История создания и развития дзюдо

Автор: Татьяна Дидовец, 12 Октября 2010 в 22:53, реферат

Описание работы

Зимой 1882 года в буддийском храме Эйсе-дзи, где обитали члены секты Дзедо. Храм находился в городе Токио, в районе Симотани. Дзигоро Кано основал "Институт Изучения Пути" - Кодокан, который располагался в четырех небольших помещениях. В самой большой комнате площадью 24 м2 сделали до-дзе.
На первых порах в Кодокан было всего 9 учеников. У Кано было мало оборудования и не хватало средств на его приобретение и аренду большего помещения.
День создания Кодокан навсегда вошел в историю, поскольку именно он стал днем основания дзюдо. На сегодняшний день Кодокан Дзюдо представляет собой целую систему упражнений для развития тела и разума.
Кано постоянно совершенствовал технику дзюдо. Он говорил: "Я начал с того, что стал систематизировать лучшие приемы дзю-дзюцу. Я добавил к ним еще и свои и придал им иной смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и физическое начала". Значение термина дзюдо следующее: слово "дзю " переводится как "мягкий", "нежный", "скромный", а "до" - "путь", "способ мышления". То есть дзюдо - это путь мягкого ненавязчивого воздействия на противника. Однако вопреки названию тренировки Кано проходили достаточно активно.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ИФК.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Реферат

на  тему:

«История  создания и развития дзюдо» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила

                Студентка 301 группы

                Дидовец Татьяна. 
                 
                 
                 

Москва 2006

   Зимой 1882 года в буддийском храме Эйсе-дзи, где обитали члены секты Дзедо. Храм находился в городе Токио, в  районе Симотани. Дзигоро Кано основал "Институт Изучения Пути" - Кодокан, который располагался в четырех небольших помещениях. В самой большой комнате площадью 24 м2 сделали до-дзе.

   На  первых порах в Кодокан было всего 9 учеников. У Кано было мало оборудования и не хватало средств на его приобретение и аренду большего помещения.

   День  создания Кодокан навсегда вошел  в историю, поскольку именно он стал днем основания дзюдо. На сегодняшний  день Кодокан Дзюдо представляет собой целую систему упражнений для развития тела и разума.

   Кано  постоянно совершенствовал технику  дзюдо. Он говорил: "Я начал с  того, что стал систематизировать  лучшие приемы дзю-дзюцу. Я добавил  к ним еще и свои и придал им иной смысл. Так возникла новая  система, сочетающая в себе духовное и физическое начала". Значение термина дзюдо следующее: слово "дзю " переводится как "мягкий", "нежный",   "скромный", а "до" - "путь", "способ мышления". То есть дзюдо - это путь мягкого ненавязчивого воздействия на противника. Однако вопреки названию тренировки Кано проходили достаточно активно.

   До-дзе  Кодокан находилось в комнате, смежной  с большим залом храма, стены  которого были украшены многочисленными  расписными и резными дощечками. Если тренировка проходила чрезмерно  интенсивно, пол и стены храма  сотрясались и таблички начинали постукивать друг о друга.

   В некоторых случаях доски, которыми был устлан пол в комнате до-дзе, не выдерживали веса падающих тел  и ломались. После окончания занятий  Кано собственноручно исправлял  повреждения, прибивая новые половицы и укрепляя подпольные балки.

   Дзигоро Кано прилагал много усилий к совершенствованию  техники дзюдо, понимая, что она  должна быть не только эффективной, но и соответствовать современным  стандартам.

   Поскольку юность Кано прошла в окружении людей, не понаслышке знакомых с традициями самураев, он, совершенствуя теоретические основы дзюдо, принимал во внимание философские идеи, изложенные Такуаном в XVIII веке в двух рукописях, перешедших впоследствии в распоряжение создателей школы боевых искусств Кито-рю. В трактатах четко изложена основная идея дзен-буддизма, оказавшаяся столь заманчивой и для Кано.

   Дзигоро уяснил для себя основной принцип  дзюдо и сформулировал его  в нескольких словах: "Если партнер  тянет, я толкаю; если он толкает, я  тяну". Заняв такую позицию, Кано перешел на новый уровень мастерства.

   В Начале 1884 года у Кано появилась  возможность увеличить площадь  до-дзе и начать проведение соревнований. Именно в это время в дзюдо  была создана система классификационных  уровней. Первоначально их насчитывалось  всего шесть: 3 кю для учеников и 3 дана для мастеров. Первыми мастерами дзюдо и тренерами стали Сиро Сайго и Дзёдзиро Томита.

   Система поясов в дзюдо не всегда доступна пониманию человека, незнакомого  с этим видом боевого искусства. Именно красный, а не черный пояс, вопреки общественному мнению, является самым высоким и ценимым.

   В настоящее время для классификации  мастерства последователей Кано также  используется система разноцветных поясов, однако уровней стало больше: 6 кю и 10 данов.

   Пояса различных степеней уровня кю:

   - 6 кю - белого цвета;

   - 5 кю - желтого цвета;

   - 4 кю - оранжевого цвета;

   - 3 кю - зеленого цвета;

   - 2 кю - синего цвета;

   - 1 кю - коричневого цвета.

   У мастеров первых 5 данов пояса черного  цвета с различным количеством  белых нашивок на их концах. Что же касается поясов мастеров дзюдо 6,7,8,9 и 10-го данов они отличаются друг от друга по цветовой гаме.

   Помимо  создания системы поясов, Кано создал кан-гэйко - методику тренировок в зимнее время года, в которой каждое занятие  должно длиться не менее 3 часов. Этим занятиям он рекомендовал посвящать время с 4 до 7 часов утра.

   В 1885 году количество учеников Кано, желающих изучить технику дзюдо, выросло  с 9 до 54 человек. Новый вид рукопашного  боя привлек внимание даже некоторых  иностранцев. С 1885 по 1886 год в школе Кано обучались даже два гражданина США - братья Истлейк. Впрочем, они не смогли выдержать изнуряющих тренировок и вскоре после начала обучения вернулись на родину.

   В 1886 году Дзигоро Кано уехал в Фудзи-мите. Там он построил новое здание для своей школы с до-дзе, вмещавшим 40 матов. Именно в этой школе ученики, достигшие уровня дан, стали надевать пояса черного цвета как знак обладания соответствующим статусом. В тот же год количество учеников в его школе достигло 100 человек.

   Все ученики Кано, достигшие уровня мастерства и ставшие обладателями черных поясов, помимо обычных тренеровок ежедневно практиковались в методах оказания первой помощи при спортивных травмах: вывихах, ушибах, переломах, сотрясениях мозга, ранах и т.д. Используемые методы лечения были позаимствованы из практики традиционной восточной медицины. "В их основе лежала теория акупрессуры, берущая начало у истоков дзю-дзюцу.

   Кано  уделял особое внимание каппо - традиционным японским способам выведения человека из шокового состояния. Каппо базируется на учении об активных точках человеческого тела, воздействуя на которые можно как навредить организму, так и исцелить его. Именно опасение случайно нанести вред другому человеку подтолкнуло молодого мастера ввести ограничения на использование каппо. Разрешение давалось лишь спортсменам, достигшим наибольших успехов в изучении дзюдо и постижении философии дзен.

   В скором времени школа Кодокан  Дзюдо, благодаря своей растущей популярности, вызвала зависть руководителей  более старых школ, например Синдо Рокуго Кай. Они неоднократно пытались дискредитировать деятельность Дзигоро, однако потерпели неудачу.

   Следующие годы жизни Кано были отмечены различными состязаниями, проводимыми под эгидой Национального агентства полиции. На этих соревнованиях ученики школы Кодокан Дзюдо одержали несколько первых официальных побед.

   Весной 1988 года Дзигоро Кано и священнослужитель  Линдсей написали, а затем передали на рассмотрение Азиатскому обществу Японии статью "Дзю-дзюцу". В статье содержалось описание некоторых боевых искусств Японии, а также присутствовали доказательства их китайского происхождения. Между тем, говорили авторы, совершенно очевидно, что дзю-дзюцу было создано именно в Японии.

   В своей статье Кано привел несколько  легенд о древних мастерах дзю-дзюцу. Особого внимания заслуживает поучительный рассказ об учителе, который, находясь в зимнем саду, обнаружил, что тонкие ветви растущей неподалеку вишни покрыты снегом, однако под его тяжестью лишь прогибаются, не ломаясь, а толстые ветки ломались. Тогда он понял, что в борьбе надо поддаться для того, чтобы победить.

   Интересна легенда и о Дзюсине Сэкигути, жившем в Японии в ХVI-ХVII веках. В статье упоминается эпизод, в котором рассказывается о том, как Сэкигути в сопровождении хозяина переходил мост над бурной рекой. Желая испытать своего слугу, молодой японец неожиданно толкнул Сэкигути в сторону, пытаясь сбросить вниз. Мастер дзю-дзюцу ловко увернулся и даже успел спасти своего хозяина, который не удержался на краю моста и начал падать вниз.

   В 1889 году Кано перевел свою школу  в более престижный район. В то время количество его учеников превысило 1500 человек. В столице Японии начали появляться отделения школы Кодокан.

   Согласно  распорядку дня, царившему в школе, ученик Кодокан просыпался в 5 часов  утра,  прибирался в своей комнате  и шел на занятия. Дзигоро настаивал  на изучении философских трактатов, текстов по экономике и политическому  устройству мира, а также теоретической и практической основе различных боевых искусств. На занятия ученики приходили одетыми в кимоно и хакама, которые не стесняли движений, а потому не мешали сосредоточению.

   После занятий ученики должны были чистить  общую территорию, готовить пищу, принимать и обслуживать гостей школы, а в 21:30 - ложиться спать.

   По  воскресеньям ученики отправлялись на длительную вечернюю прогулку. Как  минимум раз в 7-8 дней Дзигоро  Кано собирал своих последователей в одном большом помещении и устраивал чаепитие.

   В конце 1889 года Кано организовал строительство  большого до-дзе в Симато мидзака  те. По его окончании впервые в  истории дзюдо Кано ввел обязательную оплату за посещение занятий. Вскоре Кано получил приказ от чиновников Императорского хозяйственного агентства посетить европейские образовательные учреждения с целью сбора информации и поиска путей сотрудничества. Дзигоро подчинился. Назначив своими заместителями лучших мастеров Томиту и Сайго.

   15 сентября 1889 года он отплыл в  Европу. За время путешествия Кано посетил Шанхай, Марсель, Берлин, Вену, Париж, Лион, Копенгаген, Брюссель, Гаагу, Роттердам, Амстердам, Лондон и Стокгольм.

   Это путешествие дало Кано возможность  близко общаться с иностранцами, рассказать им о дзюдо и продемонстрировать несколько приемов. Такие показательные выступления привлекали внимание многочисленных туристов и моряков, находящихся с ним на одном корабле.

   Однажды Кано был вызван на поединок матросом на редкость крупного телосложения, которого мастер дзюдо бросил на палубу судна с удивительной легкостью, вызвав удивление пассажиров и членов команды.

   Только  в 20-х числах января 1891 года основатель дзюдо вернулся на родину. На тот  момент ему исполнился уже 31 год. Путешествие  Кано за пределами Японии длилось 1 год и 4 месяца.

   К сожалению, за время отсутствия Дзигоро  Кано с его учеником Сайго, оставшимся в Токио, случилась неприятная история. Известно, что во времена основания  Кодокан между школами боевых искусств имело место жестокая конкуренция.

   Однажды группа учеников Кодокан вместе с Сайго во время прогулки по городу столкнулась с последователями одной из противостоящих школ сумо. Сайго пришлось сразиться с Арауми по прозвищу Шторм. Во время поединка Арауми укусил дзюдоиста за щеку, после чего разозленный Сайго начал бить противника, стараясь нанести ему максимальный ущерб. Увидев происходящее, один из случайных свидетелей драки вызвал полицию, и всех участников столкновения арестовали. К сожалению, во время ареста Сайго нанес травмы нескольким полицейским, и его товарищам из Кодокан пришлось приложить много усилий для того, чтобы спасти лучшего ученика Кано от тюремного заключения.

   Дзигоро Кано, вернувшись на родину, узнал о  произошедшем в его отсутствие инциденте, классифицированном как "нарушение  правил Кодокан". Во время беседы с Сайго Кано говорил: "Вы сражаетесь, как молодые быки, сталкивающиеся рогами... Я никогда не учил никого такому Кодокан Дзюдо. Если все вы будете думать, только о победе с помощью грубой силы, наступит конец Кодокан Дзюдо". Сайго был исключен из школы. Вскоре бывший ученик Кано переехал в Нагасаки. Однако после смерти Сайго Кано присвоил ему один из высших рангов в дзюдо "Шестой дан Кодокан Дзюдо".

   Русско-японская война лишила Кано многих его воспитанников. Адмирал Асано и генерал Хиросэ, лучшие выпускники Кодокан, были убиты во время сражений. Понимая сложное положение небольшой Японии в войне с располагающей огромными резервами и возможностями Россией, Кано активно протестовал против ведения боевых действий, говоря: "Война никогда не идет на пользу, и непрерывные сражения рано или поздно приводят к поражению".

   В 1902 году Дзигоро Кано вновь отправился в путешествие. На этот раз его  главной целью было путешествие  в Китай. Во время поездкион внимательно  изучал учебные заведения этойстраны.

   В 1906 году Кано начал расширение Кодокан. В Симо-Томисака-тьо построили  новое до-дзе, вмещавшее до 207 матов. В то же время была окончательно утверждена дзюдо-ги - форма одежды дзюдоиста, которая сохранилась  неизменной до наших дней. В 1908 году ношение дзюдо-ги стало обязательным для всех учащихся средних школ Японии.

Информация о работе История создания и развития дзюдо