Средства и методы физического воспитания

Автор: v**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. Это вызвано существенным изменением характера заболеваемости людей. В настоящее время резко уменьшилась распространенность эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Угроза со стороны таких болезней, как чума, оспа, холера, малярия, паразитарные тифы и им подобных, почти полностью исключена.

Работа содержит 1 файл

Средства и методы физического воспитания.docx

— 88.39 Кб (Скачать)

    Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях  действия одного занимающегося зависят  или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

    Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

    Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

    Классификация физических упражненийКлассифицировать физические упражнения — значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

    В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций  физических упражнений.

    1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитанияИсторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

    Каждая  из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются  педагогическими возможностями, специфическим  назначением в системе физического  воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

    В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

    —  во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

    — во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

    —  в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

    2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

    3Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качествЗдесь упражнения классифицируются по следующим группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

    4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

    5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

    6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

    В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы физического воспитания 

    Метод - это способ обучения, метод обучения наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях.

    Методический  приём - решает частные задачи, в конкретных условиях. Разновидность метода, их много больше чем методов.

    Методика  обучения - это система методов, методических приёмов, форм организации занятий, для обучения конкретному двигательному действию.

    Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

    В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

    К специфическим методам  физического воспитания относятся:

    1) методы строго регламентированного упражнения;

    2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

    3) соревновательный метод (использование  упражнений в соревновательной  форме).

    С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

    Общепедагогические  методы включают в  себя:

    1) словесные методы;

    2) методы наглядного воздействия.

    Ни  одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов  в соответствии с методическими  принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

    

    Требования  к методам обучения

  1. Научная обоснованность (с точки зрения познания).
  2. Соответствие поставленной задачи обучения.
  3. Обеспечение воспитывающего характера обучения.
  4. Соответствие методов всей системе принципов обучения.
  5. Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности.
  6. Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников.
  7. Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя.
  8. Соответствие условиям занятий.
  9. Разнообразие методов.
 
 
 
 
 

    Заключение

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять  наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно  сохраняемое и укрепляемое самим  человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    К сожалению, многие люди не соблюдают  самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

    Таким образом, комплексное использование  средств физического воспитания (физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические  факторы) обеспечивают всестороннее развитие физических способностей человека.

    То  есть естественные силы природы и  гигиенические факторы, используемые при занятиях физическими упражнениями, усиливают их эффективность и  оздоровительный эффект на организм занимающегося. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

    1. Введение…………………………………………………………………..3

    2. Средства физического воспитания…………………………...…………4

    • Гигиенические факторы………………………………………….…..4
    • Природные факторы……………………………………...……….…6
    • Физические упражнения…………………………………….……….7

    3. Методы  физического воспитания………………………………………11

    4. Заключение…………………………………………………………..…..13

    5. Список  используемой литературы…………………………………….14 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы 

  1. Гриненко М.Ф. Путь к здоровью. – М.: «Физкультура и спорт», 1978. – 144 с.
  2. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

Информация о работе Средства и методы физического воспитания