Современные оздоровительные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Объектом изучения данной работы является системы оздоровления, предметом изучения – современные оздоровительные системы.
Целью данной работы является изучение современных оздоровительных систем.
Для осуществления цели решались следующие задачи:
Рассмотреть понятие здоровье, оздоровительные системы;
Рассмотреть современные оздоровительные системы – йога, ушу, холизм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Йога – гармония души и тела…………………………………………….4
Ушу – путь воина………………………………………………………….7
Современные оздоровительные системы………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по валеологии.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

 
Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Йога – гармония души и тела…………………………………………….4
  2. Ушу – путь воина………………………………………………………….7
  3. Современные оздоровительные системы………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………11

Список  литературы…………………………………………………………..12

 

Введение

     Актуальность  темы. Проблема здоровья человечества во все времена и эпохи была актуальной. Всемирная организация здравоохранения под здоровьем понимает состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности. Выделяют несколько уровней здоровья в медико-социальных исследованиях:

  1. Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
  2. Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
  3. Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
  4. Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.

     Здоровье - способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, взаимодействуя с ними свободно на основании своей биологической, психологической и социальной сущности. В этом определении подчеркиваются три составляющие здоровья: 1) способность адаптироваться, 2) свобода реагирования, 3) сущность человека. Способность адаптироваться, или приспосабливаться, определяется набором приспособительных форм поведения или навыков, свойственных индивидууму, которые получены по наследству или выработаны в процессе жизнедеятельности. Свобода реагирования зависит от внутренних резервов и адекватного восприятия внутренних процессов и внешней среды. Сущность должна обеспечивать два предыдущих аспекта здоровья. Таким образом, здоровье - это сущностное свойство человека сохранять высокую жизнеспособность и свободу в изменяющихся условиях внешней среды, или, коротко, здоровье - это способность жить свободно. Эта способность зависит от резервов организма, набора приспособительных форм поведения и адекватного восприятия. Очевидно, что человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья, с одной стороны; здоровье должно формироваться в процессе всей жизни - с другой. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к его формированию или воспитанию.

     Оздоровительные системы - системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья. Оздоровительные системы начали формироваться с момента зарождения человеческих цивилизаций и естественным образом входят в культуру человечества. Известные оздоровительные системы условно можно разделить на современные и традиционные. Традиционные системы пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры - Индии и Китая. Это йога, ушу, цигун. Современные оздоровительные системы формируются в странах молодой культуры на основе системного (целостного) подхода, примером является холизм.

     Объектом  изучения данной работы является системы оздоровления, предметом изучения – современные оздоровительные системы.

     Целью данной работы является изучение современных оздоровительных систем.

     Для осуществления цели решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие здоровье, оздоровительные системы;
  2. Рассмотреть современные оздоровительные системы – йога, ушу, холизм.
 
 
 
 
 
    1. Йога  – гармония души и тела.

     Йога  в переводе с санскрита означает союз, соединение, связь, гармония. Единение души человека с абсолютным духом или божеством, индивидуального сознания с космическим разумом. Гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека. Совокупность методов, способствующих созданию единой, цельной личности. Гармония трех начал человека:

     физического, умственно-эмоционального, или психического, и духовного. Йога ставит своей целью  такую гармонию, которая достигается  различными направлениями йоги:

     1. Крия-йога - морально-этический аспект йоги, который предусматривает внутреннее и внешнее очищение, отказ от плохого и развитие хорошего, воспитание морали, совести и этики в человеке. Дисциплина нравственности.

     2. Хатха-йога - ха - солнце (мужское начало), тха - луна (женское начало), динамическое единство этих начал, которое достигается посредством физических упражнений (асана), дыхательной гимнастики (пранаяма), гидропроцедур, очистительных средств, питания и дозированного голодания. Дисциплина тела.

     3. Раджа-йога - царственная йога. Дисциплина ума, психики и сознания.

     4. Карма-йога - постижение совершенства посредством труда и активных действий, улучшение судьбы (кармы) добросовестным выполнением своей миссии, не требуя награды.

     5. Джани-йога - совершенство через знания. Кропотливое изучение всего того, что способствует приобретению мудрости и духовному развитию.

     6. Бханти-йога - любовь и преданность высшим идеалам.

     7. Лая-йога - космическая йога. Использование ритмов и вибраций космоса.

     8. Мантра-йога - использование звуковых вибраций, получаемых путем произнесения различных (строго определенных) гласных, слогов и слов.

     Ригведа (2,5 тыс. лет до н.э.) понимает йогу как  свод законов социальной, нравственной и экологической жизни общества. Патанджали на рубеже новой эры сформулировал  восьмиступенчатый путь в йоге:

     1. Отказ от плохого и вредного (яма).

     2. Принятие хорошего и полезного  (нияма).

     3. Обретение соответствующей позы (асана).

     4. Ограничение жизненной энергии  (пранаяма).

     5. Контроль над своими чувствами,  устранение зависимости от чувств (пратьяхара).

     6. Концентрация внимания (дхарана).

     7. Созерцание проблемы или медитация  (дхьяна).

     8. Самореализация. Состояние полного  вникания в сущность проблемы, ее разрешение, слияние с Абсолютом,  состояние транса (самадхи).

     В воспитании здоровья это означает: откажись от плохого и вредного, прими хорошее и полезное, научись принимать соответствующую устойчивую позу, бережно используй жизненную энергию, обрети независимость от своих чувств, при этом ты сможешь сконцентрировать внимание на актуальной проблеме, вникнуть в ее сущность и посредством слияния с Абсолютом выработать новую адаптивную форму поведения, разрешающую проблему. Решение проблемы сопровождается состоянием самадхи, или нирваны, характеристиками которой являются приятные ощущения с оттенком спокойствия и умиротворения, чувство единства с окружением, непередаваемость ощущений, изменение пространственно-временных соотношений, парадоксальность (принятие вещей, кажущихся необычными обыденному сознанию), обострившееся восприятие реальности и смысла происходящего. 

    1. Ушу – путь воина.

     Ушу - воинское искусство, соответствует пути воина. Существуют внешние и внутренние школы ушу.

     Внешние школы - атакующее силовое воздействие, результат мускульной силы рук, ног и тела, скорости удара и длины маха.

     Внутренние  школы - плавные, медленные движения, эффект за счет искусства расслабления и концентрации. Искусство управления "внутренней энергией тела" развивается с помощью психофизической тренировки и заключается в создании особого психофизического состояния, при котором человек активизирует и мобилизует скрытые возможности организма.

     Путь  воина предусматривает три ускорителя (набор физических упражнений, дыхательная гимнастика, укрощение стихий, или природных элементов) и три этапа познания ("сила", "связь", "гармония" - каждый этап предполагает отказ от достижений предыдущего этапа).

     Ушу - сплав гимнастических комплексов и дыхательной гимнастики, элементов акупрессуры, психофизического тренинга, изобразительного искусства, философской системы и определенных взглядов на жизнь.

     В частности, один из патриархов ушу - Цзяо Юаль, живший в IX в. завещал: постоянно занимайся, используй боевое искусство только для самозащиты, уважай наставника, не обижай слабого, не демонстрируй необдуманно технику, кроме тех случаев, когда это необходимо для спасения низшего, не используй знания и технику для выяснения отношений, не пей вина и не ешь мяса, обучай только достойных, не допускай излишнего и извращенного секса, остерегайся духа соперничества.

     Видно, что традиционные оздоровительные  системы объединяет общий принцип: существующие у человека внутренние, даже неосознанные, проблемы разрешаются путем строго определенных действии, направленных на увеличение доступной информации. 
 

    1. Современные оздоровительные  системы

     Теоретическая предпосылка холизма (с английского переводится как целый, целостный) - достижения современного естествознания, которые свидетельствуют о том, что живые организмы являются формально непредставимыми, и существуют общие правила, позволяющие их эффективно совершенствовать. Определяющим свойством живых организмов является их постоянное самовоспроизведение - движение из прошлого в будущее в соответствии с информационным полем или планом, который создается при участии информационных полей окружающего мира. Для реализации этого плана организму необходим определенный набор функций. Эти функции связаны с телесными структурами и навыками, отражающими прошлое. Утрата способности воспроизводиться означает переход в ситуацию "не жилец". Человек умирает не от болезней, а заболевает потому, что "должен умереть". Ситуации "не жилец" предшествуют характерные переживания (ощущение напряжения, трудно поддающееся словесному описанию, тягостные переживания и чувство безысходности), которые являются признаками стресса и соответствуют "синдрому хронической усталости".

     Человек обладает, по крайней мере, тремя сферами мышления:

     1. Подсознание - автономное управление  по выработанным ранее программам (растительный ум, инстинкты, привычки). Оно связано с прошлым и  обслуживает потребности сохранения (компоненты, необходимые для жизни, и безопасность), работает "на себя".

     2. Сверхсознание - выработка новых  форм поведения (интуиция, космический  разум). Связано с будущим, обслуживает  потребности роста (самоуважение  и уважение другими, самоактуализация), работает "на других". На уровне сверхсознания формируется абсолютное знание.

     3. Сознание - постановка проблемы, контроль  ее решения, связь между людьми  и поколениями с помощью речи (рассуждающий и не рассуждающий интеллекты). Является контрольным органом, обслуживает социальную потребность в привязанности и дружбе, подсознание или сверхсознание в зависимости от ситуации. На уровне сознания формируется относительное знание.

     Относительное знание неприменимо к сверхсознанию, поэтому процессы, происходящие на его уровне, оказываются непонятными сознанию. Отсюда соблазн решения проблем путем формирования произвольных образов, будущего благополучия, которые оказываются психологическим наркотиком. В то же время развитое сверхсознание выступает необходимым условием человеческой способности создавать и сохранять информационное поле будущего. Отсюда очевидно, что инструментом для энергоинформационного программирования здоровья служит личность с развитым сверхсознанием.

     Таким образом, для формирования здоровья необходимы:

     1. Развитие способности к восприятию внутренних процессов и внешней среды.

     2. Передача программы здоровья.

     3. Воспитание способности к созданию  собственного информационного поля  здоровья.

     4. Обеспечение условий для эффективного  воспроизведения организма в  соответствии с новым планом.

     5. Предупреждение формирования ситуации "не жилец" путем контроля  стресса и его устранения.

     Главные препятствия на пути к здоровью: потеря способности к восприятию реальности, информационные поля болезней и следы прошлых потрясений.

Информация о работе Современные оздоровительные системы