Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:20, методичка
Программа по футболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании» и редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12- Ф3 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей ( Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативных документов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации, регламентирующих работу спортивных школ.
По технической подготовке:
Для вратарей
Примечания: 1. Упражнения по ОФП выполняются в спортивной обуви без шипов. 2. Упражнения по СФП выполняются в полной игровой форме.
Нормативы по ОФП и СФП
| Возраст | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | 18 лет | 
| Наименование | |||||||||
| По ОФП Для полевых игроков и вратарей | |||||||||
| Бег 30 метров. (сек) | 5,2 | 5,0 | 4,8 | 4,6 | 4,3 | 4,2 | 4,1 | 4,1 | 4,0 | 
| Бег 300 метров. (сек) | 60,0 | 59,0 | 57,0 | ||||||
| Бег 400 метров. (сек) | 67,0 | 65,0 | 64,0 | 61,0 | 59,0 | 58,0 | |||
| 6-минутный бег. (м) | 1400 | 1500 | |||||||
| 12-минутный бег (м) | 3000 | 3100 | 3150 | 3200 | 3250 | ||||
| Бег 10х30 метров (сек) | 4,50 | 4,40 | 4,30 | ||||||
| Прыжок в длину с места. (см) | 160 | 170 | 180 | 200 | 220 | 225 | 240 | 250 | 255 | 
| Тройной прыжок с места. (см) | 450 | 460 | 520 | 560 | 600 | ||||
| Пятикратный прыжок с места (см) | 12,00 | 12,50 | 13,00 | 13,50 | |||||
| По СФП Для полевых игроков | |||||||||
| Бег 30 м с ведением мяча (сек) | 6,4 | 6,2 | 6,0 | 5,8 | 5,4 | 5,2 | 4,8 | 4,6 | 4,5 | 
| Бег 5х30 м с ведением мяча (сек) | 30,0 | 28,0 | 27,0 | 26,0 | 24,0 | 23,5 | |||
| Удар по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) | 45 | 55 | 65 | 75 | 80 | 85 | 90 | ||
| Вбрасывание мяча руками на дальность (м) | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | 
| По технической подготовке Для полевых игроков | |||||||||
| Удар по мячу ногой на точность (число попаданий) | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 | 
| Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек) | 10,0 | 9,5 | 9,0 | 8,7 | 8,5 | 8,3 | |||
| Жонглирование мячом (кол-во раз) | 8 | 10 | 12 | 20 | 25 | ||||
| Для вратарей | |||||||||
| Удары по мячу с рук на дальность и точность (м) | 30 | 34 | 38 | 40 | 43 | 45 | |||
| Доставание подвешенного мяча кулаком в прыжке (см) | 45 | 50 | 55 | 58 | 60 | 62 | |||
| Бросок мяча на дальность (м) | 20 | 24 | 26 | 30 | 32 | 34 | 
План теоретической подготовки
| № | Название темы | Краткое содержание темы | Учебные группы | 
| 1 | Физическая культура- важное средство физического развития и укрепление здоровья человека | Понятие о физической культуре и спорте. Формы физкультуры. Физическая культура как средство воспитания, трудолюбия и жизненно важных умений и навыков. | ГНП 1,2,3 года УТГ 1,2,3,4,5 года | 
| 2 | Личная и общественная гигиена. Врачебный контроль | Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортсооружений. Врачебный контроль при занятиях футболом. | ГНП 1,2.3 года обучения УТГ 1,2.3,4,5. | 
| 3 | Закаливание организма | Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. | ГПН, УТГ. | 
| 4 | Рождение и развитие футбола. | История развития футбола в РФ и за рубежом | ГПН, УТГ. | 
| 5 | Выдающиеся отечественные и зарубежные футболисты и футбольные команды. | Чемпионы и призеры Чемпионатов мира и Европы. Лучшие футболисты и футбольные клубы России. | ГПН, УТГ. | 
| 6 | Самоконтроль в процессе занятий спортом. | Сущность самоконтроля и его роль в занятиях футболом. Дневник самоконтроля, его форма и содержание. | ГПН, УТГ. | 
| 7 |  
  Общая характеристика  | Понятие о спортивной тренировке. Ее цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Роль спортивного режима и питания. | ГНП 1,2,3 года об. УТГ 1,2,3,4.5. | 
| 8 | Основные средства спортивной тренировки. | Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки. | УТГ, УТГ 1,2,3,4,5. | 
| 9 | Техническая подготовка | Понятие о технической подготовке. Основные сведения о ее содержании. | УТГ 1,2,3,4,5 | 
| 10 | Тактическая подготовка | Понятие о тактической подготовке. Основные сведения о ее содержании. | УТГ 1,2,3,4,5 | 
| 11 | Общая и специальная физическая подготовка | Понятие о физической подготовке. Основные сведения о ее содержании и видах. Краткая характеристика основных физических качеств, особенности их развития. | ГНП 1.2.3 г. УТГ 1,2,3,4,5. | 
| 12 | Единая Всероссийская спортивная классификация | Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК. | УТГ 1,2,3,4,5 | 
| 13 | Правила, организация и проведение соревнований | Правила, организация и проведение соревнований по футболу. | ГПН 1,2,3. год УТГ 1,2,3,4,5. | 
| 14 | Установка перед играми и разбор проведенных игр | ГНП 1,2,3. УТГ 1,2.3.4,5. | 
План практической подготовки
| Приемы игры | Этапы начальной подготовки | Этап учебно-тренировочной подготовки | |||||
| Год обучения | |||||||
| 1-й | 2-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
| Техническая подготовка | |||||||
| Удары по мячу правой ногой | + | + | + | ||||
| Удары по мячу левой ногой | + | + | + | + | |||
| Пас внутренней стороной стопы | + | + | + | ||||
| Пас внешней стороной стопы | + | + | + | ||||
| Пас носком | + | + | + | + | |||
| Пас серединой подъема | + | + | + | ||||
| Ведение мяча | + | + | + | + | |||
| Ведение мяча вокруг фишек | + | + | + | + | + | ||
| Удары по мячу головой с места | + | + | + | + | + | ||
| Удары по мячу головой в прыжке | + | + | + | + | + | ||
| Остановка мяча ногой | + | + | + | + | |||
| Остановка мяча грудью | + | + | + | + | + | ||
| Отбор мяча | + | + | + | + | |||
| Вбрасывание | + | + | + | + | + | ||
| Обманные движения (финты) | + | + | + | + | |||
| Удары по воротам правой ногой | + | + | + | + | + | ||
| Удары по воротам левой ногой | + | + | + | + | |||
| Удары по воротам в прыжке (через себя) | + | + | + | ||||
| Тактическая подготовка | |||||||
| Комбинация «стенка» | + | + | + | + | + | ||
| Стандарт: «Свободный удар» | + | + | + | + | + | ||
| Стандарт: «Угловой удар» | + | + | + | + | |||
| Стандарт: «Штрафной удар» | + | + | + | + | + | ||
| Контратака | + | + | + | + | |||
| Перевод мяча на фланги | + | + | + | ||||
| Треугольник | + | + | + | ||||
| Игра в большинстве | + | + | + | + | |||
| Игра в меньшинстве | + | + | + | + | |||
| Искусственный офсайд | + | + | + | + | + | ||
| Игровые ситуации в нападении | + | + | + | + | + | + | |
| Игровые ситуации в защите | + | + | + | + | + | + | |
| Система зонной защиты | + | + | + | + | + | + | |
| Отбор подкатом | + | + | + | ||||
Показатели
соревновательной нагрузки в годичном цикле, количество соревнований.
| Учебные группы | Количество соревнований | 
| ГНП 1 года обучения | 4 | 
| ГНП 2 года обучения | 6 | 
| УТГ 1 года обучения | 8 | 
| УТГ 2 года обучения | 10 | 
| УТГ 3 года обучения | 15 | 
| УТГ 4 года обучения | 17 | 
| УТГ 5 года обучения | 20 | 
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств
| Морфофункциональные показатели, физические качества | Возраст, лет | ||||||||||
| 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
| Рост | + | + | + | + | |||||||
| Мышечная сила | + | + | + | + | |||||||
| Быстрота | + | + | + | ||||||||
| Скоросто-силовые качества | + | + | + | + | |||||||
| Сила | + | + | + | ||||||||
| Выносливость (аэробные возможности) | + | + | + | + | + | + | |||||
| Анаэробные возможности | + | + | + | + | + | + | |||||
| Гибкость | + | + | + | + | |||||||
| Координационные способности | + | + | + | + | |||||||
| Равновесие | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Воспитательная работа и психологическая подготовка
      
Воспитание роли физической 
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания этих качеств.
Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер- педагога, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участие в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома- на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала спортивного занятия воспитывать спортивное трудолюбие- способность преодолевать специфические трудности, что достигается систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками на конкретных примерах, нужно убеждать юного спортсмена, что успех спорта зависит, прежде всего, от трудолюбия. В процессе занятий с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основной задачей которого является овладение учащихся специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.
   
Ведущее место в формировании 
нравственного сознания юных 
спортсменов принадлежит 
Важным 
методом нравственного