Спорт как социальное явление глазами К.Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

В настоящее время спорт приобретает настолько высокую значимость в обществе, что появляются основания считать его одним из основных видов человеческой деятельности. Однако это вовсе не означает, что спорт высших достижений (в частности, профессиональный спорт) далеко опередил развитие физической культуры и массового спорта, что социокультурная значимость последних, как считают некоторые авторы, находится на несколько порядков ниже первого1.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Наряду с  воспитанием и образованием следует остановиться и на особенностях развития спорта как социально-ценностной системы, определяющей возможности личностного и индивидуального развития. Можно предложить в этом плане следующие критерии социально-педагогических оценок развития личности в социально-ценностной системе спорта:

спортивные  тренировки должны быть достаточно разнообразными, так чтобы развитие физических способностей стало всеобъемлющим; тренировки не должны быть связаны с риском для  здоровья (часто в погоне за спортивным результатом гипертрофированно развиваются отдельные мышечные группы и физические качества в ущерб всему организму);

• тренировки и соревнования в профессиональных видах спорта должны проходить в атмосфере доброжелательности и коммуникабельности, чтобы учащиеся ощущали любовь к себе и чувствовали себя в безопасности. При этом сфера профессионального спорта не должна превращаться в отдельный, замкнутый, живущий по своим законам мир, пренебрежительно относящийся к людям, не связанным с большим спортом;

• успехи в спорте не должны повлечь за собой манкирования учебными заведениями или ухода из учебного заведения;

• спорт должен оставаться для учащихся одной из главных сфер, где они занимаются в свободное время, принося им те же плюсы, за которые они ценят разумно проведенный досуг. Спорт не должен вытеснять все прочие интересы, связанные с досугом.

Насколько может  быть велик разброс мнений относительно большого спорта, можно видеть хотя бы из того факта, что существуют две  полярно противоположные точки  зрения.

Противники большого спорта, считающие его антигуманной социально-ценностной системой, рисуют образ мрачного профессионала, некоего запрограммированного на рекорды робота, безжалостно подвергающегося психологической и физической эксплуатации, своего рода мускульной машины, лишенной всякой самостоятельности. Этим роботом можно манипулировать, и он воплощает собой символ общества, живущего по законам рынка. Здесь краеугольным камнем является проблема «отчуждения». Спортсмен часто утрачивает свое собственное «Я» и становится жертвой требований, предъявляемых ему обществом, государством, в силу чего он лишается возможности свободного самовыражения. При этом само понятие «отчуждение» иногда трактуется односторонне. В гегелевской философии образования, изложенной в «Феноменологии духа», отчуждение выступает конституирующим моментом образования. Гегель характери-зует образование как приход к себе

в другом, как  выход субъекта образования за собственные  рамки, как выход из самого себя в  чужое другое. Иными словами, без  отчуждения процесса образования не существует. Отчуждение при этом оправдывается как явление, необходимое для прохождения индивидуумом курса образования.

Однако следует  отметить, что, согласно Гегелю, субъектив - ность предстает в ее деятельной сущности, внутренней активности. и процессуальности как «интерсубъективная» деятельность, разворачивающая себя в культуре и истории. Образовывающая себя субъективность становится, таким образом, всеобщностью высшего рода, конкретным бытием всеобщего. Единичность «в такой же мере есть всеобщее и потому спокойно и непосредственно сливается с имеющимся налицо всеобщим, с нравами, обычаями...» 

и, можно добавить, с языком, традициями, культурой  в целом.

Сущность образования  состоит в превращении человека в духовное существо. Требование всеобщности реализуется в практическом образовании как умение отвлечься от самого себя, дистанцироваться от непосредственных личных влечений, частных интересов, увидеть и понять то общее, которым в этом случае определяется особенное. Итак, совершаемый в образовании подъем ко всеобщему есть подъем над самим собой, над своей природной сущностью в сферу духа. Но в то же время мир, в который «врастает» индивид, – это реальный мир; он образуется культурой и прежде всего языком, системой ценностей и смыслов, а также повседневностью, опирающейся на обычаи, традиции, обыденное сознание в целом .

Спорт, если к  нему подходить как к фактору  формирования культуры, предпосылке  формирования творческой личности, как  к элементу культуры, изменяет всю  сферу чувственного познания индивида в целом, что в конечном счете приводит к новому смыслополаганию и пониманию действительности.

Позиция критики  большого спорта рассматривает и  проблему образа человека. Если спортсмен  тренируется как мускульная машина, выполняющая социальный заказ общества, то подобные характеристики связаны с образом человека, главной чертой которого представляется «ложное развитие», приводящее его к превращению в робота – образ, ни в коем случае не могущий служить примером для подражания. Такие характеристики не могут формировать конструктивные образы, на которые можно равняться.

Резким контрастом выступает позиция, характеризующая  спорт как такую социально-ценностную систему, которая создает образ. спортсмена, для которого спортивное достижение есть прежде всего действие, совершаемое и переживаемое как акт самосозидания, в результате чего он обладает неоспоримой ценностью в плане формирования и развития личности, позитивной социальной роли и самооценки.

Разногласия в  оценках и мнениях свидетельствуют о том, что спорт как социально-ценностная система приобретает двойственный характер: с одной стороны, он должен создавать образы человека (спортсмена), как уже существующие в действительности, так и идеальные, а с другой – проверять, в какой степени такие образы могут стимулировать теоретические исследования в области образования.

Социально-философский  анализ спорта как социально-цен-ностной  системы позволяет выработать комплекс принципов и норм, регламентирующих педагогически оправданную практику большого спорта. Обязательным критерием оценки при этом выступает для этой системы самостоятельность спортсмена в его действиях. Эта норма позволяет наметить границы педагогического вмешательства в большой спорт. Тем самым мы подходим к практическому аспекту проблемы гуманизации всей системы образования.

Уровень человеческого  понимания ценностей спорта и  физической культуры находится в  диалектической взаимосвязи с человеческими  потребностями, интересами и позициями. Анализируя содержание и качество потребностей, рациональных и эмоциональных причин их возникновения, можно понять, почему люди направляются к действительным или иллюзорным ценностям, почему ценности дифференцируются, создаются системы и иерархии цен-ностей .

Итак, можно  вести речь о трех аспектах функционирования спорта как социально-ценностной системы: социальные идеалы, предметно-воплощенные ценности и личностные ценности. В аксиологическом ключе человек может быть рассмотрен также в трех ипостасях – как производитель ценностей, как субъект оценки и как ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

1. Волков Ю.Г.  Личность и гуманизм (социологический  аспект). Челябинск, 1995.

2. Ковалева А.И.  Социализация личности. Норма и  отклонение. М., 1996.

3. Мильштейн  О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для студентов институтов физ. культуры. М.,1980.

4. Смирнов Н.Г.  Физическая культура как фактор  социального раз-вития личности  в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

5. Столяров В.И.  Социальные проблемы спорта // Философские науки. 1980, № 4.

 

 

 

 


Информация о работе Спорт как социальное явление глазами К.Маркса