Тай-Чи-Чуань и здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Тай Чи Чуань (Тайцзицюань) - это китайское мягкое внутреннее боевое искусство. Об этом написано множество книг и бессчетное количество статей, и я не собирался добавлять еще одну статью на эту тему. Однако, многие посетители моего сайта обращаются ко мне с просьбой объяснить, что такое Тай Чи. Поэтому приведу здесь краткий обзор: каковы корни, цели и принципы этого искусства.
Тай Чи Чуань – это полное название китайского боевого искусства, называемого на западе сокращенно «Тай Чи». «Тай Чи» - одно из понятий китайской философии, а Тай Чи Чуань – это воинский путь Тай Чи.
Как и для большинства понятий китайской философии, нет смысла в переводе или в попытке как-то разъяснить «Тай Чи», используя понятия западного мышления, так как это обязательно приведет к искаженному и поверхностному пониманию.
Тай Чи Чуань – это приятный и эффективный путь к здоровью, к самопознанию, к сбалансированному функционированию в физическом, эмоциональном и ментальном планах, к молодости, к достижению уверенности в себе и другое.
Подходит для людей любого возраста и любой физической подготовки.

Содержание

Введение 3
1. Универсальность и многогранность боевого искусства 4
2. Сравнительная механика и психология различных боевых искусств 5
3. Внутренняя мощь, а не грубая физическая сила 7
4. Удобство в повседневной жизни и культурный аспект тай-цзи 9
5. Богатство теории тай-цзи цюань 10
6. Здоровье, становление характера и философия 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Тай-Чи-Чуань и здоровье.docx

— 38.12 Кб (Скачать)

 

Содержание

Содержание 2

Введение 3

1. Универсальность и многогранность боевого искусства 4

2. Сравнительная механика и психология различных боевых искусств 5

3. Внутренняя мощь, а не грубая физическая сила 7

4. Удобство в повседневной жизни и культурный аспект тай-цзи 9

5. Богатство теории тай-цзи цюань 10

6. Здоровье, становление характера и философия 12

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение

Тай Чи Чуань (Тайцзицюань) - это китайское мягкое внутреннее боевое искусство. Об этом написано множество книг и бессчетное количество статей, и я не собирался добавлять еще одну статью на эту тему. Однако, многие посетители моего сайта обращаются ко мне с просьбой объяснить, что такое Тай Чи. Поэтому приведу здесь краткий обзор: каковы корни, цели и принципы этого искусства.

Тай Чи Чуань – это полное название китайского боевого искусства, называемого на западе сокращенно «Тай Чи». «Тай Чи» - одно из понятий китайской философии, а Тай Чи Чуань – это воинский путь Тай Чи.

 Как и для большинства  понятий китайской философии,  нет смысла в переводе или  в попытке как-то разъяснить  «Тай Чи», используя понятия западного мышления, так как это обязательно приведет к искаженному и поверхностному пониманию.

Тай Чи Чуань – это приятный и эффективный путь к здоровью, к самопознанию, к сбалансированному функционированию в физическом, эмоциональном и ментальном планах, к молодости, к достижению уверенности в себе и другое.

 Подходит для людей  любого возраста и любой физической  подготовки.

 

 

  1. Универсальность и многогранность боевого искусства

Тай-цзи цюань является самым замечательным боевым искусством в мире. Бытует ошибочное представление о том, что это искусство не является боевым по определению; в действительности оно чрезвычайно эффективно в единоборствах с точки зрения как техники, так и своей боевой мощи. Наиболее примечательно, что при помощи всего лишь нескольких приемов тай-цзи можно защитить себя от практически любого вида физической агрессии.

Нет необходимости разучивать бесчисленное множество боевых техник — старые мастера позаботились о том, чтобы сократить количество приемов примерно до двадцати способов отражения любой атаки. Универсальность системы объясняется тем, что при ее помощи можно противостоять всем четырем основным категориям нападения: ударам рук, ног, броскам и захватам.

Слабым местом поклонников  других боевых искусств является то, что  они порой оказываются бессильны  против, отдельных, не входящих в систему  их подготовки приемов нападения. Так, приверженец каратэ, привыкший в  основном действовать руками, будет  испытывать сложности в поединке с мастером таэквондо или тайландского (сиамского) бокса, поскольку техника ударов ногами в каратэ располагает весьма ограниченным набором приемов. В свою очередь, специалист по таэквондо встретит неудобства в единоборстве с дзюдоистом, так как техника бросков, привычная для соперника, в таэквондо используется редко. Следуя той же логике, можно сказать о неприятных минутах, которые испытает поклонник дзюдо при противодействии ударам ног специалиста по таэквондо или технике рук каратиста, так как арсенал блокирующих приемов дзюдо в данном случае весьма ограничен. Итак, перед вами два пути: первый — изучить все виды боевых единоборств, второй — заняться изучением тай-цзи цюань. Второй путь предпочтительнее не только потому, что он наименее трудоемок, но и потому, что тай-цзи дает ряд преимуществ, которых не найти в других видах боевого искусства.

Ни одно из перечисленных  единоборств не дает такой потрясающей  возможности контроля за силой. Мастер тай-цзи цюань способен нанести противнику смертельное увечье, не оставив на его теле ни малейшего следа, в то время как травмы, возникающие в результате поединков адептов других школ, сами по себе свидетельствуют о жестокости и неприглядности этих боевых техник и их поклонников. Обычно мастера тай-цзи цюань не бьют своих соперников: во-первых, потому, что система их тренировки рассчитана на достижение полного спокойствия, а не ярости в бою; во-вторых, то изящество, с которым они проводят поединок и побеждают противника, едва ли достижимо в большинстве других боевых искусств. Например, для них не представляет труда отшвырнуть оппонента на несколько футов и обеспечить себе чистую победу, не причиняя ему ощутимого вреда. В некоторых других школах, напротив, все делается для того, чтобы вызвать максимальный всплеск агрессии во время боя, и для того, чтобы обеспечить себе победу, соперники зачастую ломают друг другу кости и разбивают головы.

  1. Сравнительная механика и психология различных боевых искусств

Некоторые школы демонстрируют  невероятную жестокость и враждебность, даже во время тренировочных спаррингов (поединков) между учениками. Совсем не редко можно услышать, как тот  или иной инструктор выкрикивает  нечто вроде: «Врежь ему, убей его!»  Поэтому не удивительно, что подопечные такого «специалиста» покидают занятия  в синяках и ушибах, затаив высокомерие  и ненависть в сердце. Неприемлемая практика такого рода полностью отсутствует  на занятиях по тай-цзи цюань вовсе не потому, что приверженцы этой школы рождены более гуманными людьми, но вследствие того, что сама суть тренировочного процесса направлена на достижение спокойствия, а агрессивные и эгоистические мысли ученика будут работать против него самого.

Исследования, проведенные  в области механики и психологии процессов обучения в различных  школах боевых искусств, дали совершенно разные результаты. По сравнению с  тай-цзи другие школы в поединке делают упор на механическую силу и скорость. В случае, когда во время схваток удар не блокируется или защищающийся уклоняется от него, сила и инерция таковы, что атакующий не в силах удержать бьющую ногу или руку, и атака производится со всей жестокостью. В основу базовой стратегии таких школ положено стремление как можно сильнее и быстрее поразить противника, почти не обращая внимание на собственную безопасность. Обе стороны концентрируются на атаке и обычно наносят друг другу множество ударов. Психология таких бойцов заключается в стремлении поквитаться ударом на удар. Желание мести формирует философию такого боя, когда вне зависимости от того, кто твой противник, доминирует желание во что бы то ни стало поразить его. Подобный образ мысли восходит ко временам, когда воин считал за честь убить кого бы то ни было, будь то его собственный отец, лишь бы был приказ повелителя.

Динамика и философия  тай-цзи цюань не имеют ничего общего с вышеупомянутым подходом. Базовая стратегия боя тай-цзи состоит в том, чтобы следовать движениям противника, для чего участнику схватки необходимо спокойствие и ясность мысли; в противном случае он не сможет применить свое искусство эффективно. Сила удара определяется в данном случае не силой инерции, а потоком внутренней энергии, освобожденной в момент контакта. В спарринге это означает, что в ответ на случайный удар партнер не встретит жесткого противодействия.

Более того, сам подход к  проведению спарринг-контактов в тай-цзи цюань принципиально отличается от позиций других школ боевых искусств. Вместо обмена ударами ученики формируют свои навыки по специально разработанной методике, известной как «толкающие руки», суть которой заключается в том, что руки соперников вступают в «мягкий» контакт в результате серии ритмических движений. Целью такой тренировки является определение слабых мест противника, например незащищенного участка или момента потери равновесия спарринг-партнером. Таким образом, во время учебного боя оппоненты не получают повреждений. Не менее важно помнить о том, что эта методика предполагает следование не только движениям партнера, но и его мыслям и чувствам! Противника повергают в тот момент, когда он выведен из душевного равновесия, чем-то озабочен или чувствует неуверенность. Более подробно о технике «толкающих рук» будет рассказано позднее.

Сама философия искусства  тай-цзи цюань формировалась не военачальниками, основным стремлением которых было эффективное убийство, а является детищем даоских мыслителей, целью которых было продление жизни и достижение бессмертия. Это принципиальное отличие в историческом и философском планах породило особый психоэмоциональный настрой практикующих тай-цзи. Даосизм славится своим стремлением к свободе, небрежением к мирской суете и жизнелюбием. Если перевести это на язык тай-цзи цюань, то можно сказать, что искусство отличает независимость, беззаботность и жизнерадостность во всех аспектах его проявления, будь то индивидуальные занятия или работа со спарринг-партнером.

  1. Внутренняя мощь, а не грубая физическая сила

Развитие силы в тай-цзи цюань предполагает использование силы разума и управление потоком внутренней энергии. Таким образом, занимающемуся тай-цзи нет необходимости упражняться на мешках с песком, поднимать тяжести, специальными упражнениями закалять пальцы и голени, в общем — тратить время на грубую и болезненную подготовку, от которой руки и ноги покрываются мозолями. Тем не менее ваши силы неуклонно растут, если вы знакомы со способами взаимодействия с космической энергией, использование которой весьма эффективнее всех спортивных снарядов вместе взятых.

Укрепление внешней силы обычно носит локальный и ограниченный характер. Так, тренируя ладони на мешке  с песком или набивая голени о  вбитые в землю колья, ученик добивается концентрации силы именно в этих участках своего тела. Использование силы также  ограничивается лишь этими (тренированными) ударными точками. И напротив, внутренняя сила, обретаемая на занятиях по тай-цзи цюань, имеет разностороннее и всеобъемлющее применение. Во время медитации подконтрольный разум и жизненная энергия, управляемая техникой ки-кунг, не только нацеливаются на передачу внутренней силы к ударным точкам, но и повышают энергетический потенциал тела и души тренирующегося. Помимо всего прочего, вам не придется таскать с собой повсюду громоздкое оборудование. Ниже будут описаны различные способы тренировок по обретению внутренней силы.

Многие люди верят в  сказку о том, что наличие грубой физической силы не является необходимым  условием для мастера дзюдо. Обычно рассказывают байку о маленькой  девочке, которая одним пальцем  укладывает гиганта-борца сумо на татами (когда он уже и так потерял равновесие). В реальной схватке противнику борца сумо навряд ли предоставится такая возможность. Даже если выдать желаемое за действительное и предположить, что гигант потерял равновесие, ему достаточно сделать лишь шаг назад, чтобы обрести его вновь. Истина заключается в том, что как в дзюдо, так и в любом другом искусстве требуется значительное физическое усилие, чтобы повергнуть наземь даже неподготовленного противника; исключение составит лишь предположение того, что жертва нападения совсем уж наивна и глупа, чтобы позволить застигнуть себя в самой невыгодной позиции.

В отличие от дзюдо тай-цзи цюань является тем искусством, применение которого не подразумевает использование грубой мускульной силы. Хрупкая девушка, мастер по тай-цзи цюань, сможет не только эффективно отразить нападение сильного мужчины, но и повергнуть его на землю. Вполне очевидно, что для этого ей потребуется недюжинная сила, но совсем другого характера, нежели грубое физическое (чисто механическое) воздействие.

  1. Удобство в повседневной жизни и культурный аспект тай-цзи

Если вы принадлежите к  числу поклонников боевых искусств, но постоянные переодевания в специальную  форму для тренировок досаждают  вам, тай-цзи цюань — это то, что вам надо. Даже углубленная и продолжительная тренировка не требует специальной униформы. Вам никогда не потребуется обращаться к ухватившему вас за одежду партнеру с нелепой просьбой подождать с выполнением приема, пока вы не переоденетесь в соответствующую форму.

Более того, немаловажен  тот факт, что во время тренировок занимающимся не приходится много и  обильно потеть, за исключением тех  случаев, когда потовыделение вызывается искусственно и с определенной целью. К примеру, выходя утром на прогулку в парк, вы можете надеть свой деловой костюм — он не помешает вашей тренировке по тай-цзи цюань и не станет той «красной тряпкой», которая так привлекает досужее внимание непрошеных зрителей. По окончании тренировки вы, не заходя домой, сможете сразу же отправиться на работу. Занятия по тай-цзи цюань не предъявляют также особых требований к месту тренировки и могут проводиться прямо на рабочем месте или в спальне. Трудно найти другой вид боевого искусства, столь же демократичный и не доставляющий бытовых хлопот, как тай-цзи.

В китайской традиции образцом культурного человека считается  тот, кто одновременно сведущ в науках и боевых искусствах, или, по выражению  поэта, «вьен ву шуань куан». Сам Конфуций, которого многие люди ошибочно считают престарелым книжным червем, был замечательным лучником и великолепно владел мечом. С другой стороны, многие великие полководцы были известными поэтами и писателями. Тай-цзи цюань воплощает в себе этот идеал и поэтому по праву считается «интеллигентным» боевым искусством. Его популярность среди ученых мужей объясняется двумя причинами. Во-первых, методы тренировки доставляют эстетическое удовольствие, а во-вторых, искусство способствует укреплению и развитию высоко ценимых в академической среде таких качеств, как ясность мысли, широта взглядов и нетерпимость к проявлению жестокости. Нельзя не отметить, что людям, занимающимся именно тай-цзи цюань, свойственна приверженность литературе, живописи, музыке и шахматам. Это объясняется тем, что основополагающая концепция этого боевого искусства — инь — ян (речь о которой пойдет в следующей главе) — приоткрывает горизонты китайской философии и литературы. Не в меньшей мере приверженцев тай-цзи привлекает свойственный этому искусству дух свободы и безграничности, по сравнению с напряженной атмосферой постоянной конкуренции, царящей на занятиях в других школах.

  1. Богатство теории тай-цзи цюань

Теоретическая основа тай-цзи цюань отличается большим разнообразием. Не многочисленные постулаты часто записаны поэтическим языком и вполне применимы не только в боевом аспекте и в качестве средства для укрепления/развития силы, но могут служить и руководством в повседневной жизни. Хорошим примером вышесказанного может служить принцип, опирающийся на четыре аспекта, составляющих силу: отделение реального от иллюзорного; правильное дыхание; использование разума, а не грубой силы; спокойствие и отсутствие напряженности при активных действиях.

Информация о работе Тай-Чи-Чуань и здоровье