Система методов, прменяемых в физическом воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить систему методов, применяемых в физическом воспитании.

Задачи работы:

Определить сущность понятия «метод» и его признаки
Рассмотреть общепедагогические методы, применяемые в физическом воспитании
Рассмотреть специфические методы, применяемые в физическом воспитании
Рассмотреть причины выбора конкретного метода в практике.
Методы работы: изучение научной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. СИСТЕМА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Определение сущности понятия «метод»…………………………………6
Словесные методы……………...…………………………………………...9
Методы наглядного воздействия………………………………………….14
Глава 2. СИСТЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Методы строго регламентированного упражнения………...……………16
Игровой метод………………………………………………………...……23
Соревновательный метод………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТМФК.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

Учреждение  образования 

“Белорусский  государственный педагогический университет 

имени Максима  Танка” 
 

      ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 
 

      Курсовая  работа по Теории и методике физического воспитания 
 
 

 «СИСТЕМА МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               Работу выполнила:

                                                         Крук Анна Петровна

                                                                      студентка 3 курса 301 группы

                                                                           факультета народного воспитания 

                                                             заочной формы обучения                          

                             

      Научный руководитель:

      Барановская Дайга Инаровна 

                                                                

                                                        
 
 

Минск, 2010 

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. СИСТЕМА  ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ  В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

    1. Определение сущности понятия «метод»…………………………………6
    2. Словесные методы……………...…………………………………………...9
    3. Методы наглядного воздействия………………………………………….14

Глава 2. СИСТЕМА  СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ  В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

    1. Методы строго регламентированного упражнения………...……………16
    2. Игровой метод………………………………………………………...……23
    3. Соревновательный метод………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач 
и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств.

      Цель  работы: изучить систему методов, применяемых в физическом воспитании.

    Задачи  работы:

    1. Определить сущность понятия «метод» и его признаки
    2. Рассмотреть общепедагогические методы, применяемые в физическом воспитании
    3. Рассмотреть специфические методы, применяемые в физическом воспитании
    4. Рассмотреть причины выбора конкретного метода в практике.

    Методы  работы: изучение научной литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. СИСТЕМА  ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

1.1. Определение  сущности понятия «метод»

      Существуют разные определения методов. Чаще всего понятие «метод» определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач; как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели; как форму освоения учебного материала и др.[15, c.28]. Несмотря на некоторые различия в понимании категории «метод», можно выделить ряд общих существенных признаков, присущих многим из этих определений:

  1. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ — это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология их освоения.
  2. Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность которых определяется субъектом деятельности.
  3. Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др.

      4.Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.

      5.В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий.

      6.Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели, т.е. к намеченному результату[16, c.36].

      Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач[15, c.29].

      Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «метод» в самом общем виде можно определить следующим образом:

      Метод — это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности[13, c.12].

      Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

      В физическом воспитании применяются две группы методов: общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) и специфические (характерные только для процесса физического воспитания).

      Общепедагогические методы включают в себя:

      1) словесные методы;

      2) методы наглядного воздействия.

      Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования[14, c.41].

1.2. Словесные  методы

      В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников[20, c.18].

      В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

      1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту[14, c.11].

      Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция[20, c19].

      2. Описание. Это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт[11, c.9].

      3. Характеристика — это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос «Как делать?» К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.[9, c.63]

      4. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений. В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: «Зачем это нужно делать?» и «Почему так, а не иначе?».

      При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

      Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью[18, c.48].

      Разновидностью объяснения являются:

  • сопроводительные пояснения — лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;
  • инструктирование — точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д.[9, c.64].

      5. Беседа. Представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода — строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин после выполнения какого-либо двигательного задания, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых — совместным, коллективным. [19, c.46]

Информация о работе Система методов, прменяемых в физическом воспитании