Физкультурно­­­-оздоровительная работа в детском оздоровительном лагере в летний период

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Летом же, во время самых длинных каникул, ребята могут с ещё большей интенсивностью выполнять двигательные действия в детских лагерях отдыха. Позади школа, уроки, и дети на первых порах резвятся, как телята на лужайке, бегают, прыгают, не унять их. Они имеют неограниченные возможности для коллективных и индивидуальных занятий на свежем воздухе. Это игры, спорт, туризм, различного рода физические упражнения. Вы, конечно, дадите им возможность насладиться свободой, раскованностью. Но лагерь хоть и не школа, а всё равно требует упорядоченности действий специалиста по физической культуре - ф

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Методика подготовки и проведения турпохода

1.      Определить цель, от которой будет зависеть выбор и подготовка маршрута, содержание подготовительной работы. Вожатый должен учитывать возраст, физическую подготовку, интересы ребят.

2.      Составить с активом план похода, маршрут, определить сроки похода.

3.      Распределить обязанности и поручения (командир отряда, завхоз по питанию, ответственный за снаряжение, казначей, санитар, корреспондент или секретарь, физрук, топограф, метеоролог, фотограф, художник, гидролог и т.д.) Чем больше воспитанников будет привлечено к работе, тем более действенным будет педагогическое воздействие педагогического мероприятия на них.

4.      Проверить наличие инвентаря: палаток, топоров, рюкзаков и т.д. Одежда должна быть лёгкой, с большим количеством карманов.

5.      Всем пройти медосмотр. Вожатому получить разрешение на каждого ребёнка. Укомплектовать аптечку.

6.      Составить смету похода (распределение еды, меню, дорожные расходы).

7.      Оформить маршрутный лист с планом-графиком и схемой маршрута, получить письменное разрешение у начальника лагеря.

8.      В период подготовки каждый из ребят выполняет своё поручение.

 

9.      Поход начинается с построения. Перед походом руководитель должен осмотреть, как одеты и обуты туристы, как выглядят их рюкзаки, осведомиться о здоровье каждого.

10. После осмотра проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания.

17

11. Закончив проверку, пересчитать группу и провести короткий инструктаж: напомнить о правилах поведения, маршруте, примерном времени возвращения обратно и т.п.

12. Назначить замыкающего и направляющего.

13. После этого группа выходит на маршрут. Сначала надо идти не торопясь, чтобы организм привык к физической нагрузке.

14. Через 15-20 минут устроить первый «подгоночный» привал. Он необходим, чтобы переложить или поправить рюкзак, перешнуровать ботинки, переодеться – словом, устранить всё, что мешает движению.

15. Постепенно перейти к нормальной скорости (темпу) движения.

16. Короткий привал – 10 минут после 50 минут ходьбы, длинный – 30 минут через 3-5 километров. В течение дня ребята среднего отряда должны проходить 15 км, старшие – 20 км.

17. Продолжительность любого привала фиксируют с момента прихода последнего участника, иначе самые слабые и неподготовленные не успеют отдохнуть. На привале – отдыхать, а не бегать и прыгать!

18. Всё ходовое время разделить на две неравные части: большая – до обеденного привала и меньшая – после него. Привал и обед должны приходиться на самое жаркое время дня и продолжаться 2-3 часа.

19. Останавливаться на ночлег следует за 1-2 часа до захода солнца, чтобы успеть приготовить ужин и установить палатки. Вожатому (затейнику) продумать, как организовать досуг в походе.

20. После похода надо подвести итоги, оформить стенгазету, подготовить выставку из природных материалов, составить гербарий и т.д. в зависимости от целей похода. /7, 220/

Юным туристам следует знать, что за действия, которые приводят к разрушению почвенного покрова, гибели фауны и флоры, загрязнению водоёмов, они несут административную и уголовную ответственность. За нарушения, в результате которых страдает природа и окружающая среда, виновные привлекаются к уголовной ответственности сроком от 1 до 5 лет или облагаются денежным штрафом.

18

Не нужно забывать, что и санитарно – гигиеническая работа оказывает на детей оздоровительный эффект.

1.5. Санитарно – гигиеническая работа в летнем оздоровительном лагере

Санитарно – гигиеническая работа в летнем оздоровительном лагере направлена на поддержание чистоты и порядка в комнатах, корпусах, на территории лагеря, столовой, отрядных полянах, на пляже, т. е. везде, где бывают дети. Эта работа обязательна включает заботу о чистоте тела, красоте прически, чистоте и опрятности одежды, постельного белья. Проследим, как эта работа осуществляется течении дня под руководством вожатого, санитаров, дежурных.

Утро

Утро начинается с утренней гимнастики, затем – утренний туалет (ребята моют руки, лицо, шею, уши, чистят зубы, причёсываются). Вожатый младшего отряда должен помочь девочкам сделать причёски, организовать взаимопомощь, проследить, чтобы причесались мальчики.                                                            

После завтрака часть ребят – дежурные – занимаются уборкой комнат, а часть – уборкой территории.

Дежурные по комнате должны проконтролировать заправку кроватей, порядок в тумбочках, шкафах, вымести весь мусор, сделать влажную уборку, включая подоконники, вынести мусор.

На уборку территории необязательно тратить так много драгоценного времени. Необходимо построить ребят цепью, которой они пройдут по своей территории, собирая мусор. Далее организованно все выбросят мусор в мусорку или ведро и один из ребят отнесёт его и выбросит в контейнер. А лучше всего с первых дней всем отрядом принять девиз: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!», и тогда эту процедуру можно будет повторить через два – три дня.

День

В течение дня ребята следят за чистотой рук, особенно перед едой, за чистотой и опрятностью одежды  и постели «после дневного сна», за чистотой и порядком в столовой и в тех местах, где проходят мероприятия.

19

Вечер

Вечерний туалет: к тому, что ребята делали утром,  добавляется мытье ног.

В лагере есть специальные дни, которые полностью посвящены  санитарно-гигиенической работе. Это – банные дни. В банный день в определенной очередности выполняется следующая работа:

- смена постельного белья;

- генеральная уборка;

- мытьё в бане;

- стирка;

- просушка.

   В этот день не следует проводить такие мероприятия, как футбол, поход, и т.д. Лучше на этот день запланировать интеллектуальные игры, чтение книг, написание и отправку писем домой, а ещё лучше, если вы организуете конкурс причесок для девочек и конкурс на лучший джентльменский костюм для мальчиков. 

Таким образом, к организации и методике работы по физическому воспитанию в оздоровительном лагере предъявляются следующие требования: во-первых, необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима лагеря, обеспечив участие в них всех детей; во-вторых, содержание, методы, и формы организации занятий должны дифференцироваться в соответствии с возрастным делением детей, состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности; в-третьих, следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения; в-четвёртых, вся работа по физическому воспитанию должна сочетаться с трудовой деятельностью. 

 

 

         

 

 

 

      20

Глава 2. Организация  физкультурно-оздоровительной работы  в условиях летнего оздоровительного лагеря «Эврика»

2.1. Структура летнего оздоровительного лагеря «Эврика»

Оздоровительный лагерь «Эврика» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года. «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991                                   года, «Об образовании в Республике Беларусь», иными актами   законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.

Лагерь «Эврика» является учреждением, обеспечивающим получение внешкольного воспитания и обучения для детей от 6 до 15 лет. Он размещается в дали от дорог, что обеспечивает благоприятную обстановку для отдыха и оздоровления детей. Также неподалёку находиться лес, что позволяет проводить множество мероприятий, особенно физкультурно-оздоровительных, на свежем воздухе.

Проводя воспитания детей работники лагеря соблюдают следующие цели и задачи: 

 

Цели и задачи:

 

      Оздоровление и укрепление здоровья учащихся, формирование навыков здорового образа жизни и сознательного отношения к своему здоровью и окружающей среде, усвоение норм и правил безопасности жизнедеятельности, подготовка к жизни в обществе;

      Воспитание ценностного отношения к природе, к собственной и чужой жизни;

      Удовлетворение потребностей личности в эмоциональном контакте, в реализации своей активности посредством объединения детей во временные коллективы, участием в массовых, групповых и индивидуальных формах деятельности;

 

21

      Развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей.

 

Организационные основы деятельности

 

Время и место проведения:

     18 дней летних каникул на базе средней школы д. Карцевичи

 

     Оборудование лагеря:

     Каждый отряд размещается в двух комнатах-спальнях (отдельно для мальчиков и девочек по 8-10 человек);

     Каждый участник должен иметь кровать, раскладушку и спальные принадлежности: одеяло, подушку, простыни, наволочку;

     Предметы личной гигиены (отдельные полотенца для рук и ног).

 

Участники лагеря:

      1 отряд ученики 1-3 классов                                   24 человека

      2 отряд ученики 4-6 классов                                    26 человек

      3 отряд ученики 7-9 классов                                   23 человека

      С каждым отрядом работают по два постоянных воспитателя (руководителя), которые несут ответственность за жизнь и здоровье детей;

      В лагере работает учитель физической воспитания, изобразительного искусства, музыкальный работник;

      Организованы кружки: изобразительного искусства, кружок по теннису, волейболу, баскетболу, танца.

2.2. Содержание физкультурно-оздоровительной работы

Практика автора проходила в оздоровительном летнем лагере «Эврика», который размещался на базе средней школы д. Карцевичи. Смена длилась с 10 по 27 июня 2007 г.

22

Во время прохождения практики было проведено множества мероприятий, а именно: игра «Любовь с первого взгляда», игра-путешествие «К тайна природы», конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир», игра «Лондон-Париж», акция «Жыву у Беларусі і тым ганаруся» и др.. Также проводились и физкультурно-оздоровительные мероприятия: проведение зарядки; занятия общей физической подготовкой в отрядах; прогулки, экскурсии и походы с играми на местности (спортивные аттракционы, эстафеты и др.); занятия общелагерных  групп и команд по видам спорта; спортивные соревнования; мероприятия по физической культуре и спорту на праздниках; развлечения на игровой площадке (подвижные  игры и т. п.).

Целью всех этих мероприятий было одно: обеспечение условий для активного усвоения учащимися знаний, формирование умений и навыков, достижение разносторонней физической подготовленности, гармоничного физического развития, формирование здорового образа жизни, оздоровление школьников, содействие снижению заболеваемости, повышение умственной работоспособности, воспитание морально-волевых качеств. Также выполнялись и следующие задачи:

-         укрепление здоровья детей, разностороннее физическое развитие и закаливание организма;

-       воспитание у учащихся бережного отношения к собственному здоровью;

-       привитие навыков личной и общественной гигиены, необходимых в школе, дома, в общественных местах;

-       развитие физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, силы и выносливости;

-       воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, коллективизма и трудолюбия;

-       повышение уровня функциональных возможностей организма;

-       воспитание интереса, привычки к систематическим занятиям физической культурой.

Проведём анализ некоторых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

23

Согласно режиму дня в лагере  (см. Приложение №6), каждое утро проводилась утренняя зарядка. Составляя комплекс упражнений автор руководствовался следующими правилами:

1) первые упражнения должны тонизировать организм. Поэтому зарядка начиналась с ходьбы или небольшой пробежки «трусцой» и упражнений в потягивании;

2) последующие упражнения должны равномерно воздействовать на все крупные мышечные группы, на весь организм и внутренние органы;

3) при подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности. Поэтому комплексы составлялялись для трёх возрастных групп, которые были представлены в приложении №3, а зарядку проводили воспитатели своих отрядов.

Но каждую неделю, обычно по пятницам, проводилась зарядка-игра. Это помогало избежать однообразия, которое могло притупить желание ребят выполнять зарядку. Примеры игр (см. Приложение №4).

Составной частью режима дня служат ежедневные занятия по плаванию. Но из-за отсутствия водоёма, который бы находился вблизи, мы посещали бассейн. Было проведено пять занятий по плаванию. Задачей, которых было ознакомление ребят с простейшими навыками плавания. Также проводились игры на воде. Примеры игр (см. Приложение №7).  

Была проведена и спортивная работа. Проводили соревнования по различным видам спорта (лёгкая атлетика, плавание, баскетбол, волейбол, настольный теннис и др.). За каждую победу ребята получали грамоты, а в конце смены получали ценные подарки. Цена подарка зависела от количества грамот. Пример грамоты (см. Приложение №8)

Информация о работе Физкультурно­­­-оздоровительная работа в детском оздоровительном лагере в летний период