История специальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии как в отечественной, так и в зарубежной науке всегда придавалось большое значение. Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников.

Работа содержит 1 файл

История становления специальной психологии.docx

— 19.47 Кб (Скачать)

1. Введение в специальную психологию

Знаниям психологических особенностей детей  с различными отклонениями в развитии как в отечественной, так и  в зарубежной науке всегда придавалось  большое значение. Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной  помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников.

1.1. Предмет, цель и задачи специальной психологии

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а также различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

В центре внимания специальной психологии – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.

Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.

Задачами специальной психологии являются:

- научно-исследовательская – описание феноменов нарушенного психического развития, закономерностей развития познавательной, личностной, социальной сферы детей и подростков, перенесших депривацию, и особенностей становления видов деятельности;

- диагностическая – определение с помощью психодиагностических средств (наблюдения, различных видов эксперимента) индивидуального своеобразия нарушенного психического развития. Итогом реализации этой задачи является психологическая характеристика возможностей адаптации ребенка на основе знания о его индивидуально-типологических особенностях, знаниях, умениях, навыках и уровня освоения ведущего вида деятельности и уровня сформированности высших психических функций;

- коррекционная – разработка и внедрение научно обоснованных психокоррекционных методов обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием; в узком смысле слова данная задача характеризует все коррекционные пробы и занятия, которые психолог проводит с ребенком с целью повышения его адаптированности, развития умений общения с группой, навыков самоконтроля и саморегуляции;

- терапевтическая – оказание эмоциональной поддержки, создание благоприятной социально-психологической атмосферы для развития ребенка, снятие излишнего эмоционально-психологического напряжения в группе, членом которой является ребенок. В первую очередь речь идет о семье ребенка с нарушениями психического развития, ведь именно эта группа несет большую часть забот о нем; следовательно, такая семья нуждается в особой, психотерапевтической, помощи, которая будет оказываться и самому ребенку с особыми образовательными потребностями, и другим членам семьи – как взрослым, так и детям.

1.2. История становления специальной психологии

Возникновение специальной психологии (от греч. specialis – особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. ХХ столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя результаты изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

До этого времени специальная  психология являлась неотъемлемой частью дефектологии (от лат. defectus – недостаток и греч. λόγος – учение, наука) – науки о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. Изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, со сложной структурой дефекта; разрабатывает научно обоснованные медико-психолого-педагогические коррекционные воздействия применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии.

В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) – в настоящее время НИИ  коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Появление и закрепление термина  «дефектология» в СССР было обусловлено  бурным развитием педологии. Заслуга  педологии, как комплексной медико-педагого-психологической  науки, в том, что она обогатила  педагогику системным видением развивающейся  личности ребенка, а также предопределила необходимость всестороннего изучения растущего человека в физиологическом, психологическом и социальном аспектах и учета этих особенностей в педагогическом процессе. С 1936 года, после известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», педология и все связанное  с ней было уничтожено (педологическая специальность, учебники и научные  работы), репрессированы выдающиеся ученые. Дефектология была отделена от педологии, но, в отличие от нее, проблемное поле дефектологии осталось почти нетронутым репрессиями. Большую роль в сохранении, защите и развитии этих направлений  в разные годы сыграли руководители Научно-исследовательского института  дефектологии АПН СССР, такие как  И.И. Данюшевский, А.И. Дьячков, Т.А. Власова, В.И. Лубовский.

Развитие  контактов с мировым научным  сообществом и зарубежной педагогической практикой с начала 90-х годов  показало «диагнозную» в контексте  гуманистической парадигмы образования  сущность термина «дефектология». Название «специальная психология» используется как общепонятный международный  термин, сообразно современным гуманистическим  ориентирам мировой системы образования: корректность, отсутствие ярлыка, унижающего человека. Английский корень special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области психологии и педагогики, ее способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека.

Развитие  отечественной науки в направлении, которое сейчас обозначается как  «специальная психология» и «специальная педагогика», связано с именами  Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, И.И. Данюшевского, Л.В. Занкова, Р.Н. Левиной, Н.М. Морозовой, И.А. Соколянского и др.

Специальная психология как направление психологической  науки и практики стоит на стыке  гуманитарных наук (философия, история, социология, право и пр.), естественных наук (биология, анатомия, генетика, физиология) и педагогики.

1.3. Основные разделы и направления специальной психологии

Выделяют  следующие разделы специальной  психологии:

- тифлопсихология – психология слепых;

- сурдопсихология – психология глухих;

- олигофренопсихология – психология умственно отсталых;

- логопсихология – психология людей с нарушениями речи.

Наиболее  рано сформировавшимися как в  теоретическом, так и прикладном аспектах были психология умственно  отсталых, психология глухих и психология слепых.

В настоящее  время наблюдается тенденция  к пересмотру клинико-психологических  терминов и их замене терминами психолого-педагогическими. Вместо термина «психология умственно  отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще употребляются термины  «психология детей с выраженными  отклонениями в интеллектуальном развитии». Помимо названных направлений, специальная  психология включает в себя:

- психологию  детей с задержкой психического  развития;

- психологию  детей с расстройствами эмоционально-волевой  сферы и поведения;

- психологию  детей с нарушениями функций  опорно-двигательного аппарата;

- психологию  детей со сложными недостатками  развития.

Кроме того, все чаще в образовательных учреждениях  встречаются дети, испытывающие трудности  социально-психологической адаптации  и обучения вследствие тяжелых соматических заболеваний, а также в связи  с последствиями эмоциональных  переживаний.


Информация о работе История специальной психологии