Становление валеологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 19:38, реферат

Описание работы

Здоровье - величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Очевидно также, что болезнь и нездоровье - это ограниченная в своей свободе жизнь.

Содержание

Медицина здоровья 6
3.Структура валеологии 9
4.Заключение

Работа содержит 1 файл

валеология.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Как учебная  дисциплина валеология может быть подразделена на: 1) дошкольную, 2) школьную, 3) вузовскую и 4) поствузовскую.

Валеология  ограничивает круг своих интересов  проблемой индивидуального здравствования человека, и в частности - индивидуального  здоровья. Общественное здоровье - предмет  исследования социальной гигиены. Вместе с тем валеологи хорошо представляют себе роль социально -гигиенических факторов в сохранении и укреплении здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств они предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.

В 1996 г. был утвержден Государственный  образовательный стандарт высшего  профессионального образования  по специальности 040700 - "Валеология" (квалификация врач - валеолог-препо  даватель и педагог-валеолог). Началась эпоха внедрения в учебный  процесс общеобразовательных, средних и высших учебных заведений России, Украины и Белоруссии учебной дисциплины "Валеология". В ряде вузов открываются кафедры валеологии, вводятся спецкурсы по валеологии, создаются специализированные журналы, защищаются диссертационные работы по валеологичес кой тематике, проводится серия научных форумов различного уровня по актуальным проблемам валеологии, издаются учебные пособия, монографии, научно-популярные книги и т.д.

... В  2000 г., как ни странно, в России  закончилась эпоха "валеологизации" образования: валеология как учебная дисциплина Министерством oбразования РФ, по существу, ликвидирована.

Для каждого  здравомыслящего человека совершенно очевидно, что необходимо срочно предпринять  серьезные шаги на пути решения проблемы "Здоровье нации".

Следует отметить, что в настоящее время  валеологическое образование учащейся молодежи в определенной степени  дают вузовские кафедры физического  воспитания. Это обусловлено особенностью Примерной программа дисциплины "Физическая культура" Министерства образования РФ. Учебная дисциплина "Физическая культура" направлена на решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, в частности: знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности и т.д.

Несмотря  на валеологическую направленность вузовской физической культуры, эффективность курса "Физическая культура" низка. Это обусловлено недостаточно высокой валеологической эрудицией профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания. Целесообразно открытие кафедр валеологии в каждой академии физической культуры. Назрела необходимость в подготовке учебника по валеологии и для средних, и для высших учебных заведений. 
 
 
 
 

                                                  

                                                 Заключение

Валеология сейчас - относительно новая научная и учебная дисциплина, не имеющая пока четко сложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы "Человек и его здоровье" валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним из важнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии.

И.И. Брехман  писал: "Валеология родилась. Почему этого слова нет в словаре? Почему у нас нет зеркального  отражения науки о болезни? Хочется  верить, что это слово появится во многих словарях, что валеология превратитсяв большую самостоятельную науку и породит в ряде стран государственную систему обеспечения здоровья. Пока положено лишь начало валеологии, но, как считал великий Пифагор, "Начало - половина целого".

                                       

                                 Список литературы:

1. Августова  Л.И., Ананьев В.А., Водопьянова Н.Е.  и др. Психология здоровья / Под  ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 504 с.

2. Ананьев  В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.

3. Ананьев  В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П.  др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.

4. Ананьев  В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П.  и др. Этюды валеологии / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: БПА, 2001. - 211 с.

5. Апанасенко  Г.Л., Попова А.А. Медицинская валеология. - Киев: Здоров'я, 1998. - 242 с.

6. Апанасенко  Г.Л. Эволюция биоэнергетики и  здоровье человека. - СПб.: Метрополис, 1992. - 123 с.

7. Брехман  И.И. Введение в валеологию - науку  о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 113 с.

8. Валеология  человека. Здоровье - Любовь - Красота. (Валеологический семинар академика  В.П. Петленко). В 5 томах. - СПб.: Петроградский  и Ко; Минск: Оракул, 1996 - 1997.

Информация о работе Становление валеологии как науки