Развитие психических свойств личности с нарушением зрения в процессе АФВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Неудачи и трудности, с которыми слабовидящий ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники.

Работа содержит 1 файл

чмафк.docx

— 18.69 Кб (Скачать)

     Введение

     Неудачи и трудности, с которыми слабовидящий ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. А.Г. Литвак (1998) отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие психических свойств личности с нарушением зрения в процессе АФВ

     Органические  расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя  статус ребёнка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребёнка со зрительной депривацией.

     Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

     Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание! Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

     У детей с нарушением зрения увеличивается  роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов  и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей  с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих, при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.

     Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем.

     Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию.

     На  уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в  словесной (вербальной) форме. Используется также практически-действенный тип  мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования  с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. Этот вид оказывается незаменимым  в тех случаях, когда решение  мыслительной задачи должно протекать  одновременно с практической деятельностью (Солнцева Л. И., 2000). У отдельных учащихся может преобладать тот или  иной тип мышления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение: 

     Учитывая  все эти особенности можно  организовать занятия физической культурой  таким образом, что дети будут  заинтересованы и увлечены занятием каждую минуту, а подстраиваясь под  независящие от них смены настроения и деятельности, построить урок, как поток постоянно меняющейся физической активности в зависимости  от индивидуальных особенностей каждого  ребёнка в отдельности.

     Для этого необходимо отчетливо представлять себе различные проявления психических  нарушений, следующие за ними физические изменения,  и знать, каким образом  их можно обыграть и нейтрализовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

  1. Литвак  А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Пб., РГПТУ им. А.И. Герцена, 1998.
 

2.  Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: Учебное пособие – М.: спортАкадем Пресс, 2002- 140с 

3. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000. 

4. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – М.; Советский спорт,2004. – 464 с., ил 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Национальный  государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта 
 
 

Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры

Частные методики адаптивной физической культуры

Контрольная работа

Тема : Развитие психических свойств личности с нарушением зрения в процессе АФВ 
 
 
 

Дата____________________                                        Исполнитель:

Оценка____________________                                 студентка 3 курса, 10 гр

Подпись проверившего_______                               факультета АФК

                                                                               Заочное отделение  

                                                                               Баранова Анастасия

                                                                               Геннадьевна 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

Информация о работе Развитие психических свойств личности с нарушением зрения в процессе АФВ