Социальное значение физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:35, реферат

Описание работы

Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Физическая культура и ее функции…………………………………………...5
2. Социальное значение физической культуры…………………………………9
3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……………………………..13
4. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 50.05 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального обучения

 

«Высшая школа  предпринимательства (институт)»

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

Реферат

по дисциплине

«Физическая культура»

на тему:

«Социальное значение физической культуры»

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса 

заочного отделения

с применением

дистанционных технологий

направления подготовки

«Экономика»

Профиль подготовки

«Государственное Муниципальное  Управление»

Пашек И.В.

Проверил:

Преподаватель

Белякова Е.А.

 

 

 

Тверь 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….3

1. Физическая культура и ее функции…………………………………………...5

2. Социальное значение физической культуры…………………………………9

3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……………………………..13

4. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социально-экономические  преобразования в Российской Федерации  последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных  парадигм, закономерно привели к  переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят  за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов  производительных сил - трудовых ресурсов. Ее социокультурная структура является самоорганизующейся в рамках целого образуемого обществом и средой функционирования, возникает и развивается  в зависимости от целого комплекса  компонентов условий жизнедеятельности. Эти условия, как показывает практика, могут быть не только стабилизирующими и развивающими, но и разрушающими основы физкультурно-спортивной деятельности студентов.

Во второй статье Федерального закона "О физической культуре и  спорте в РФ" физическая культура определяется как одна из важнейших  составляющих социальной инфраструктуры - "составная часть культуры, область  социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического  развития, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности". Таким образом, она перестает быть лишь сферой обслуживания других отраслей хозяйства и определяет новые формы общественной жизни, обеспечивая становление общности людей, адекватных своей истории и культуре, реализует функцию развития способностей человека, оказывая существенное влияние на качество человеческого капитала, и обуславливает рост общественной производительности труда. Возрастание роли физической культуры в экономическом секторе обусловлено ее организационными особенностями как сферы занятости и образовательной отрасли, имеющей свою инфраструктуру. С экономической точки зрения эффект от развития сферы физической культуры обусловлен повышением спроса на производство спортивных товаров (оборудования) и физкультурно -спортивных услуг. Ее экономическая привлекательность обусловлена сравнительно небольшими стартовыми инвестициями, высоким уровнем рентабельности и минимальным сроком окупаемости затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Физическая культура  и ее функции

 

Физическая  культура - часть  общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела путём упражнения мускулов, развитие физических способностей человека и  спортивных достижений. Физическая  культура представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В наш век – век значительных  социальных, технических и физических  преобразований научно-техническая  революция,  наряду с прогрессивными  явлениями внесла в жизнь и  ряд неблагоприятных факторов. К  ним следует отнести гиподинамию,  нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной  современной техникой, а также  стрессы профессионального и  бытового порядка и как следствие  – нарушение обмена веществ,  избыточный вес, предрасположение  к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Влияние неблагоприятных  факторов  на здоровье человека настолько  велико, что внутренние защитные  функции самого организма не  в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием  неблагоприятным факторам оказались  регулярные занятия физической  культурой, которые помогли восстановлению  и укреплению здоровья людей,  адаптации  организма к значительным  физическим нагрузкам. Чем дальше  идет человечество в своем  развитии, тем в большей  степени  оно будет зависеть от физической  культуры.

В настоящее время объем  передвижений  в течение дня  сведен к минимуму. Автоматизация, электроника  и  робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины  в быту настолько повысили  дефицит  двигательной деятельности  человека, что это уже стало  тревожным. Адаптационные механизмы  человеческого организма работают  как в сторону повышения работоспособности  различных его органов и систем (при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего  ее снижения (при отсутствии необходимой  двигательной активности). Следовательно,  урбанизация и технизация жизни  и деятельности жизни и деятельности  современного общества неизбежно  влекут за собой гиподинамию,  и совершенно очевидно, что кардинально  решить задачу повышения режима  двигательной деятельности людей,  минуя средства физической культуры  и спорта, в настоящее время  практически невозможно.

Целью физической культуры является оптимизация  физического  развития человека, всестороннего  совершенствования свойственных каждому  физических качеств и связанных  с ними способностей в единстве с  воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно  активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена  общества к плодотворной трудовой и  другим видам деятельности.

Важнейшей специфической  функцией физической культуры в целом  является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в  двигательной активности и обеспечения  на этой основе необходимой в жизни  физической дееспособности.

  1. Кроме выполнения этой важнейшей функции  отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических  функций частного характера. К ним следует отнести:
  • образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране, это уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является образовательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);
  • спортивно – тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
  1. Прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры (ППФП). ППФП представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии. Основное  назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.
  1. Спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека. Под ними также, понимают объективно присущие им свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно  подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению  действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную  и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее нремя причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного  воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

  1. Оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний,| травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов     с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.

Среди функций, присущих общей  культуре, в  выполнении которых  непосредственно  используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

В решении центральной  задачи всестороннего  гармонического развития человека участвуют  все  функции физической культуры в своем  единстве. Каждая из ее составных  частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому  может рассматриваться самостоятельно.  

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальное значение  физической культуры

 

Социальное значение физической культуры заключается в воспроизводстве  физических ресурсов общества, рациональном использовании свободного времени, обеспечении занятости населения. В связи с этим она имеет  социокультурную специфику, включающую корпоративный логотип, практически  неизменный на протяжении многих лет  устойчивый позитивный имидж служения общественным интересам. Идеология  ее государственного регулирования  находит отражение в устранении противоречий и декларативных норм в законодательстве федерального и  регионального уровней. Ее совершенствование  предусматривает внесение поправок в новую версию Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ", направленных на:

1) Государственный заказ,  определяющий полномочия и конкурсные  условия в реализации государственных  кредитных программ, предоставлении  льготных и безвозмездных субсидий  на развитие инфраструктуры физической  культуры;

2) Совершенствование правовых  основ развития физической культуры, обеспечивающих условия для развития  предпринимательства, спонсорства  и спортивного фандрейзинга;

3) Консультирование по  определению прав, обязанностей  и ответственности физических  и юридических лиц в области  физической культуры;

4) Координацию работы  и разграничение полномочий государственных,  общественных и коммерческих  органов управления, обеспечивающие  конституционные гарантии доступности  физической культуры для учащейся  молодежи.

Следствием отсутствия научно обоснованных критериев и норм размещения государственного заказа на физическую культуру на фоне неустойчивого функционирования экономики, налоговой политики, регулирующих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, стало нерациональное использование имеющихся ресурсов и стимулов, аберрация функциональной составляющей ее статуса, в целом  предопределивших ее кризисное состояние. На практике это привело к снижению качества учебного процесса, свертыванию  в ряде вузов спортивной работы, разрушению имеющейся инфраструктуры и сокращению преподавательского состава. Несмотря на принятые в последние годы юридические акты, Государственную программу РФ "Здоровье нации", утвержденную решением правительства № 13-127 от 7.12.1999 г.; Концепцию охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.; приказ Минобразования РФ "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" № 2715/227; комплексную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в С.-Петербурге на 2003 - 2006 гг.", острота проблемы требует оперативного проведения разнообразных по масштабам и сложности социально-экономических, правовых и организационных реформ, внедрения эффективных программ и проектов ее антикризисного развития.

Очевидно, что совершенствование  правовой базы, связанное с упорядочением  отраслевых нормативных актов, является основой социально-экономического механизма, обеспечивающего эффективное  развитие отрасли, модернизацию ее инфраструктуры и содержания учебно-воспитательного  процесса. Наиболее перспективным стратегическим механизмом развития физической культуры на макроуровне является межотраслевая  холистическая (holistic - с англ. "целостный") политика по реконструкции ее из затратной  отрасли в равноправного партнера реального сектора экономики. Размещение государственного заказа и соответствующее  финансирование физической культуры на федеральном, территориальном и отраслевом уровнях в единстве с рыночными механизмами развития, несомненно, обеспечат реализацию не только ее традиционных материально-преобразующих, профессионально -прикладных и воспитательных функций, но и урегулированных правовыми нормами корпоративных функций, характерных для молодежной субкультуры:

Информация о работе Социальное значение физической культуры