический элементы,
  • физический элементы,
  • тактический элементы,
  • психический элементы.

Под технической  подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники  системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с  физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов. 

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта. 

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмен

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         10
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

           Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта. 

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). 

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность. 

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как  целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований. 

 

 В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

  • устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
  • кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
  • способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
  • способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
  • способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.
  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         11
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

4. Характеристика различных уровней физической подготовки.

Уровни физической

подготовки

Возрастной диапазон Основные задачи подготовки Характерные особенности  подготовки
1 Общая физическая подготовка 

(ОФП)

16-75 лет Развитие функциональных возможностей организма до уровня, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья; освоение жизненно необходимых двигательных умений и навыков; развитие физических качеств Самостоятельные занятия во внерабочее время; комплексное  построение занятий; непредельные объемы нагрузок;
2 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) 16-60 лет Развитие и  постоянное совершенствование физических качеств,укрепление здоровья и повышения устойчивости организма к воздействию небла-

гоприятным  факторам среды и профессио-нальной деятельности; участие в контрольных проверках физической подготовленности и в массовых соревнованиях по прикладным видам спорта.

Специально-организованная физическая подготовка в служебное  время; преимущественно комплексное  построение занятий; непредельные объемы нагрузок.
3 Спортивная  тренировка 

(СТ)

16-35 лет Специализация в каком-либо виде спорта; подготовка и участие в соревнованиях. занятия во внеслужебное время; освоение предельных объемов  тренировочных нагрузок; подчинение режимов труда и быта задачам  спортивной подготовки.
 
 
  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         9
Изм Лист № докум Подпись Дата
 
6.Место ППФП в системе физического воспитания.

Цель  и задачи ППФП.

  Известно ,что профессионально- прикладная физическая подготовка (ППФП) является частью физического воспитания . 

   Физическая подготовка, которая осуществляется с учетом требований производства (ППФП), вида деятельности (военное дело), вида спорта (СФП) и т.д. ППФП может занимать от 10-15 до 70 % времени учебного занятия, реализовываться как на учебных занятиях, так и во внеучебное время. Более подробно эти положения будут рассмотрены далее. 

  Итак, цель ППФП - достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности. 

   На основании цели выделяются следующие задачи ППФП:

1.   развитие  ведущих для данной профессии  физических качеств;

2.   формирование  и совершенствование прикладных  двигательных навыков;

3.   повышение  устойчивости организма к внешним  воздействиям условий труда;

4.   воспитание  специфических для данной профессии  волевых и других психических  качеств;

5.   повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);

6.   содействие  формированию физической культуры  личности, укрепление ее психики. 

   Чтобы лучше представить себе возможности ППФП, остановимся несколько подробнее  на ее составляющих.  

Прикладные  знания - это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.

  Например экономисты в течение рабочего дня 6-8 часов проводят сидя, уже через 2-3 года у них начинают проявляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т.д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессии.

В практику подготовки геологов входит раздел, связанный с горной подготовкой, где изучаются особенности передвижения, страховки, оказания первой помощи и т.д.

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         12
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

   Прикладные качества - это те же общеизвестные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), которые в наибольшей мере необходимы в той или инойпрофессии.

 Выбор приоритетных  физических качеств определяется на основании изучения профессиональной

деятельности  работников высокой квалификации и  неквалифицированных людей той  же возрастной группы. 

   Например, все виды операторской работы (оператор на буровой, оператор на химическом заводе и т.д.) требуют быстроты реакции, хорошей координации движений, развития внимания. В то же время представителям разных профессий для качественного выполнения профессиональных видов работ требуется или повышенная общая выносливость или сила отдельных мышечных групп, или ловкость. Следовательно, становится существенно важным заблаговременное акцентирование, именно специальное формирование этих прикладных качеств до профессионально требуемого уровня, что и является одной из задач ППФП.  

   Прикладные психические качества и свойства личности. Каждая  профессия предъявляет свои требования к психическим качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми.

   Так, профессиографические исследования, выполненные на членах буровых бригад Броун С. И., (1984) показали, что приоритетное значение придается функции внимания (концентрация, широта, переключение), эмоциональной устойчивости, координации движений и другим качествам. 

   Всем психическим качествам и свойствам личности присуща определенная подвижность, практически все психические качества можно развивать определенными физическими упражнениями и занятиями прикладными видами спорта, но лабильной психических качеств и свойств личности существенно ниже по сравнению с физическими и психофизическими качествами, поэтому в профессиональной работе по ряду профессий применяется профессиональный отбор, который подразумевает систему мероприятий, позволяющую выявить людей способных более успешно овладевать профессией. 

   Например, профессиональный отбор проводится при отборе специалистов для работы в экстремальных условиях (морское бурение, операторы химического производства, полевые геологи и т.д.). .). Занятия борьбой, боксом, мотоспортом способствуют выработке смелости и решительности,

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         13
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

   марш-броски и кроссы длительностью 1-2 часа совершенствуют волю занимающихся. Общительность (коммуникабельность) существенно повышается при занятиях игровыми видами спорта.

   Прикладные умения и навыки необходимы во многих профессиях. Одни обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ (ходьба на лыжах, плавание, гребля, лазание по вертикальной и наклонной лестнице, бег по трапам, перенос тяжестей и т.п.), другие способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации

 производственных задач (управление автотранспортом, езда на лошади и т.п. ). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся определенными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, различными видами конного спорта и т.д., а также прошедший профессионально-прикладную подготовку в процессе физического воспитания и освоивший важнейшие прикладные элементы из этих видов спорта для целого ряда профессий. 

   При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить о том, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой (ОФП). Еще раз подчеркнем, что ОФП является необходимой основой, фундаментом ППФП студентов любой специальности. Другой вопрос, что соотношение ОФП и ППФП может изменяться в существенных пределах при освоении различных профессий. 

   Иногда (для представителей гуманитарных профессий) хорошая ОФП решает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии. В этом случае дополнительно нужны в основном лишь более широкие прикладные знания об активном и сознательном подборе средств физической культуры и спорта и навыке их самостоятельного использования в режиме труда и отдыха в зависимости от характера и условий  труда и быта. 

   В других же случаях (геологи, строительство трубопроводов и т.д.) ОФП не может обеспечить необходимый уровень психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь требуется специальная и объемная ППФП по всем ее составляющим параметрам.

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         14
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

7. Интенсивность физических нагрузок.

     Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются

показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Таких показателей много: изменение времени двигательной реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д.

  

  Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок: максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную. 

   1. Работа максимальной интенсивности. Продолжительность этой работы обычно не превышает 20 сек. При такой максимальной работе явления утомления наступают уже через 10-15 сек., что проявляется в некотором снижении интенсивности. Работа совершается в анаэробных условиях. Интенсивность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее за счет аэробных процессов. Поэтому кислородный запрос организма удовлетворяется только по окончании нагрузки. Во время же самой работы образуется значительный кислородный долг. 

   2. Работа субмаксимальной интенсивности.  Предельная ее продолжительность не менее 20-30 сек., но не более 3-5 мин. При такой работе образуется значительное количество молочной кислоты, которая растворяется в крови. Помимо анаэробных процессов, интенсивно развертывающихся при этой работе, включаются также и аэробные процессы. Резко усиливаются дыхание и кровообращение. Это обеспечивает увеличение количества кислорода, притекающего с кровью к мышцам. Потребление кислорода непрерывно возрастает, но максимальных величин оно достигает почти в конце работы.  Образующийся кислородный долг очень велик - он значительно больше, чем после работы максимальной мощности, что объясняется продолжительностью работы. 

   3. Работа большой интенсивности.  Она характеризуется длительностью не менее 3-5 мин. и не более 20-30 мин. Здесь уже вполне достаточно времени для того, чтобы дыхание и кровообращение могли усилиться в полной мере. Поэтому работа, выполняемая через несколько минут после старта, происходит при потреблении кислорода,  близком к максимально возможному. Вместе  с  тем кислородный запрос при такой работе больше, чем возможное потребление кислорода. Интенсивность анаэробных процессов превышает интенсивность аэробных реакций. В связи с этим в мышцах накапливаются продукты анаэробного распада, и происходит образование кислородного долга.

    Во время работы большой интенсивности заметную роль играют выделительные процессы. Потоотделение, усиливающееся в первые минуты работы, полностью включается в терморегуляторную функцию, предохраняя организм от перегревания. Помимо этого, с потом удаляется часть молочной кислоты и других продуктов обмена, поступивших из мышц в кровь.

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         15
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                              

  4. Работа  умеренной интенсивности. Она может продолжаться от 20-30 мин. до нескольких часов. Особенностью, отличающей зону умеренной интенсивности от всех трех вышеперечисленных зон, является наличие устойчивого состояния (равенство величин кислородного запроса и потребления кислорода). Лишь в начале работы кислородный запрос превышает потребление кислорода. Однако уже через несколько минут потребление кислорода достигает уровня кислородного запроса. Накопление молочной кислоты при устойчивом состоянии отсутствует или же невелико. Функции дыхания и кровообращения увеличены сильно, однако не максимально.

 

  Наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки, особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на частоту сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: О, I, II, III.

   Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках разной интенсивности.

   Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в мин для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления (при повторном или интервальном методах тренировки) или для активного отдыха. Существенный прирост потребления кислорода, а следовательно, и соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а в первой зоне, типичной при воспитании выносливости у начинающих. 

   Первая тренировочная  зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме) происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом готовности. 

   При воспитании общей выносливости для подготовленного спортсмена характерно естественное «вхождение» во вторую зону интенсивности нагрузок.

  Во второй тренировочной  зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО).  Однако у слабо подготовленных занимающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130— 140 удар/мин,

          

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         16
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

тогда как у  хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160—165 удар/мин. 

   В третьей тренировочной  зоне (более 180 удар/мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты. Уменьшается время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что приводит к падению ее сократительной силы (при

покое 0,25 с —  сокращение, 0,75 с - отдых; при 180 удар/мин  — 0,22 с — сокращение, 0,08 с —  отдых), резко возрастает кислородный  долг. 

            

   К работе большой интенсивности организм приспосабливается в ходе повторной тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера. 
 
 
 

          

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         17
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

  8. Воспитание физических качеств.

    Воспитание физических качеств - это целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью. К основным физическим качествам человека силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость и непосредственно связанные с ними морфофункциональные свойства организма. Эти качества определяют степень развития различных физических и двигательных способностей человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.).

  Выносливость - способность человека выполнять работу без снижения ее эффективности, несмотря на возникающее утомление.

 Воспитание гибкости.

   Выносливость по  отношению к определенной деятельности называется специальной. В зависимости от специфики вида деятельности утомление может быть умственное, эмоциональное и физическое. В практике физического воспитания чаще всего встречается физическое утомление.

   Одно и  то  же по форме упражнение может выполняться с разной интенсивностью. В соответствии с этим предельное время его выполнения будет колебаться  от  нескольких секунд до нескольких часов. Механизм утомления (а, следовательно, и выносливости) в этих случаях будут  различными. В  связи с этим физические упражнения классифицируются по их интенсивности. Чем ниже мощность работы, тем меньше результат ее зависит от совершенства двигательных навыков и больше - от аэробных возможностей человека. При очень низкой мощности работы (медленный  бег) значение аэробных возможностей становится настолько большим, что выносливость к работе такого типа приобретает во многом общий характер. Общая выносливость -  это выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека. 

   Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. 

   Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой.

Выделяются активная и пассивная формы гибкости. Активная гибкость проявляется активными (произвольными) движениями; пассивная - пассивными движениями,

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         18
Изм Лист № докум Подпись Дата
 
  совершаемыми при дополнительных воздействиях или под действием внешних сил.     Показатели пассивной гибкости обычно выше, чем активной, причем, чем больше эта разница,  тем большей резервной гибкостью обладает человек. 
 

   При развитии гибкости не всегда нужно стремиться к максимальному увеличению показателей, так как чрезмерное ее развитие ведет к необратимой деформации связочно-суставного аппарата, что отрицательно сказывается на двигательных способностях. Целесообразным считается развитие гибкости до такой степени, которая допускается нормальным строением суставов, эластичностью связок и мышц. Растяжимость мышечных волокон может повышаться под влиянием физических упражнений. При этом не должна страдать их способность возвращаться в исходное положение. Поэтому необходимо сочетать специальные упражнения для развития гибкости с упражнениями на силу. Гибкость и сила имеют обратную зависимость - гипертрофия мышц в результате односторонних занятий силовыми упражнениями может привести к ограничению подвижности в суставах и уменьшению амплитуды движений. Поэтому необходимо рационально сочетать упражнения для развития гибкости и силовую подготовку. 

   Основными средствами  реализации задач по развитию гибкости являются общеподготовительные и специально-подготовительные  упражнения. Все эти упражнения применяются как в статическом, так и в динамическом режимах.

   К активным движениям относятся:

 ·     простые движения (например, наклоны, повороты, выпрямление);

 ·     пружинистые движения (например, пружинистые наклоны и выпрямление);

 ·     маховые движения. 

   Степень воздействия этих упражнений примерно соответствует порядку их перечисления. В такой же последовательности их надо включать в комплексы упражнений для разминки или воспитания гибкости.

   Пассивные статические упражнения (здесь поза сохраняется за  счет внешних сил)  несколько менее эффективны, чем динамические.

   Упражнения на гибкость можно включать во все части занятия: в подготовительной части они входят в компоненты разминки; в основной части используются в виде самостоятельного раздела (если задачи занятия предусматривают воздействие на гибкость). Или играют вспомогательную роль и выполняются отдельными сериями в интервалах между основными упражнениями; в заключительной части, в условиях утомления, рекомендуется использовать для развития гибкости пассивные упражнения. 

   На гибкости больше, чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительно снижена. Колебания ее под  влиянием различных условий (температура, время суток) надо учитывать при проведении занятий.  

          

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         19
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                              

   При неблагоприятных условиях, ведущих к снижению гибкости, следует увеличить разминку. 

  Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с остальными  физическими способностями, тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер. 

   Ловкость -  способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Все движения, с которыми

приходится сталкиваться в быту, трудовой и спортивной деятельности можно условно разделить на две  группы:

·     относительно стереотипные (бег, прыжки, метания и др.);

·     нестереотипные (спортивные игры, единоборства и др.). 

   Ловкость в значительной мере зависит от объема двигательных навыков человека. Любое движение, каким бы новым оно не казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей, которые, вместе с новыми движениями вступают в специфические соединения и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом навыков обладает человек, тем лучше приспосабливается к существующим и изменяющимся условиям, т.е. тем выше его ловкость. 
 
 

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         20
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

9.Вывод

  Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта.  При этом  применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами. 

  В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно. 

  Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов. 

  Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП. 

  Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков. 
 
 

          

  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         21
Изм Лист № докум Подпись Дата
                                                                                                            

      Список источников:

  1. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В. И. Ильинича.2001г.;
  2. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Коваленко В.А.. 2000г.;
  3. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лепсос, 1994г.;
  4. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания – М.: Физкультура и спорт, 1976г..
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991г.
  6. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. Белов В.И. 1993г.
  7. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лепсос, 1994г.
  8. Рафин А. Я. Физическая культура. М., 1989г.
  Вып Сыроварова      
190304.03 / 1707
Лист
  Пров.         22
Изм Лист № докум Подпись Дата
 

 

Информация о работе Физической воспитание