Физвоспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека. «Жизнь требует движения» ...«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие». Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям. Важно также знать, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму занимающегося. Чтобы этого избежать, должен осуществляться врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы, которые при этом используются, позволяют оценить физическую подготовленность человека, реакцию организма на занятие спортом и в случае необходимости скорректировать нагрузку.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Самоконтроль…………………………………………………………………...4

2.Дневник самоконтроля………………………………………………………..6

3.Показатели самоконтроля…………………………………………………….8

4.Виды контроля…………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………..20

Приложение……………………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Самоконтроль при занятиях физической культурой.окончательный вариант.docx

— 65.11 Кб (Скачать)

     В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается. Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают.

     Кердо предложил высчитывать индекс по формуле: ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс. У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единицы. Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающимимышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту.

     Важным  показателем функции дыхания  является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

     Имеет существенное значение для оценки воздействия  тренировочных физических нагрузок на организм человека, занимающегося физкультурой и спортом. Особое значение контроль за весом тела имеет в тех видах спорта, где спортсмены подразделяются на весовые категории (бокс, борьба, тяжелая атлетика).

     Мужчины и женщины, как правило, отличаются по соотношению отдельных составляющих массы тела. На долю скелета (костной массы) у женщин приходится 16% у мужчин -18%. На долю мышечного компонента соответственно 36 и 42% ( у мужчин -спортсменов иногда до 50%). На долю жирового компонента соответственно 18 и 12%.

     В спорте существенное значение имеет  соотношение веса к росту. Интересно отметить, что по мере удлинения дистанции бега у спортсменов падает весо-ростовой показатель от 401 до 320 г/см. Низкий весо-ростовой индекс у гимнастов. У участников мексиканской Олимпиады этот  показатель был, например, у бегунов -марафонцев до 350 г/см,у спринтеров до 401 г/см, у метателей копья -473, у толкателей ядра до 613 г/см.

     Измерение окружности грудной клетки, предплечья, шеи, талии, бедра и голени так  же определяет уровень физического  развития человека, степень его соответствия телу и возрасту.

     Оценивая  мышечную силу, следует учитывать, что  она зависит от возраста, пола, веса, степени утомления и времени  измерения. Наименьшая величина определяется утром, наибольшая в середине дня. К концу дня мышечная сила падает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Виды контроля 

     Цели, задачи, используемые средства и применяемые  методы определяют виды контроля: педагогический, врачебный, гигиенический, некоторые приемы психологического контроля.

     Педагогический  контроль полагает основным решение педагогических задач – воспитательно-образовательных. Это означает, что объектом внимания преподавателя и непосредственно самого занимающегося является формирование у последнего устойчивых основ знаний, умений и навыков по физической культуре личности на базе надежного фундамента нравственности.

     Достоверно  оценивать динамику столь сложных  факторов и качеств возможно, видимо, лишь в этапной форме. Однако, складываются они (данные изменения) на фоне суммарных педагогических воздействий каждого занятия и даже каждого эпизода учебного процесса.

     Дополнительными показателями педагогического контроля процесса могут служить данные этапных  тестирований раз в семестр (4 – 5 мес.) с получением информации о изменениях веса, ЧСС, восстановления после стандартной нагрузки, результатов в стандартных заданиях по ОФП (бег 100 м., бег 1000 м., количество подтягиваний и т.п.).

     Удобной методикой текущего контроля (и самоконтроля) является ведение занимающимся дневника самоконтроля с ежедневной (утром и вечером) оценкой и регистрацией уровня набора контрольных показателей: ЧСС, спирометрия, величина тренировочной нагрузки, желание заниматься физическими упражнениями, самочувствие, сон и пр. Оценка каждого показателя производится в баллах, по ежедневной сумме которых определяется соответствие реального и модельного движения к цели.

     Простейшими показателями оперативного контроля, пригодными для физкультурника, могут являться самочувствие по ходу занятия, болевые ощущения, обострение восприятия температуры внешней среды (озноб или жар), потоотделение и т.п.

     Для преподавателя – внешний вид  занимающегося, его поведение, реакция на нагрузку и слова и т.д.

     Профилактическая форма контроля в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию заключается в обязательном выполнении требований врачебного контроля (см. ниже), гигиены условий занятий, тренировочной нагрузки, режима отдыха, сна, питания, одежды, обуви, т.е. всего того, что убережет занимающихся от перегрузок, перенапряжения, перегрева, переедания и других возможных «пере –«.

     «Врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом представляет собой основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами – спортивными врачами» (А.Г. Дембо. Спортивная медицина и лечебная физическая культура. – М.: ФиС, 1979.).

     Гигиенический контроль заключается в гигиеническом нормировании: а) физических нагрузок; б) режима труда и отдыха; в) рационального питания; г) закаливания; д) средств восстановления; е) мест и условий занятий; ж) спортивной одежды и обуви др.

     Некоторые приемы психологического контроля или профилактика неприятностей (адресат – любитель самостоятельных занятий ).

     Первой и главной профилактической мерой в самостоятельных занятиях физической культурой должно быть следование рекомендациям врача. Это несколько увеличит продолжительность поставленных задач, зато убережет физкультурника от массы возможных неприятностей.

     Второе – правильно составленный план, в чем следует двигаться в такой последовательности:

     1.Основа – медицинский осмотр и, по его результатам, рекомендация врача.

     2.В соответствии с 1. – выбор цели и задач из:

     § Здоровье;

     § Телосложение;

     § Общая физическая подготовленность;

     § Профессионально-прикладная физическая подготовленность; 

     § Развитие отдельных физических качеств (силы, гибкости и др.)

     § Овладение умениями и навыками в каком-либо виде спорта и т.п.

     3. Разработка стратегии движения к цели и составление соответствующей программы последовательных и хорошо продуманных действий.

     Третье – очень важная сторона контроля в самостоятельных занятиях физическими упражнениями – профилактика травматизма.

     Причины травматизма в занятиях физическими  упражнениями условно делятся на следующие группы:

     - неправильная организация занятий (неудачное время в режиме дня, нарушение дисциплины и т.д.);

     - нарушение методики занятий (скачкообразность в увеличении нагрузки, халатное отношение к канонам, плохая разминка и т.д.);

     - нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности (неровный грунт, мусор на площадке, плохое освещение. неисправность оборудования и инвентаря, несоответствие экипировки физкультурника внешним условиям и пр.);

     - нарушение правил врачебного контроля: занятия без допуска врача, после перенесенных заболеваний, травмы или длительного перерыва в занятиях, при отклонениях в состоянии здоровья; несоблюдение правил личной гигиены;

     - неблагоприятные метеорологические условия: очень низкая (высокая) температура воздуха, сильный ветер и др.

     Учет, устранение перечисленных причин и  есть профилактика – предупреждение травм.

     После всякой работы, вызвавшей снижение работоспособности и утомление необходим отдых, восстановление сил. Неадекватность нагрузки может  привести к гравитационному шоку, ортостатическому коллапсу, обморочному состоянию и т.д. Так, при внезапной остановке после интенсивного бега, в связи  с прекращением действия «мышечного насоса» возникает острая сосудистая недостаточность, сопровождающаяся резким побледнением лица, слабостью, головокружением, тошнотой, потерей сознания и пульса. Это состояние называется гравитационным шоком. Пострадавшего нужно уложить на спину, приподняв ноги выше головы,обеспечив достаточный приток крови к голове. Временная потеря сознания может наступить при нарушении сосудистой регуляции. Так называемый ортостатический коллапс, (временная потеря сознания) наступает при длительном положении стоя у студентов с астеническим телосложением и свойственной им недостаточности  сосудистой регуляции.

     При сильных переживаниях и отрицательных  эмоциях так же может возникнуть обморочное состояние. Обморок может  быть и при гипервентиляции легких, когда в крови понижается содержание углекислого газа, являющегося стимулятором дыхательного центра в головном мозгу. Обморочные состояния могут быть у тяжелоатлетов и других спортсменов, которые выполняют упражнения с чрезмерным напряжением, с задержкой дыхания, которые препятствуют нормальному кровообращению в головном мозгу.

     Неумение  правильно построить свои занятия, выполнение физических упражнений в  болезненном состоянии или в  фазе выздоровления могут привести к острому или хроническому перенапряжению. Острое физическое перенапряжение возникает под воздействием однократной чрезмерной для данного человека нагрузки и протекает по типу сердечно-сосудистой недостаточности. При этом отмечается выраженное побледнение, нарушение координации, головокружение, потемнение в глазах, тошнота, боли в области сердца и правого подреберья (печень). В более тяжелых случаях возможна потеря сознания. Острое физическое перенапряжение  не исключено даже у хорошо тренированных людей, если они участвуют в соревнованиях  и проводят занятия в болезненном состоянии или сразу после перенесенного заболевания, а также при наличии  у них хронических заболеваний.

     Хроническое физическое перенапряжение развивается  как бы исподволь, при систематических и длительных нагрузках, превышающих функциональные возможности организма занимающегося, в особенности если это сочетается с нарушением режима, принятием алкоголя, курением и другими неблагоприятными факторами. При хроническом физическом  перенапряжении изменения наблюдаются в основном со стороны сердца.

     Физическая  нагрузка с использованием интенсивных  и однообразных движений в сочетании  с большой эмоциональной нагрузкой (экзаменационная сессия, семейные конфликты и т.д.) чаще всего приводят к общей работоспособности, появляется быстрая утомляемость, раздражительность , повышенная потливость, одышка и т.д.

     Следует отметить, что на практике чаще возникают  отдельные симптомы переутомления. В этом случае обычно бывает достаточно изменить режим занятий, снизить нагрузку и нормальное состояние восстанавливается. Но в случаях более серьезных, связанных с перенапряжением или перетренировкой требуется серьезное длительное лечение с последующим осторожным расширением двигательного режима.

     Боли  в мышцах. После первых занятий физическими упражнениями, довольно часто, в мышцах возникают боли. Они могут возникать и при выполнении новых упражнений, а также при форсированном увеличении физических нагрузок. Чтобы это не случилось, необходимо медленнее увеличивать дозу мышечных усилий. Держаться боли несколько дней, вызывая некоторый дискомфорт  у занимающихся. Они не опасны и связаны с накоплением в мышцах недоокисленных продуктов распада. При этом появляется чувство тяжести, скованности движений, ухудшается эластичность мышц, они становятся тверже, хуже расслабляются.

Информация о работе Физвоспитание