Спорт как компонент физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:21, реферат

Описание работы

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах.

Содержание

Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями 3
Массовый спорт. Его цели и задачи 3
Определение понятия «система физических упражнений» 4
Спорт высших достижений 5
Спортивная классификация. Её структура. 6
Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической 7
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

Спорт как компонент физической культуры.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

  Спортивные  разряды: 5-й, 4-й разряды (только в  шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать.

  iСпортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России».'Спортивные звания присваиваются пожизненно.

  Для присвоения указанных разрядов и  званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы  и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные  нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

  - занять определенное место на  соревнованиях того или иного  масштаба;

  - добиться определенного количества  побед над спортсменами соответствующих разрядов.

  Спортивная  классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др. 
 

  Основные  пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической

 

  Представив  общую структуру подготовленности спортсменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать средства и методы их совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств — силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).

  Физическая  подготовленность в избранном виде спорта 

    Физическая подготовленность характеризуется  возможностями функциональных                систем, организма спортсмена. Условно  ее можно подразделить на  общую и специальную. Связующее звено между ними — вспомогательная подготовленность.

  Общая физическая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

  Общая физическая подготовка особенно акцентируется на I - II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и «сквозные» тесты по ОФП (бег 100, 2000 м — женщины, 3000 м — мужчины, и специальные силовые упражнения для женщин и мужчин).

  Однако  по ряду видов спорта общий уровень  программных требований ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов; специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений.

  Вспомогательная физическая подготовленность, с одной  стороны, восполняет необходимые повышенные требования к развитию определенных физических качеств в данном виде спорта или системе физических упражнений, а с другой — служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей.

  Так, для спортивной специализации в  лыжных гонках недостаточны общие требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по длине дистанции. В этом случае в предсезонный период подготовки может быть введен (в учебной группе «лыжников») дополнительный тест, например в беге на 5—10 км с соответствующими требованиями к скорости преодоления этих дистанций. Такая вспомогательная физическая подготовка поможет более плавно перейти к специализированной подготовке и к определенным соревновательным дистанциям в лыжных гонках (15, 30, 50 км).

  Специальная физическая подготовленность характеризует  уровень развития именно тех физических качеств, возможностей органов и функциональных, систем организма, с которыми непосредственно связаны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовленность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствующую направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения.

  Техническая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ

  На  содержание технической подготовки в каждом виде спорта влияют любые  изменения в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного инвентаря и т.д. В

  структуре технической подготовленности выделяются базовые и дополнительные движения.

  К базовым относятся движения и  действия, составляющие основы технической  оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения — обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.

  Дополнительные  движения и действия — это второстепенные элементы движений, характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индивидуальными особенностями. Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии, с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески поддерживается тренером-преподавателем.

  Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-; координационных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются.

  Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для других — ее вариативность, для третьих — экономичность ^ техники, для четвертых — минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут следующие.

  1. Достичь высокой стабильности  и вариативности специализированных движений-приемов, составляющих основу техники данного вида спорта.

  2. Последовательно превращать освоенные основы техники в целесообразные и эффективные соревновательные действия.

  3. Усовершенствовать структуру двигательных  действий с учетом индивидуальных  особенностей спортсмена.

  4. Повысить надежность и результативность  техники действий спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях.

  5. Совершенствовать техническое мастерство  спортсменов исходя из требований  спортивной практики и достижений  научно-технического прогресса в сфере спортивного инвентаря и оборудования.

  Тактическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ

  Активность  тактических действий спортсмена — важный показатель спортивного. мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику

  свою  волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование распространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на контактные и неконтактные единоборства.

  Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается  на его физическую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического характера.

  Структура тактической подготовленности определяется характером стратегических задач, диктующих основные направления спортивной борьбы, эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, студенческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В последнем случае Приходится учитывать такие особенности конкретных соревнований, как характер судейства, поведение болельщиков, состояние мест соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-тактические возможности, а также возможности своих партнеров.

  Психическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ 

    В структуре психической подготовленности  спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

  Волевая подготовленность включает такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и, смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость И упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

  Специфика различных видов спорта накладывает  отпечаток на требования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог Д. Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида. спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, — целеустремленность. В структуре специальной психической подготовленности следует выделять:

  • устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности;

  • степень совершенства кинестетических и визуальных восприятии различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

  • способность к психической регуляции  движений, обеспечению эффективной  мышечной координации;

  • способность воспринимать, организовать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

  • совершенство пространственно-временного восприятия как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена;

  • способность к формированию в  структурах головного мозга опережающих реакции, программ, предшествующих реальному действию.

  Специфика различных видов спорта и особенности  отдельных дисциплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на Требования к психике каждого спортсмена, а соответствующие психические качества формируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта.

 

   Список литературы

  1. Курс лекций «Теория физической культуры и спорта»
  2. Иванков Ч. Т. «Основы теории физической культуры и спорта»
  3. Википедия http://ru.wikipedia.org
  4. Теория и методика физической культуры: Учебник./ Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.

Информация о работе Спорт как компонент физической культуры