Формы физического воспитания студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:31, реферат

Описание работы

Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке
гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания
предусматривается решение следующих задач:
V воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических
качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
V сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному
формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой
работоспособности на протяжении всего периода обучения;

Содержание

|ВВЕДЕНИЕ |3 |
|ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ |4 |
| 1.Учебная работа |4 |
| 2.Спортивная массовая работа |5 |
|ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ |6 |
| 1.Урочная форма |6 |
| 1.1 Типовая структура урочного занятия |8 |
| 1.1.1 Подготовительная часть |8 |
| 1.1.2 Основная часть |9 |
| 1.1.3 Заключительная часть |12 |
| 2. Внеурочная форма |13 |
| 2.1 Формы организации самостоятельных занятий |13 |
| 2.2 Требования к организации самостоятельных занятий |15 |
|Список используемой литературы |16 |
| | |

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 35.59 Кб (Скачать)

      Массовая  физкультурная работа ставит  задачей рационально  использовать

досуг студентов  для укрепления их  здоровья  и  физической  подготовки.  Она

проводится в виде физкультурных и агитационно-пропагандистских мероприятий. 

             Физкультурные мероприятия осуществляются  в формах: 

    V Внутри - и вневузовские спортивные соревнования;

    V  Экскурсии,  пробеги,  вылазки,   прогулки,   походы,   физкультурные

      выступления,  оздоровительные  мероприятия,  физкультурная  работа  в

      студенческих  общежитиях. 

                  Агитационно-пропагандистские мероприятия: 

       V Беседы, доклады, лекции, спортивные  вечера, консультации;

       V Организация фотовитрин, выставок, альбомов;

       V Использование плакатов, таблиц, афиш, местных СМИ. 
 
 

                         4 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 
 
 

                        1. Урочная форма 
 

      Занятия  не однородны по  основным  задачам,  а,  следовательно,  и   по

проведению. Принято  выделять уроки ОФП  и  спортивно-тренировочные.  В  свою

очередь они могут  различаться  по  видам  применяемых  средств  физического

воспитания.    Могут    быть    выделены    уроки    основной    гимнастики,

характеризующиеся комплексным использованием средств. 

    В пределах  занятий по каждому виду целесообразно  различать уроки,  целью

которых является:

    V Ознакомление  с группой;

    V Изучение  нового материала программы;

    V Повторение  и закрепление учебного материала;

    V Уроки  смешанного характера;

    V Зачетные  занятия.

   От учебных  задач, присущих различным   типам  занятий,  зависят   различный

набор  средств,  методическое   оформление   упражнений,   продолжительность

занятия, иногда характер нарастания и общий объём нагрузки.

      Занятия  по  ОФП  направлены  на  улучшение   деятельности  всех  систем

организма и отдельных  органов,  повышение  здоровья  студентов,  воспитание

важнейших  двигательных,  моральных  и  волевых  качеств,  совершенствование

отдельных  прикладных  навыков.  На   этом   типе   занятий   осуществляется

разнообразное  влияние  на  организм,  проявляющееся  в  общем,   укреплении

мускулатуры,  улучшении  гибкости  и крепости  суставов,  формировании  или

восстановлении правильной осанки, воспитании навыков коллективизма и т.д.

Уроки имеют целью  повышение достигнутого уровня общей  работоспособности  или

сохранение уже  имеющейся.

      Содержанием  урочного занятия являются:

  гимнастические  упражнения  (обще  развивающие,  на  быстроту  и  точность

реакции,  упражнения  с  мелкими  предметами)  игры,  упражнения   в   беге,

метаниях, прыжках, равновесии, сопротивлении, лазание, ходьба на лыжах. 

      Спортивно-тренировочные  занятия  имеют  под  собой  цель  спортивного

совершенствования в одном из видов спорта, гимнастики, игр. В связи  с  этим

на занятии особое внимание уделяется повышению уровня физической,  морально-

волевой, технической  и тактической подготовке студентов.  В  зависимости  от

периода  обучения  и  подготовленности  занимающихся  изменяются  и   задачи

занятий. На одних – больше  внимания  уделяется  изучению  техники  (метании

копья, попеременного  хода на  лыжах),  в  других  -  внимание  преподавателя

направляется преимущественно  на  усвоение  основ  тактики  применительно  к

спортивным играм. 

      Как занятия  по  ОФП,  так  и  по  спортивной  тренировки  могут  быть

различны по своим задачам: 

      Занятием  по ознакомлению с группой,  начинается работа преподавателя   с

коллективом студентов. На первых  занятиях  важно  выявить  подготовленность

занимающихся, их активность, организованность и отношение друг к другу.  Эти

задачи разрешаются  путём бесед и выполнения  специальных  упражнений.  Путём

игр и элементов  соревнования можно выявить организованность  группы,  умение

целесообразно пользоваться полученными ранее навыками в  сложной  и внезапно

меняющейся обстановке.

       Занятия  по  изучению  нового  материала  применяются   в   различных

коллективах.  Таковы  начальные занятия в лыжном  спорте,  плавании,  где

занимающиеся впервые  знакомятся с основами техники упражнений.

      Занятия,  целью которых является повторение  и  закрепление  материала,

чаще всего используются в  спортивно-тренировочной  работе,  где  достижение

высоких показателей  невозможно без тщательной работы над  техникой.  В  ВУЗах

эти занятия проводятся преимущественно в конце учебного семестра.

      Занятия   смешанного  характера  используются  в  работе  с  различными

группами.  Одни  упражнения  на  этих  занятиях   знакомы   занимающимся   и

повторяются в целях  закрепления  двигательных  навыков  и  совершенствования

важнейших качеств, другие – изучаются впервые.

       Зачётные  занятия   проводятся   для   выявления   качества   учебно-

воспитательной работы. В обязательных рамках этих занятий  проводится  сдача

установленных нормативов.

      Программой  предусмотрена  сдача  студентами  зачётов  по  физическому

воспитанию. Зачёт  проводится в виде  собеседования  преподавателя  с  каждым

студентом. В ходе собеседования  определяется  степень  овладения  студентом

теоретического  программного  материала.  К  зачёту  допускаются   студенты,

полностью  выполнившие   практический   раздел   учебной   программы,   т.е.

выполнившие  все  запланированные  практические  контрольные  упражнения   и

нормативы.  Контрольные  упражнения  и  нормативы   по   оценке   физической

подготовленности  студентов  выполняются  только   в   условиях   спортивных

соревнований.

Сроки и порядок  выполнения контрольных требований, упражнений  и  нормативов

определяются  учебной  частью  ВУЗа   совместно   с   кафедрой   физического

воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

К  выполнению  зачётных  требований,  упражнений  и  нормативов  допускаются

студенты, регулярно  посещавшие  учебные  занятия  и  получившие  необходимую

подготовку.

Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию  вносится  в  зачётную

книжку студентов  в конце каждого семестра.

       В  целях  спортивного   совершенствования  занимающихся  преподаватели

проводят  спортивно-тренировочные  занятия  в  виде  курсовок  (курсовка   –

соревнование внутри секции, группы, проводимое в  соответствии  с  правилами

по  определённому  виду   спорта   в   целях   подготовки   занимающихся   к

соревнованиям  более  большего  масштаба)  и  прикидок  (прикидка  –   форма

«жёсткой»   тренировки,   проводимая   в    обстановке,    приближенной    к

соревнованиям). Занятия  прикидки и курсовки являются  не  только  зачётными,

также они несут  в себе учебные цели. Их  следует  применять  для  воспитания

необходимой инициативы в действиях, например выбора  той  или  иной  тактики

бега на средние  дистанции в зависимости от  состава  участников  забега  или

воспитания  умения  целесообразно  применять  способы  ходьбы  на  лыжах   в

зависимости от рельефа  местности. Занятия-прикидки позволяют  изучить  лучше

отдельных занимающихся. Преподаватель определяет,  работают  ли  студенты  в

полную силу, умеют  ли ориентироваться в новой ситуации, владеют ли собой  во

время спортивной борьбы или ослабляют контроль над  личным  поведением.  Эти

данные позволяют  внести корректировку в план последующих  занятий. 

                    1. Типовая структура урочного  занятия 
 

                   1.1.1 Подготовительная часть (разминка) 
 

      Подготовка  занимающихся к решению главных  задач занятия  выражается  в

организации группы, переключении внимания занимающихся на предмет занятий  и

создании у них бодрого настроения,  подготовке  двигательного аппарата  и

усилении функций внутренних органов. Решение этих задач производится  почти

одновременно. Для  этого  в  подготовительной  части  используются  некоторые

строевые  и  порядковые  упражнения,  ходьба  с   обычной   или   повышенной

скоростью,  бег   умеренной   быстроты   и   продолжительности,   специально

организованные упражнения на  внимание,  некоторые  игры,  обще  развивающие

упражнения с предметами (палки,  набивные  мячи,  скакалки),  упражнения  на

некоторых снарядах (гимнастической стенке, скамейке).

       Благодаря  разминке  создаются   лучшие   условия   для   образования

двигательного стереотипа.

       Подбор  упражнений  и  их  дозировка  должны   обеспечивать   хорошее

разогревание, предохраняющее от травм,  возможных  при  выполнении  основных

упражнений. Упражнения  выполняются  с  большой  амплитудой,  что  позволяет

более полно использовать физиологические возможности мышц и создаёт  хорошие

условия для кровообращения.

       Для  того  чтобы  обеспечить  эффективность  подготовительной   части

урочного занятия, надо проводить её без пауз, но  не  доводить  занимающихся

до   утомления.   Целесообразно   чередовать   упражнения,    обеспечивающие

воздействия на различные  части тела и группы мышц,  а  также  упражнения  на

силу с упражнениями на растягивание, избегать выполнения упражнения в  одном

и  том  же  темпе.  Медленные  и  плавно  выполняемые   упражнения   следует

чередовать с более  быстрыми и резкими.

      Содержание  подготовительной части занятия   определяется  задачами,  а,

следовательно,  и  содержанием  основной   части   и   строится   с   учётом

особенностей группы занимающихся студентов,  условий  проведения  занятия  и

его типа.

       Продолжительность  подготовительной  части  при  занятии   90   минут

составит  примерно  от  15   до   25   минут,   в   отдельных   случаях   её

продолжительность может варьироваться  в  сторону  увеличения.  Длительность

разминки зависит  также от температуры воздуха, т.е. при низких  температурах

Информация о работе Формы физического воспитания студентов