Развитие законодательства о физической культуре и спорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
-развитие законодательства о физической культуре и спорте
-задачи и методы организации исследования
-исследование Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в российской федерации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ 5
2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2007 Г. № 329-ФЗ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3.1 Закон о физической культуре и спорте – базовый нормативный акт сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации 17
3.2 Роль Федеральный закон "О физической культуре и спорте" в жизни студентов физкультурных вузов и специалистов физической культуры и спорта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

зАКОН О ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед Российской Федерацией стоят задачи выработки  новой государственной политики в области спорта и надлежащих подготовки и проведения XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани, Всемирных игр боевых искусств 2013 года в Санкт-Петербурге и чемпионата мира по легкой атлетике 2013 года в Москве, чемпионатов мира по хоккею 2016 года и по футболу 2018 года, которые не могут рассматриваться в отрыве от крупной комплексной задачи государственного значения - создания эффективного правового обеспечения в области спорта. Подготовка к проведению указанных мероприятий актуализирует множество сложных вопросов, которые невозможно эффективно решать в рамках действующего российского законодательства о спорте.

Вышеуказанное актуализирует необходимость  поиска, осмысления, исследования и  оценки путей и способов совершенствования законодательства Российской Федерации в области спорта, прежде всего анализа Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ

Предметом исследования является Федеральный  закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ

Объектом исследования являются отношения  возникающие в процессе реализации Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ

Объектом эмпирического исследования  являются  студенты вузов.

 Предмет эмпирического исследования -  отношение  студентов вузов   к  правовому регулированию  физической культуры и спорта  в РФ

Гипотезы исследования:

1.  Проблема правового регулирования не вызывает у студентов вузов существенного интереса, а сам Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ  рассматривается ими как необходимая составляющая законодательной базы

2.  Большинство  студентов  вузов прибегают  к  использованию   Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ. Вместе с тем, они достаточно хорошо осведомлены о месте и роли Закона в общем правом поле

Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи

-развитие законодательства  о физической культуре и спорте

-задачи и методы организации  исследования

-исследование Федерального  закона от 4 декабря 2007 г. №  329-ФЗ «О физической культуре и спорте в российской федерации

Структура работы определена поставленной целью и представлена тремя главами, отраженными в  четырех параграфах в конце работы подведен итог.

 

1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

 

В развитии общества, укреплении его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт. Современная физическая культура и спорт развиваются стремительными темпами не только за рубежом, но и в России. Большое количество факторов способствовало становлению и активному развитию спорта и физической культуры в стране. Так, например, реформирование общественного строя, переход к рыночным отношениям и реформы 90-х годов затронули все стороны деятельности спорта: правовое положение, трудовые отношения со спортсменами, организационную структуру - изменили не только источники финансирования, но и место самого спорта в системе общественных ценностей.

В начале 90-х годов XX века в мире произошли серьезные социально-политические и экономические изменения в различных сферах деятельности, в т.ч. и в спорте. Развитие спорта в России, как и в других странах бывшего социалистического содружества, оказалось под мощным воздействием процессов, происходящих в спорте западных стран. Стали появляться вопросы правового статуса спортсменов, их социальной защиты, возможности выступлений в зарубежных спортивных клубах. Все это привело к необходимости анализа юридической составляющей развития некоторых видов профессионального спорта, определения его организационных и социально-экономических основ, места и значения в современном обществе, а также стало возможным использование западноевропейского и американского опыта для развития профессионального спорта в России1.

Произошедшие изменения  требуют своего законодательного оформления в различных аспектах - международном, межгосударственном, на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов. В то же время прогресс физкультурно-спортивных отношений в нашей стране идет весьма динамично, что, в свою очередь, требует постоянной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы существующего законодательства, по созданию принципиально новых законодательных актов, закрепляющих достижения российской физической культуры и спорта.

Физическая культура и  спорт представляют собой сложную, комплексную и динамично развивающуюся сферу общественных отношений. В свою очередь система управления, существующая в отечественной физкультурно-спортивной сфере, охватывает широкий спектр физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг и определяет достижение цели - высокой социально-экономической результативности в текущем, среднесрочном и стратегическом периодах времени в плане качественного улучшения состояния здоровья и физического совершенствования населения и в первую очередь подрастающего поколения2.

Сегодня очевидно, что физическая культура и спорт становятся все  более заметными не только социальными, но и политическими факторами  в современном мире. Вовлечение широких  масс населения в физическую культуру, а также успехи на международных  состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также военной и политической мощи. Достижение задач физического и духовного оздоровления населения невозможно без соответствующего развития физической культуры и спорта и, соответственно, законодательного регулирования отношений в указанных сферах.

Так, например, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России, а в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р3, определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.

Спорт представляет собой  чрезвычайно многогранное, комплексное  понятие. У многочисленных ученых и  исследователей в области спорта при его определении возникают серьезные разногласия4. В литературных источниках содержится более 200 понятий спорта. Так, спорт определяется как социальный институт воспитания, имеющий характер игровой физической деятельности, связанной с сопоставлением уровня развития физических и духовных способностей5. Под спортом понимается и всякая физическая деятельность, имеющая характер игры и предполагающая борьбу человека с самим собой, с другими людьми или силами природы6. Спорт рассматривается также и как игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества7, или как специализированное физическое воспитание, направленное на овладение мастерством в отдельных видах двигательной деятельности8.

Действующее легальное определение  спорта содержится в п. 12 ст. 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ9, в соответствии с которым спорт определяется как сфера социально-культурной деятельности, как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Ранее действовавший Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ10 определял спорт как составную часть физической культуры, исторически сложившуюся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Основным достоинством ФЗ о спорте 1999 г., по нашему мнению, является четкое закрепление соотношения спорта и физической культуры как части и целого, в то время как из определения спорта, указанного в ФЗ о спорте 2007 г., этого не следует.

В сентябре 2011 г. в Москве прошел XVII Конгресс Международной ассоциации спортивного права (IASL), который мэром  Москвы С.С. Собяниным включен в Перечень межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, а также значимых массовых спортивно-зрелищных мероприятий 2011 года, что подчеркивает важность и значимость проведения данного мероприятия. В Конгрессе Международной ассоциации спортивного права в Москве приняли участие выдающиеся лекторы, профессора спортивного права различных университетов, авторитетные исследователи и видные представители международного спорта и олимпийского движения. Темой Конгресса, которую выбрал Организационный комитет, являлась "Международная конституционная спортивная хартия - Lex Sportiva - Lex Olympica" (лат. "Закон спортивный - Закон олимпийский").

Во время проведения указанного Конгресса для обсуждения был  предложен проект Международной спортивной хартии. По результатам обсуждения указанный проект был одобрен участниками Конгресса. Международная ассоциация спортивного права планирует предложить хартию для утверждения Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. В соответствии со ст. 2 одобренного проекта Международной спортивной хартии спорт означает сферу добровольной социально-культурной деятельности как совокупность общественных отношений по поддержанию и/или совершенствованию физической (двигательной) активности человека (физическое воспитание, фитнес-активность, физическая подготовка), а также по занятию видами спорта, сложившимися в форме систем соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Данное определение спорта является наиболее полным и широким, по сравнению с определениями, встречающимися в научной литературе и законодательстве о физической культуре и спорте.

Определение термина "спорт", закрепленное в Федеральном  законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" 2007 г., включает в себя все признаки иного легального термина - "вид спорта", обладая при этом дополнительными акцентированными законодателем атрибутами (соревновательность), а также связью суммированных видов спорта с социально-культурной деятельностью. Определение социально-культурной деятельности в законодательстве Российской Федерации отсутствует, но Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"11 дает понятие культурной деятельности как деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. К культурным ценностям законодатель относит нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Очевидно, что законодатель обоснованно расширил сферу спорта, перейдя границы обозначенной культурной деятельности. Спорт явно в ряде случаев обладает иными атрибутами и является примером бизнес-отношений (предпринимательской деятельности), научной, образовательной деятельности и т.д. В связи с этим стоит поддержать законодателя в его стремлении "развести" термины "спорт" и "физическая культура", не превращать один из них в составную часть другого. Каждое из этих явлений обладает своей спецификой регулирования, своим потенциалом, уникальной динамикой развития. Тем не менее указанные термины имеют зону пересечения, область совпадения, поскольку и спорту присущи свойства физической культуры, однако спорт многообразнее в проявлениях (не только сфера культуры), а физическая культура, в свою очередь, может не обладать таким признаком, как соревновательность.

В специальной литературе неоднократно отмечалось, что соревновательность является основным системообразующим  признаком спорта, получившим серьезное научное теоретическое обоснование, впоследствии дополненным другими существенными признаками спорта12. Комиссия по терминологии Международного бюро документации и информации приняла определение, согласно которому спорт - это "специфическая соревновательная деятельность, где интенсивно используются формы занятий физическими упражнениями с целью обеспечения человеку или коллективу совершенствования морфофункциональных и психических возможностей, концентрированно отраженных в высоком результате"13.

Спорт имеет не только собственную  соревновательную деятельность, но и  широкие возможности для включения  человека в межличностные отношения. В широком смысле он охватывает соревновательную деятельность, межличностные отношения, поведенческие нормы, которые складываются на основе этой деятельности.

Ранее действовавшее законодательство было в основном ориентировано на любительский спорт, как многогранное массовое спортивное движение, представляющее собой органическую часть системы  физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта (ст. 2 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Федеральный закон о спорте 2007 г. ориентирован на профессиональный спорт - как часть спорта, направленную на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.

Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его  отдельных направлений, их принципиальное отличие. Каждый из этих типов определяется особенностями критериев оценки эффективности, ведущими функциями, структурой контингента, занимающегося им, спецификой материального обеспечения14.

Информация о работе Развитие законодательства о физической культуре и спорте