Физкультурные праздники и досуги как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Физкультурные праздники - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Содержание

Значение физкультурных праздников и досугов в воспитании детей дошкольного возраста.
Организация физкультурных праздников.
Организация физкультурных досугов.
Практическая часть. (Конспект физкультурного праздника или досуга в любой возрастной группе).

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по физре.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по  теории и методике

физического воспитания 
 
 
 
 
 

1 Вариант 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Физкультурные праздники и досуги как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. 

План:

  1. Значение физкультурных праздников и досугов в воспитании детей дошкольного возраста.
  2. Организация физкультурных праздников.
  3. Организация физкультурных досугов.
  4. Практическая часть. (Конспект физкультурного праздника или досуга в любой возрастной группе).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Значение  физкультурных праздников и досугов в воспитании детей дошкольного возраста.

  Физкультурные  досуги и праздники обеспечивают  решение образовательных и воспитательных  задач; совершенствование двигательных  умений, формирование интереса и  потребности в занятиях физическими  упражнениями.

      Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует  решению задач физического воспитания.

  Физкультурный  праздник в детском учреждении  представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенный динамикой двигательного содержания, проводимый на свежем воздухе, он является радостным событием в жизни детей.

  Физкультурные праздники - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

  Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных поделок для украшения спортивной площадки и гимнастического зала, расчистке катка, прокладыванию лыжни, разметке беговых и велосипедных дорожек, мест для игр, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовке костюмов, атрибутов праздника. Даже самые маленькие, не только участники, но и болельщики, получают задания; соответствующие их подготовленности. Вследствие такой разносторонней творческой деятельности решаются многие задачи трудового воспитания. Дети обогащаются новыми представлениями и знаниями, у них пробуждается интерес к окружающему, понимание идейной направленности физкультурного праздника определенной тематики.

  Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств.

  Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность взрослых - сотрудников дошкольного учреждения, родителей, их совместное участие в подготовке и программе праздника (веселых играх, плясках, соревнованиях, аттракционах, песнях и т. п.).

  Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуры и спорта среди широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива дошкольного учреждения с родителями по физическому воспитанию. Кроме того, физкультурные праздники содействуют улучшению физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых.

  Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

  Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Организация физкультурных праздников.

  Можно  проводить физкультурный праздник  для 2-х или нескольких садов. Длительность праздника – 1 час – 1 час 20 минут. К физкультурному празднику готовится весь коллектив детского сада: составляет сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная одежда для детей и т. д. Физкультурный праздник можно проводить – на воздухе: на участке детского сада, на стадионе, на лесной поляне и т.д.

  Содержание  составляет знакомые, в основном, подвижные игры, танцы и пляски и физические упражнения, знакомые детям и обновленные путем введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное настроение. Подготовка ведется на физкультурных, музыкальных и других занятиях в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Движения, включенные в программу праздника, должны быть хорошо знакомы детям и проводиться так, чтобы было интересно и зрителям, и исполнителям. Общеразвивающие упражнения выполняются с красиво оформленными пособиями: палками, обручами, цветами, веточками. Подвижные игры подбираются с элементами соревнования: «Кто первый полезет в обруч», «Кто скорее добежит до флажка»).

  Планирование осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

  В  программу физкультурного праздника  включается общеразвивающие упражнения, игры со спортивными элементами  и подвижные игры, спортивные  упражнения, игры, эстафеты, а также  занимательные викторины и загадки.  Интересно проводятся летние и зимние праздники под девизом: «Будем спортом заниматься!», «Здравствуй, лето!», «Зимушка хрустальная» и др.

  В  программе праздника должно быть  предусмотрено чередование движений  с отдыхом: исполнив упражнение  или танец, пляску, дети наблюдают  за выступлениями своих товарищей.

  Одежда  для праздника должна быть  не только нарядной и удобной,  но и отвечающей гигиеническим  требованиям. Детям, выполняющим  физические упражнения, лучше всего  надеть одинаковую физкультурную  форму. Дети участвуют в подготовке костюмов, пособий, атрибутов, а также в украшении помещения и участка.

  Подготовка  к празднику начинается и ведется  планомерно. Ее осуществляет педагогический  коллектив детского сада, родители. Активными участниками подготовки  к празднику должны быть дети старших групп. Сценарий праздника строится на основе методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. При разработке сценария следует учитывать его основную идею, девиз. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона, условий, в которых он проходит. Так, на празднике в зимнее время, возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий – катание на санках с ледяных горок, игры и соревнования на лыжах, коньках, элементы игры в хоккей, игры-эстафеты на снегу и т.д. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении праздника в летнее время. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбега, метанием в цель и на дальность, упражнениями в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов.

  Открытие  праздника начинается с выхода  участников на физкультурную.  Площадку, после чего следует  построение, поднятие флага, а  затем парад участников. После  торжественной части проводятся показательные выступления, состоящий из общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях, с различными предметами. С показательными номерами могут выступить и приглашенные на праздник гости.

   Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.

  Поддержанию интереса, созданию праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного момента». В  заключении подводятся итоги. Проводится награждение детей, общий хоровод, танцы, парад участников.

  В  день праздника красочное, соответствующее  тематике оформление мест для  проведения игр, соревнований  должно вызывать у детей радостное  ожидание. Праздник надо начинать  точно в назначенное время. Не следует допускать нарушения режима жизни детей!

  На  протяжении всего праздника необходимо  максимально активизировать каждого  участника, уместно использовать  для этого юмор, шутку. В процессе  руководства ходом праздника  обязательным является поддержание контактов с судейской коллегией, согласованные совместные действия с ней. Нельзя допускать чрезмерного затягивания праздника. Это может привести к переутомлению детей, потере интереса к происходящему и, как следствие этого, нарушение дисциплины. Важно, чтобы действия на празднике менялись непрерывно; не должно быть больших пауз между выступлениями, длительного обдумывания оценок судьями. Не допускаются так называемые «пьедесталы почета» для отдельных детей, т.к. ни психологически, ни физически дети еще не готовы к серьезным соревнованиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация физкультурных досугов.

  Досуги  проводятся 1-2 раза в месяц длительностью  15-25 минут в средней группе, 25-35 минут в старшей и подготовительной  группах.  Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов).

 Не  следует затягивать досуги, так  как физическое и эмоциональное  переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.

Младших дошкольников еще затрудняют одновременные, совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг  проводится только с детьми одной  группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.

В начале учебного года составляется перспективный  план дошкольного учреждения, в который  включаются и физкультурные досуги. Намечается тематика физкультурных  досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов руководитель физического воспитания должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности.

Информация о работе Физкультурные праздники и досуги как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста