Сумо. Техника и тактика в сумо

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:48, реферат

Описание работы

Сумо́ (яп. 相撲) — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.
Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо.

Работа содержит 1 файл

Спортивные Единоборства - Сумо.docx

— 87.29 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «спортивные единоборства» на тему:

Сумо. Техника и тактика в сумо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 4 курса 46 группы

факультета физического  воспитания

Обергана Никиты Вячеславовича

 

Преподаватель:

Пауков Ю.М.

 

 

 

 

 

Минск

2012

 

Сумо́ (яп. 相撲) — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.

Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо.

История

Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики, книге датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такемиказуке. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.

Сумо упомянуто в старинных японских текстах, датированных VIII в., под названием сумаи. В дополнение к своему основному предназначению, сумо ассоциировался с ритуалом религии Синто. По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и бога.

Сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Известна также роль сумо в боевой подготовке: тренировки сумо позволяли выработать умение твердо стоять на ногах в бою.

Считается, что  современная площадка для сумо — дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем.

Правила сумо сложились в эпоху Хэйан (794—1185 гг.). Запрещалось хватать друг друга за волосы, пинать и бить в голову.

Параллельно с храмовым и придворным, существовало и уличное, народное, площадное сумо, поединки силачей или просто горожан и крестьян на собственную потеху и забаву толпе. Существовали различные борцовские забавы, сходные с сумо, в весёлых кварталах, такие, как поединки женщин (часто с похабными борцовскими именами), поединки женщин и слепых, комическая борьба и тому подобное. Уличное сумо неоднократно запрещалось, потому что уличные схватки иной раз перерастали в массовые потасовки и городские беспорядки. Женское сумо тоже подвергалось ограничениям и практически исчезло к началу XX века, сохранившись только как редкий храмовый ритуал и на любительском уровне.

Правила

В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки. Поединок начинается с одновременного рывка борцов друг навстречу другу, с последующим столкновением («татиа́й»). Хорошим тоном, равно как и более успешной тактикой, считается наступательная борьба. Трюки, основанные на увёртках (например, такие, как уклонение от контакта в начале поединка), хотя и являются допустимыми, не считаются красивыми. В силу большого разнообразия приёмов, редко кто владеет их полным арсеналом, поэтому бывают борцы, более склонные или к захватам и борьбе в поясе (например, одзэки Кайо), или, напротив, к борьбе толчками на расстоянии (например, Тиётайкай).

Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки:

  • коснувшийся первым земли любой частью тела, кроме стоп, считается проигравшим.
  • коснувшийся первым земли за пределами круга считается проигравшим.

Телом считается всё, вплоть до кончиков волос. В ряде случаев  судья объявляет победителем  борца, первым коснувшегося земли. Это  происходит тогда, когда у его  соперника, пусть бы он и коснулся земли вторым, не было никакого шанса  победить: его весьма эффективно бросали, или выносили из круга, оторвав от земли (принцип «мёртвого тела»). К безусловному поражению ведёт  и попытка проведения запрещённого приёма, например, захвата волос.

Часто поединок продолжается всего несколько секунд, так как  один из борцов быстро вытесняется  другим из круга, или сбивается с  ног броском или подсечкой. В  редких случаях, поединок может длиться  и несколько минут. Особенно продолжительные  поединки могут быть приостановлены для того, чтобы борцы могли  перевести дух или подтянуть  ослабевшие пояса. При этом, позиция и захват четко фиксируются гёдзи, с тем, чтобы точно восстановить взаимное положение борцов на дохё после таймаута.

Техника

КИМАРИТЭ (канонические приёмы сумо) – это техническое действие, которое обеспечивает победу и завершает схватку.

 

Специфика сумо заключается в том, что судьи должны не только определить победителя схватки, но и объявить кимаритэ, которым она была выиграна. В Японии помимо этого название кимаритэ обязательно вносится в протокол соревнований и фигурирует во всех статистических отчетах.

В январе 2001 года число кимаритэ было увеличено до 82 (ранее их насчитывалось 70), а число срывов технических действий, являющихся причиной поражения, до 5 (ранее их было 2).

Каждое кимаритэ имеет свой номер, соответствующий порядковому номеру в списке, в котором все 82 кимаритэ разбиты на шесть групп. К седьмой группе отнесены срывы технических действий, которым присвоены номера с 83-го по 87-й. Последним 88-м номером обозначено нарушение правил, за которое засчитывается поражение. 

1. ЦУКИДАСИ - Выталкивание за круг руками

2. ЦУКИТАОСИ - Опрокидывание на спину толчками руками в туловище.

3. ОСИДАСИ - Выталкивание за круг упором руками снизу под плечи и головой в грудь.

4. ОСИТАОСИ - Опрокидывание на спину упором руками и головой в туловище.

5. ЁРИКИРИ - Вытеснение за круг при обоюдном захвате (из положения ёцуми).

6. ЁРИТАОСИ - Силовое опрокидывание на спину при обоюдном захвате (из положения ёцуми).

7. АБИСЭТАОСИ - Сбивание на спину весом своего тела из стойки при обоюдном захвате (из положения ёцуми).

8. УВАТЭНАГЭ - Сбивание или бросок вперед-вниз захватом маваси сверху руки (захват - уватэмаваси).

9. СИТАТЭНАГЭ - Сваливание или бросок вперед-вниз захватом маваси из-под руки (захват - ситатэмаваси).

10. КОТЭНАГЭ - Бросок захватом разноименной руки сверху.

11. СУКУИНАГЭ - Бросок через спину захватом туловища рукой.

12. УВАТЭДАСИНАГЭ - Выведение из равновесия вперед-вниз захватом маваси сзади сверху руки (захват - уватэмаваси).

13. СИТАТЭДАСИНАГЭ - Выведение из равновесия в сторону-вниз захватом маваси сзади из-под руки (захват - ситатэмаваси).

14. КОСИНАГЭ - Бросок через спину или бедро захватом руки и маваси (или туловища сзади).

15. КУБИНАГЭ - Сбивание захватом шеи и руки.

16. ИППОНДЗЭОИ - Бросок через спину захватом руки на плечо.

17. НИТЁНАГЭ - Бросок вперед подхватом под одноименную ногу при обоюдном захвате маваси (из положения ёцуми).

18. ЯГУРАНАГЭ - Бросок на бок подсадом под разноименную ногу при обоюдном захвате маваси (из положения ёцуми). Смотрите технику выполнения Ягуранагэ на Российском телеканале "Бибигон".

19. КАКЭНАГЭ - Бросок подхватом изнутри под разноименную ногу с захватом маваси и разноименной руки.

20. ЦУКАМИНАГЭ - Бросок захватом туловища и маваси сзади сверху руки (захват уватэмаваси) с отрывом от дохё подшагиванием.

21. УТИГАКЭ - Зацеп голенью разноименной ноги изнутри при обоюдном захвате маваси (из положения ёцуми).

22. СОТОГАКЭ - Зацеп голенью разноименной ноги снаружи с захватом маваси сзади.

23. ТЁНГАКЭ - Зацеп голенью одноименной ноги изнутри с захватом руками руки противника.

24. КИРИКАЭСИ - Подсад бедром - контрприем от зацепа изнутри под разноименную ногу.

25. КАВАДЗУГАКЭ - Обвив из обоюдного захвата - контрприем от зацепа голенью разноименной ноги.

26. КЭКАЭСИ - Подсечка изнутри одноименной ноги с выведением противника из равновесия в сторону его опорной ноги.

27. КЭТАГУРИ - Подсечка изнутри одноименной ноги со скручиванием в сторону (выполняется в момент старта - татиаи).

28. МИТОКОРОДЗЭМЭ - Зацеп изнутри (или снаружи) разноименной ноги с упором головой в грудь (или живот) и захватом рукой разноименного бедра снаружи.

29. ВАТАСИКОМИ - Сбивание захватом разноименного бедра или подколенного сгиба снаружи и упором в туловище.

30. НИМАИГЭРИ - Зацеп голенью снаружи разноименной ноги с отрывом от дохё.

31. КОМАТАСУКУИ - Бросок или сваливание захватом изнутри одноименного бедра впередистоящей ноги.

32. СОТОКОМАТА - Бросок захватом одноименного бедра или подколенного сгиба снаружи при выраженной односторонней стойке противника.

33. ОМАТА - Бросок на спину захватом разноименного бедра изнутри.

34. ЦУМАТОРИ - Выведение из равновесия рывком разноименной рукой за ступню назад-вверх захватом снаружи (выполняется сбоку в момент шага противника вперед против его ноги, поднятой вверх).

35. КОДЗУМАДОРИ - Выведение из равновесия рывком разноименной рукой за щиколотку на себя-вверх захватом снаружи (выполняется в стойке, когда соперники стоят лицом друг к другу).

36. АСИТОРИ - Сбивание захватом бедра или подколенного сгиба снаружи одной рукой и голени другой.

37. СУСОТОРИ - Бросок захватом разноименного голеностопа снаружи.

38. СУСОХАРАИ - Выведение из равновесия подсадом под разноименное бедро с толчком в грудь и захватом руки.

39. ИДЗОРИ - Бросок назад нырком с захватом ног противника руками.

40. СЮМОКУДЗОРИ - Бросок назад нырком с захватом одноименного бедра изнутри (захват на "мельницу").

41. КАКЭДЗОРИ - Бросок на спину или на бок нырком с зашагиванием под разноименную ногу противника снаружи (нырок выполняется под руку, противоположную атакуемой ноге).

42. ТАСУКИДЗОРИ - Сваливание назад захватом на "мельницу".

43. СОТОТАСУКИДЗОРИ - Выведение из равновесия захватом разноименного запястья и одноименного бедра изнутри через руку противника.

44. ЦУТАЭДЗОРИ - Сваливание назад захватом разноименной руки через спину на плечо.

45. ЦУКИОТОСИ - Скручивание с упором ладонью в бок (часто как последнее усилие у края дохё).

46. МАКИОТОСИ - Выведение из равновесия скручиванием с захватом разноименной руки и туловища(скручивание выполняется в сторону захвата туловища).

47. ТОТТАРИ - Выведение из равновесия вперед-вниз захватом одноименной рукой запястья, а разноименной рукой под плечо снаружи-снизу.

48. САКАТОТТАРИ - Контрприем - бросок вперед-вниз через бедро, которое атакующий с опережением подставляет противнику, выполняющему техническое действие тоттари.

49. КАТАСУКАСИ - Скручивание захватом разноименной руки снизу и упором предплечьем другой руки в шею сверху (отступая назад).

50. СОТОМУСО - Бросок вперед захватом разноименной руки с блокировкой другой рукой одноименного бедра снаружи.

51. УТИМУСО - Сваливание захватом разноименного подколенного сгиба спереди-изнутри.

52. ДЗУБУНЭРИ - Скручивание захватом разноименного плеча снаружи (выполняется из низкой стойки с упором в грудь или плечо головой, которая используется в качестве оси скручивания).

53. УВАТЭХИНЭРИ - Скручивание захватом маваси сверху руки (захват уватэмаваси) и туловища из-под руки.

54. СИТАТЭХИНЭРИ - Скручивание захватом разноименной руки снизу и маваси из-под руки (захват - ситатэмаваси)

55. АМИУТИ - Бросок захватом руками руки противника в сторону его свободной руки или "назад".

56. САБАОРИ - Перевод на колени резким рывком на себя-вниз с захватом руками маваси и туловища сзади.

57. ХАРИМАНАГЭ - Бросок за спину обратным захватом маваси сзади при атаке противника из низкой стойки.

58. ОСАКАТЭ - Бросок захватом маваси сверху плеча (захват уватэмаваси) и туловища из-под руки.

59. КАИНАХИНЭРИ - Выведение из равновесия в сторону захватом руками руки противника.

60. ГАССЁХИНЭРИ - Выведение из равновесия скручиванием головы или шеи руками, соединенными в "замок".

61. ТОККУРИНАГЭ - Выведение из равновесия скручиванием головы или шеи руками, не соединенными в "замок".

62. КУБИХИНЭРИ - Скручивание захватом головы и туловища.

63. КОТЭХИНЭРИ - Выведение из равновесия скручиванием с захватом разноименной руки и туловища или шеи (скручивание выполняется в сторону захвата руки).

64. ХИКИОТОСИ - Выведение из равновесия резким рывком на себя-вниз с захватом плеча (руки) снаружи или передней части маваси (выполняется, отступая назад).

65. ХИККАКЭ - Выталкивание за круг рывком за руку.

66. ХАТАКИКОМИ - Выведение из равновесия толчком в плечо, спину или руку сверху вниз (выполняется с резким уходом в сторону в момент атаки противника из низкой стойки).

67. СОКУБИОТОСИ - Выведение из равновесия толчком запястьем или предплечьем сверху-вниз в шею или затылок.

68. ЦУРИДАСИ - Вынос за круг подъемом на грудь с захватом маваси или туловища.

69. ОКУРИЦУРИДАСИ - Вынос за круг подъемом на грудь с захватом маваси или туловища со спины.

70. ЦУРИОТОСИ - Выведение из равновесия подъемом на грудь с захватом маваси или туловища.

71. ОКУРИЦУРИОТОСИ - Выведение из равновесия подъемом на грудь с захватом маваси или туловища со спины.

72. ОКУРИДАСИ - Выталкивание за круг упором руками в спину (без потери противником равновесия).

73. ОКУРИТАОСИ - Выведение из равновесия толчком руками в спину.

74. ОКУРИНАГЭ - Сбивание или бросок вперед-вниз захватом маваси или туловища со спины.

75. ОКУРИГАКЭ - Зацеп голенью одноименной ноги снаружи с захватом маваси со спины.

76. ОКУРИХИКИОТОСИ - Выведение из равновесия резким рывком на себя-вниз с захватом маваси или туловища со спины.

77. ВАРИДАСИ - Вытеснение за круг упором одной рукой в верхнюю часть туловища и захватом другой рукой маваси сзади (выполняется при значительной разнице в силовой подготовке соперников).

78. УТТЯРИ - Вынос за круг разворотом туловища с подъемом противника на грудь (выполняется у самого края дохё).

79. КИМЭДАСИ - Выталкивание захватом рук сверху - контрприем от захвата туловища руками (атакующий соединяет кисти в замок и направляет усилие вверх-внутрь).

80. КИМЭТАОСИ - Сваливание захватом руки или рук сверху - контрприем от захвата туловища руками.

81. УСИРОМОТАРЭ - Выталкивание за круг или выведение из равновесия упором спиной в грудь пративника, выполнившего захват туловища со спины.

82. ЁБИМОДОСИ - Бросок наклоном с захватом маваси и туловища.

Срывы технических  действий

83. ИСАМИАСИ - Заступ за круг лицом вперед без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).

84. КОСИКУДАКЭ - Падение назад в результате потери равновесия без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).

85. ЦУКИТЭ - Касание рукой поверхности дохё в результате потери равновесия без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).

86. ЦУКИХИДЗА - Касание коленом поверхности дохё в результате потери равновесия без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).

87. ФУМИДАСИ - Заступ за круг спиной вперед без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).

88. ХАНСОКУ - Нарушение правил, за которое засчитывается поражение.



Информация о работе Сумо. Техника и тактика в сумо