Структура малого цикла тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Димон.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

продолжительность подготовки для достижения наивысших  результатов;

оптимальный возраст для достижения наивысших  результатов; выделяют три зоны: первая - зона первых больших успехов (20- 22 года); вторая - зона оптимальных возможностей спортсмена (23-26 лет); третья - зона высоких спортивных результатов (27- 30 лет), (у женщин этот показатель на 2-3 года меньше);

оптимальный возраст для начала специализированных занятий волейболом 9-11 лет;

основные  средства восстановления и реабилитации.

Таким образом, планирование охватывает все  составные части процесса многолетней  подготовки волейболистов. Все эти  вопросы в той или иной мере находят отражение в различных документах планирования, которые должны отвечать общим требованиям: учет задач и условий работы, конкретность и вариативность, преемственность и перспективность и др.

Эффективность планирования во многом зависит от круга показателей, на основании которых разрабатываются соответствующие планы и осуществляется оценка процесса подготовки.  

Основные  показатели:

По составу  команды: количество "новичков" и  волейболистов сходных по игровым  функциям и антропометрическим данным.

По тренировочному режиму: количество рабочих дней, тренировочных занятий, часов, учебно-тренировочных сборов; распределение времени на техническую, тактическую, физическую, интегральную, теоретическую подготовки.

По соревновательному  режиму: количество календарных и  контрольных игр; планируемые результаты (занятое место и эффективность игровых действий по основным показателям).

По уровню подготовленности: нормативы по общей  и специальной физической подготовке, технической, тактической и интегральной подготовкам; арсенал приемов и индивидуальных, групповых и командных действий; применяемость приемов игры и тактических действий в игре, их результативность; зачеты и экзамены по теоретической подготовке; психологическая подготовленность в баллах.

По подготовке волейболистов (связующих, нападающих): число "новичков" в командах мастеров, в сборных командах (города, области, республики, страны - в молодежных и основных составах).

Важное  место в системе планирования занимают программы. Так, в программах для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (М., 1982, 1984, 1985) содержатся такие сведения:

дифференцированный  по годам обучения (с 10-12 до 18- 20 лет) и поурочно в пределах каждого  года материал по технической, тактической, интегральной, теоретической подготовке;

распределение времени на названные компоненты: а) в многолетнем аспекте - по годам  обучения; б) в каждом годичном цикле - по периодам и этапам; в) в отдельных  периодах и этапах - по недельным  циклам; г) в недельных циклах - по отдельным занятиям;

количество  тренировочных дней, количество тренировочных  занятий и их продолжительность;

типы  тренировочных занятий по направленности;

поурочное распределение программного материала  по каждому году обучения;

модельные недельные циклы, модельные тренировочные занятия по периодам и этапам годичных циклов, с учетом задач и типов занятий по направленности;

количество  соревновательных дней в годичном цикле;

количественные  и качественные показатели в виде контрольных нормативов по основным параметрам для каждого года обучения, которые на всех этапах многолетней подготовки соотносятся с данными прогноза и модельными характеристиками волейболистов на планируемый период.

Работа  сборной команды страны осуществляется на основе комплексной целевой программы, в которой содержится:

характеристика  исходного состояния волейбола (мужского, женского);

тенденции развития волейбола, стратегические задачи и планируемый результат;

модельные характеристики (команды и игроков  по функциям);

содержание  и сроки комплексного контроля;

мероприятия по отбору и комплектованию команды;

структура и содержание тренировочной работы;

тренировочные и соревновательные нагрузки;

средства  восстановления и реабилитаций;

работа  по идейно-политическому воспитанию;

научно-методическое обеспечение процесса подготовки сборной  команды;

материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение  процесса подготовки;

управление  подготовкой на основе комплексной  целевой программы.4

Волейбол  относится к командно-игровым видам спорта, работа поэтому планируется для команды в целом и для отдельного волейболиста. Планирование на ряд лет называют перспективным планом, планирование на годичный цикл называется текущим (годовым). Планирование на цикл в пределах годичного называется оперативным.

Многолетние или перспективные планы содержат основные данные, ведущие показатели, которые служат своеобразными вехами на пути к достижению цели многолетней  подготовки волейболистов.

На уровне годичного цикла планирование включает большее число параметров по каждому из перечисленных ранее показателей и раскрываются они более детально, при этом учитывается периодизация и спортивный календарь соревнований.

В годичном цикле выделяют подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые составляют макроцикл или большой цикл. Применительно к осенне-зимнему (сентябрь - март) и весенне-летнему (апрель - август) сезонам в волейболе таких циклов соответственно два в году. Один из этих циклов, на который приходятся главные соревнования года, будет главным.

Названные периоды по продолжительности изменяются в зависимости от календаря соревнований, закономерностей становления спортивной формы, контингента волейболистов (возраст, спортивная квалификация). Каждый макроцикл  начинается подготовительным периодом, который заканчивается к началу соревнований. Соревновательный период по времени совпадает со сроками основных соревнований. Переходный период начинается после соревнований и длится до начала очередного макроцикла.  

2.2.1 Средние циклы и микроциклы

Средние циклы и микроциклы

План  годового цикла детализируется в  построении средних циклов и микроциклов. При построении средних циклов предстоящая  работа детализируется применительно  к особенностям конкретного контингента  волейболистов, команды с учетом задач, модельных заданий и т. д. Еще в большей мере эта детализация осуществляется в микроциклах, на основе которой строится индивидуализация средств, методов и т. д. в тренировочных занятиях применительно к каждому отдельному волейболисту. Особое значение здесь имеет оперативная информация, циркулирующая в системе "план - тренер - спортсмен" по принципу обратной связи. Средний цикл - это несколько микроциклов, объединенных в отдельный блок.

Набор микроциклов в блоках зависит  от логики развертывания тренировочного процесса и особенностей этапа подготовки. В одном блоке может быть два (минимум) и больше микроциклов. Взяв за основу соревнования, можно выделить следующие типы блоков (средних циклов): соревновательный, пред- соревновательный, базово- развивающий (накопления), втягивающий, активного отдыха.

1. Соревновательный  блок. Структура блока определяется  характером основных соревнований  данного сезона. В нем по возможности  моделируются все условия подготовки  и проведения основных соревнований. Этот блок - основной в период соревнований, проводимых с интервалами (чемпионат СССР). Соревновательный блок включается в пред- соревновательную подготовку. В него входят подводящий, соревновательный и восстановительно-реабилитационный микроциклы. Как правило, это турниры или соревнования.

Адекватность  соревновательного блока самая  высокая. В системе многолетней  подготовки основные соревнования рассматриваются  как соревновательный блок, в котором  в наибольшей степени реализуются  соревновательные условия. Роль такого блока исключительно велика.

2. Пред- соревновательный блок. В блоке с большой достоверностью моделируется режим основного соревнования для того, чтобы максимально обеспечить адаптацию спортсменов к конкретным условиям этих соревнований и создать условия для полной реализации их возможностей в соревнованиях. В этот блок включают тяжелые и ударные микроциклы, моделирующие основную работу предстоящих соревнований и, как правило, по трудности превышающую ее.

По направленности в пред- соревновательный блок входят специально-подготовительный, подводящий и восстановительно-реабилитационный микроциклы.

Адекватность  этого блока достаточно высокая, она уступает только соревновательному  блоку.

3. Базово- развивающий блок, или блок накопления. Данный блок направлен на повышение функциональных возможностей спортсменов и совершенствование мастерства по всем компонентам подготовленности. Тренировочная работа сочетается с участием в контрольных играх, турнирах и соревнованиях по волейболу, по другим спортивным играм, по другим видам спорта, по технико-тактической и физической подготовке.

В содержание этого блока включаются, главным  образом, обще-подготовительные и специально-подготовительные микроциклы. Подводящие и соревновательные микроциклы включаются применительно к характеру проводимых соревнований, при этом они чередуются с восстановительно-реабилитационными микроциклами.

Адекватность  колеблется в довольно широком диапазоне. По тяжести микроциклы варьируют  также довольно широко: легкий - средний - тяжелый - восстановительно-реабилитационный; средний - тяжелый - восстановительно-реабилитационный - легкий.

4. Втягивающий  блок. Он направлен на то, чтобы  подготовить спортсменов к предстоящей  работе в данном сезоне или  этапе подготовки. Обычно он следует за отдыхом или существенным снижением тренировочных нагрузок и уменьшением специфичности в работе.

В содержание этого блока входит преимущественно  сочетание обще-подготовительных и специально-подготовительных микроциклов, которые чередуются с восстановительно-реабилитационными микроциклами.

Адекватность  втягивающего блока невысокая. Вначале  микроциклы преимущественно легкие и средние, к окончанию тяжесть  их возрастает.

5. Блок  активного отдыха. Этот блок направлен  на постепенное переключение  спортсмена от напряженной соревновательной деятельности на работу в последующем подготовительном периоде.

Основное  содержание этого блока составляют обще-подготовительные и восстановительные микроциклы. По своему характеру блок активного отдыха бывает восстановительно-подготовительный (увеличенное количество восстановительно-реабилитационных микроциклов) и восстановительно-поддерживающий (переключение в средствах тренировки, легкий тренировочный режим). 5

Микроциклы  представляют собой важнейшую структурную  единицу процесса подготовки волейболистов. Микроцикл - это ряд тренировочных  занятий (элементарных рабочих циклов. Элементарный рабочий цикл состоит  из двух полуциклов (фаз): первого - от начала работы (тренировочного занятия) до окончания вследствие исчерпания ресурсов и второго - от окончания работы до полного восстановления), составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных занятий в микроцикле - два.

Основные  параметры микроцикла - количество рабочих (тренировочных, соревновательных) дней и количество тренировочных  занятий в них, а также количество дней отдыха. Варианты микроциклов  в этом плане выделяют следующие: 6:1;5:1;4:1;3:1;2:1 (шесть тренировочных дней и день отдыха и т. д.). Количество тренировочных занятий в день может быть от одного до трех.

Исходя  из того, что тренировка и соревнования являются важнейшими компонентами системы подготовки волейболистов, решающее значение имеют тренировочные и соревновательные микроциклы. Определяющими для построения названных микроциклов служат задачи, адекватность главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих занятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и характер отдыха, различное сочетание перечисленных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более крупные структурные единицы - блоки (средние циклы).

Информация о работе Структура малого цикла тренировки