Развитие гимнастики в Германии, Швеции, Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

Гимнастика – греч. gymnastike, от gymnazo – упражняю, тренирую. Система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости.

Содержание

Введение стр. 3
История гимнастики 4
Немецкая система гимнастики 6
Французская система гимнастики 11
Шведская система гимнастики 12

Заключение 14

Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет Физической Культуры 
 

ФИО

студентка 1 курса 101 группы 
 
 

Реферат по истории физической культуры

На тему: «Развитие гимнастики в Германии, Швеции, Франции»  
 
 
 
 
 

Руководитель  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 20__ г

ПЛАН 

    Введение стр. 3

    1. История гимнастики                                                                   4
    2. Немецкая система гимнастики                                                  6                                             
    3. Французская система гимнастики                                            11                                        
    4. Шведская система гимнастики                                                 12

    Заключение                                                                                           14

    Список литературы                                                                              15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение  

  Боги  подарили людям два  вида 
искусств – музыку и гимнастику» 
Платон  
(427-347 гг. до н.э.)
 

  Гимнастика  – греч. gymnastike, от gymnazo – упражняю, тренирую. Система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости.

  По некоторым  источникам название происходит от греч. gymnos – голый, обнаженный. В специальных школах мальчики и юноши, сняв с себя одежду и обувь, занимались физическими упражнениями. Там же они изучали музыкальную грамоту, танцы, игры. 
        В первобытном обществе все двигательные действия человека носили естественный характер. Они использовались для удовлетворения жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети упражняли свое тело, во всем подражая взрослым охотникам, скотоводам, земледельцам, воинам, развивая свои двигательные способности в лазании по деревьям, метании копья, стрельбе из лука, преодолении различных препятствий. Эти жизненно необходимые действия и стали впоследствии первоосновой гимнастики.
 

             
 

     История гимнастики

  Гимнастические  упражнения были известны еще 3000 лет  до новой эры в Древнем Китае  и Индии, где они применялись в лечебных целях. Лечебная гимнастика и массаж практиковались и в древнем Египте.

  История гимнастики начинается со времен рабовладельческого строя. Наибольшего развития она достигла в V-IV веках до новой эры в античной Элладе, Спарте, Афинах.

  Гимнастика включала в себя всю совокупность известных в античном мире физических упражнений, в основном силового характера, и являлась универсальным средством воспитания молодежи. В трудах древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.) гимнастика классифицировалась по особым признакам и подразделялась на несколько групп:

  • палестрика (легкая и тяжелая атлетика, борьба, фехтование, гребля);
  • орхестрика (военные, культовые, обрядовые, сценические танцы);
  • сферистика (упражнения и игры с мячом);
  • кубистика (акробатические упражнения, стойки на руках, кувырки, сальто, упражнения на шестах и канатах).

  Древние римляне в практику кавалеристской подготовки легионеров включали упражнения на деревянном коне (прыжки на лошадь и с лошади). Деревянный конь был похож на своего живого прототипа: голова, грива, хвост, копыта. Такой конь продержался очень долго. Постепенно внешний вид его изменялся. Убрали голову, хвост. Впоследствии конь использовался в спортивной гимнастике как снаряд женского и мужского многоборья.

  С распадом Римской империи и приходом христианства отношение к гимнастике изменилось. Христианский богослов Тертуллиан назвал гимнастику «деянием сатаны», что послужило девизом для всех противников культуры тела. Исключение было сделано только для входящих в рыцарское сословие светских феодалов, которые совершенствовали свои двигательные способности, развивали физические качества, упражняя свое тело.

  С утверждением на рубеже XIV-XV веков гуманизма происходит возвращение к культурному наследию античности. В систему воспитания юношей постепенно внедряется гимнастика, как один из видов физического развития. Значительную роль в ее возрождении сыграли сочинения итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) «Об искусстве гимнастики», французского писателя, автора романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога, автора труда «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского (1592-1670).  
 

Франсуа Рабле Иоганн Песталоцци Жан-Жак Руссо Ян Коменский
 
 
 
 
 
 

      Немецкая  система гимнастики

  Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.

  Герхард Ульрих Антон Фит (1763 — 1836) обобщил  и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в «Опыте энциклопедии физических упражнений». Этот труд состоит из трех частей: «Данные к истории физических упражнений» (1794), «Система физических упражнений» (1795), «Приложения к первой и второй частям» (1819). Он дал определение понятия «Физическое упражнение»: это все движения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может:

    1. сохранить и укрепить здоровье занимающихся;
    2. развить красивые формы тела;
    3. увеличить силу, быстроту движений;
    4. развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и решительность духу;
    5. развить потребность в умственной работе, в полезном проведении свободного времени;
    6. отвлечь от раннего появления половых потребностей.

  Фит предложил  ряд правил и методических указаний к проведению занятий:

    1. необходимость специально оборудованных мест занятий;
    2. высокая профессиональная подготовленность педагога;
    3. учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений (здоровье, конституциональные особенности, указания врача).

  На высокой  технической основе Фит разработал упражнения в вольтижировке на деревянном коне и брусьях.

    Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнастических упражнениях.

    Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 — 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возврату на «лоно природы», идеализацию первобытного дикаря для воспитания сильного, мужественного молодого поколения, образцом которому должен стать старый (средневековый) немец.

    Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика для юношества» (1804); «Игры для развития и отдыха тела и духа» (1796); «Гимнастическое руководство для сынов отечества» (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, датский языки и способствовали распространению идей автора в Европе.

     После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.

     В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упражнения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль исполнения упражнений.

     В целях организации борьбы за освобождение отечества от Наполеона в 1808 г. в Кенигсберге возник «Тугенбунд» («Союз добродетели»). В его работе принимали участие государственные и общественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важных средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г. этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влиянием идей «Тугенбунда» националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как общественное заведение для занятий гимнастикой.

     Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и шведской системы гимнастики.

    Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 — 1852), Ф.Л.Ян 
крайнего националиста-тевтономана. Слово «гимнастика» он заменил словом турнен, что означает изворотливость. Ян организовал гимнастические союзы, где готовились бойцы за освобождение Пруссии от французской оккупации, пропагандировал мысль о величии и историческом призвании немецкого народа, его великого духа, языка и обычаев.

    Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.

    В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине), упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.

    Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носков ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

    Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.

    Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики работали самостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься. В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, страховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стремлениями и способностями учеников. Во второй части занятия выполнялись обязательные для всех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводящие упражнения, которые они должны были повторять вслед за учителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз). Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.

Информация о работе Развитие гимнастики в Германии, Швеции, Франции