Сумо

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:52, реферат

Описание работы

Правила борьбы. Школы Сумо. Церемонии. Поединок. Турниры. Как стать сумотори. Призы.

Работа содержит 1 файл

Сумо.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    Введение 
 

    Древняя легенда связывает с сумо само существование современной японской нации на Японских островах. Согласно поверьям, бог Такамикадзути вступил  в поединок с богом варваров. Благодаря  его победе японцы получили право  осесть на территории нынешнего острова Хонсю.  Японская «Повесть временных лет» упоминает в качестве первого соревнования по национальной борьбе поединок, состоявшийся в присутствии Императора в 230-м году до нашей эры по европейскому стилю. Номино Сукунэ из провинции Идзумо сокрушил своего противника ударом ногой по ребрам – приемом, который категорически запрещен в современном сумо. 

    Первые  исторически достоверные сведения о сумо относятся к середине 7 века. Во втором месяце 642 года при дворе  Императора состоялся борцовский турнир в честь корейского посла. С тех под эгидой Императора ежегодно устраивались соревнования, приуроченные к празднику окончания осенних полевых работ. Первые поединки имели не спортивное, а религиозное значение. Они сопровождались ритуальными танцами, молитвами и театральными представлениями на религиозную тематику. Техника сумо не отличалась утонченностью: борцовские броски и захваты сочетались с элементами бокса, а запрещенных приемов практически не было.    

    Основные  правила сумо и система судейства  складываются в эпоху Хэйан (794-1185 гг.). Борцам категорически запрещается хватать соперника за волосы, пинать ногами и бить кулаками в голову. Одеянием богатыря становится набедренная повязка. 

    По  мере усиления воинского сословия и  ослабления власти Императора роль сумо серьезно изменяется. Турниры утрачивают религиозное значение и проводятся все реже. В эпохи Камакура и Муромати (1192-1573 гг.), когда Японию раздирают междоусобицы, приемы сумо отрабатываются для воспитания воина и применения в бою. О тех временах сегодня нам напоминают роскошные одеяния судей («гёдзи»).  

    Современное сумо берет свои истоки с периода  Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился  мир. Создались благоприятные условия для торговли,  усилился класс купцов. Новое могущественное сословие ищет новых развлечений. Излюбленным времяпрепровождением становится борьба сумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней.   

    В эпоху Эдо оформляется нынешняя борцовская иерархия, вводится звание великого чемпиона – йокодзуна. Первым к лику бессмертных причисляется Акаси Сиганосукэ. 

В середине 18 века зарождается традиция ежегодного проведения двух борцовских турниров в Осака  и Эдо (Токио). 

Нелегкие времена  национальная японская борьба пережила в период Реставрации Мэйдзи. В 1868 году произошло открытие изолированной на протяжении тысячелетий от мира страны, и в Японию, вместе с заморскими товарами, проникли новые развлечения. Новая буржуазия объявила сумо пережитком феодализма и начала гонения на «ретроградов». Лишившись поддержки меценатов, богатыри вынуждены были зарабатывать на рис занятиями, далекими от своего истинного призвания. Пожарная команда, набранная из 50 сумотори, прославилась на всю Японию. 

Спасти национальную борьбу от забвения помогли любовь простого народа и личная поддержка Императора. Турниры вскоре возобновились, и соревнования уже не прерывались даже во время мировых войн. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Правила борьбы 

    В сумо нет весовых категорий. Поэтому  нередко можно увидеть, как на помост поднимаются борцы, вес одного из которых в два раза превышает массу другого (причем далеко не всегда победителем из поединка выходит именно первый).  

    В схватке принимают участие двое спортсменов. Победителем считается  тот, кто сумеет вытолкнуть соперника  за пределы арены (дохё) или заставить его коснуться земли любой частью тела кроме ступни.  

    Существует, правда, и еще один путь к победе – если соперник потеряет свой пояс – маваси. Такой случай произошел  только один раз за последние 87 лет. В майском турнире 2000-го года  у борца одной из низших категорий, Асанокири в ходе схватки развязался пояс, после чего он был дисквалифицирован.  Ведь спортсмен должен тщательно следить за подготовкой своей амуниции!     

    Тем не менее, умышленно срывать с  соперника пояс не разрешается (за этим, а также за соблюдением других правил внимательно следит главный судья – гёдзи).

    Запрещается также бить противника кулаками и  ногами, хватать за волосы, душить, наносить удары в грудь и живот, тыкать в глаза. 
 

    Школы Сумо 
 

    Несмотря  на то что в сумо атлеты сходятся в поединке один на один, эта борьба до мозга костей пронизана духом коллективизма. «Первичными ячейками» общества сумотори являются школы («комнаты»). «Комнаты» (хэя) по своей внешней сути можно назвать командами. Однако понятие школы в сумо с трудом соотносится с понятием футбольной или баскетбольной команды.

    «Комната» - это и спортивная организация  борцов, и структура быта. Если сопоставлять сумо с популярными  командными видами спорта, жизнь в школе можно  сравнить с пребыванием спортсменов на  тренировочных сборах. Сумотори на время должен забыть о семье и о собственном доме. Большую часть своей жизни он будет проводить в буквальном смысле «в четырех стенах» (а богатырь, не сумевший пробиться в элитные дивизионы дзюрё или макуути, - вообще всю свою спортивную жизнь!) И домом, и семьей для сумотори становится школа. Здесь будут проходить не только изнурительные тренировки. С товарищами (от 2 до 30 человек) он будет делить рис и кров.

    Во  главе школы стоит ояката. Это  слово можно перевести на русский язык и как «наставник», и как «тренер», и как «родитель». Действительно, роль ояката чрезвычайно важна. Он не только руководит тренировками, учит борцов техническим приемам, следит за соблюдением режима. Ояката - непререкаемый авторитет во всех вопросах. Его слово – закон для сумотори. Невыполнение приказов ояката, малейшие знаки неуважения к нему могут привести к печальным последствиям. В самом расцвете сил, в возрасте 24 лет, за неуважительное отношение к жене ояката из «комнаты» Тацунами был отчислен йокодзуна Футахагуро. Так бесславно прервалась одна из самых многообещающих карьер.      

    Авторитет ояката основан не только на его  высоком положении. Все ояката - прославленные  в прошлом борцы,  заслужившие  свое нынешнее положение блистательными выступлениями на протяжении нескольких лет.  Чести иметь свои «комнаты» удостаивается далеко не каждый желающий.  Право на занятие должности ояката предоставляет  лицензия Ассоциации сумо (причем, количество лицензий строго ограничено).   

    Сегодня в профессиональном сумо действует 51 школа. 

    Церемонии 

    Сумо  – не просто часть спортивной жизни  Японии. Сумо больше, чем спорт. Посмотреть борцовский турнир означает увидеть  кусочек японской старины. Все –  и одеяния участников действия, и  манера поведения сумотори, и даже манера говорить – открывает перед зрителями колоритную картину многовековой давности.   

    Дохё - специальная арена, представляющая собой круг диаметром около 4,55 метров, сделанный из глины, покрытой тонким слоем песочной крошки, и окаймленный  соломенной окантовкой, - поистине священное место.  На дохё категорически запрещается ступать ноге женщины.     

    Подготовка  арены к басё - настоящее искусство, окутанное многочисленными тайнами  и поверьями. «Строительный материал»  доставляется к местам будущих поединков из отдаленных уголков страны.  Глина для токийских турниров, например, добывается в префектуре Тиба, причем точное место ее залегания знают только несколько посвященных.  На сооружение дохё отводится ровно 72 часа. За это время 42 специалиста (по основному своему роду деятельности они также являются йобидаси - «зазывалами», приглашающими участников соревнований на помост) должны не просто подготовить арену технически, но и произвести несколько ритуалов. В центре дохё обязательно должны быть зарыты каштан, плод китайского мисканта, сушеная каракатица, морские водоросли, мытый рис и соль.  Накануне турнира «посевы» поливают освященным сакэ. Это нужно для того, чтобы вызвать удачу и получить благословение богов.      

    Теперь, когда все 14-15 тонн глины утрамбованы и священные действия произведены, можно начинать турнир.   

    Прежде  чем сумотори вступят в борьбу  друг с  другом, им предстоит стать  участниками грандиозной церемонии. Называется она дохё-ири (вступление на помост).  Перед зрителями под  негромкие, ритмичные звуки, издаваемые деревянными палочками, появляются борцы. Сначала выходят рикиси, представляющие Восток, затем – Запад. Они хлопают в ладоши, что символизирует избавление от злых духов, и выстраиваются вдоль помоста.  

    Сумотори  облачены в специальные одеяния –  праздничные пояса кэсё-маваси (больше напоминающие, правда, фартуки).  Кэсё-маваси изготавливают из шелка, отделанного золотыми или серебряными нитями.  Для того чтобы сшить праздничный пояс, требуется не менее 20 дней кропотливого труда. Стоят кэсё-маваси в среднем 400-500 тысяч иен (3,5-4,5 тысячи долларов), а весят около 10 килограммов. 

    Среди особо преданных сумо болельщиков  принято отмечать достижения своих  любимцев ценными подарками, в том  числе праздничными поясами. Так,  выход рикиси в категорию дзюрё или макуути означает, что ему будет преподнесен кэсё-маваси стоимостью не менее 1 миллиона иен (9 тысяч долларов). Ну а самым дорогим маваси в истории сумо стал пояс, полученный рикиси Вакасимадзу. Когда этот борец удостоился титула сэкивакэ, преданные болельщики, уверенные в том, что их кумир вскоре получит звание йокодзуна, подарили ему изготовленный из зеленого шелка кэсё-маваси с вышитым серебряными нитями изображением орла. В правом когте хищник держал  настоящий бриллиант весом 10 карат. К сожалению, подарок стоимостью 150 миллионов иен не помог  сумотори подняться на высшую ступень борцовской иерархии.   

    Праздничные пояса – настоящие произведения искусства, способные украсить собой  любой из музеев мира. Рисунок на материи – возможность для практически не ограниченного канонами творчества. Кроме имени борца и имени болельщика или названия организации-дарителя, на праздничных поясах можно разглядеть изображения растений и животных, гор и озер, родных мест сумотори и достопримечательностей различных префектур и городов, сцены из древней истории и т.п.   

    Венцом  парада участников становится появление  йокодзуна. Великий чемпион появляется на помосте в сопровождении двух оруженосцев, один из которых держит в руке церемониальный меч. Йокодзуна перепоясан плетеной веревкой из рисовой соломы – симэнава (такие веревки можно видеть в синтоистских храмах, где они называются йокодзуна). Сначала богатырь хлопает в ладоши (это должно привлечь внимание богов), потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя всем, что в руках он не имеет оружия, а в мыслях – дурных намерений. После этого йокодзуна поочередно высоко поднимает ноги, а затем с подчеркнутым притопом опускает их на землю. Таким образом происходит изгнание с дохё злых духов.       

    Не  менее колоритно выглядит и выход  на помост судей – гёдзи, одетых в кимоно периода Камакура (600-летней давности). Гёдзи, как и борцы, имеют  свою иерархию. Поединки йокодзуна  может обслуживать только судья  высочайшей категории – татэ-гёдзи.   

    Когда участники парада показали себя во всей красе зрителям, а злые духи изгнаны, можно начинать соревнования.   

    После завершения поединков проходит заключительная церемония. На помосте появляется атлет, исполняющий танец с луком. Эта  традиция берет свое начало в эпоху Эдо: в то время победитель турнира, получавший в награду лук, исполнял благодарственный танец. 
 

    Поединок 
 

    Несмотря  на удивительную красоту церемоний  и внешних аксессуаров, все же главное для зрителей - увидеть  выступления сильнейших спортсменов. Хотя непосредственно сама борьба длится, как правило, не более полуминуты,  поединок рикиси (прежде всего психологический)  занимает намного больше времени.

    Сумотори  занимают места возле арены за несколько минут до начала своего поединка. Таким образом, они имеют возможность наблюдать за встречей других борцов. Подходит время – и йобидаси («зазывала») приглашает участников схватки на дохё. Протяжные и распевные объявления звучат примерно так: «Восток представляет озэки Кайо; Запад представляет сэкивакэ Ваканосато». Благодаря своей актерской подготовке йобидаси вполне мог бы выступать на сцене театра Кабуки.   

Информация о работе Сумо