Тенденции и мировой опыт подготовки специалистов в области физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 02:19, реферат

Описание работы

Перестройка высшей школы в сфере физической культуры и спорта, предусматривающая с 1985 г. коренное улучшение качества профессиональной подготовки специалистов почти не продвигается вперед, а во многих отношениях сделан шаг назад. Основными действующими лицами в реализации потенциала физической культуры являются специалисты — выпускники вузов и факультетов физической культуры. Следовательно, решение данной проблемы неразрывно связано с совершенствованием качества профессионального физкультурного образования.

Содержание

Введение.
Глава 1. Современные тенденции подготовки специалистов в области физической культуры.
Глава 2. Мировой опыт подготовки специалистов по физической культуре в зарубежных странах.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат Павлюченко.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

- доходы от оказания спортивных, физкультурных, рекреационных, оздоровительных и реабилитационных, досуговых и других услуг массам населения.

     Отметим, что затронутые и сформулированные выше вопросы и предложения о  путях совершенствования системы  подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта далеко не исчерпаны, подсказаны лишь опытом длительной практической работы и во многом представляют собой перспективные направления, требующие детального изучения и разработки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Мировой опыт подготовки специалистов по физической культуре в зарубежных странах.

Главную роль в  функционировании образовательных  систем исполняет преподаватель. Его  профессиональная компетенция, его  мотивация и представление об эффективности физического образования  предопределяют эффективность образовательного процесса. Как в европейских странах готовят педагогические кадры в области физической культуры? Учитывают ли программы обучения изменяющееся общественное отношение к данному социальному институту? Существует ли определенная, четко выраженная концепция подготовки специалистов? Можно ли говорить о сравнении профессионального образования в европейском масштабе?

В странах Восточной  Европы в связи с произошедшими  социальными преобразованиями актуализировалась  проблема модернизации подготовки специалистов высшей квалификации в гуманитарной области. Данное положение касается и профессионализма в сфере физической культуры. За это время в России проведен ряд аналитических [2, 6 и др.] и экспериментальных исследований, направленных на совершенствование организационных и методических компонентов процесса профессионального физкультурного образования [3, 5, 9, 10 и др.].

W. Dufor [15] провел сравнительные исследования более чем в 60 вузах 22 европейских стран, готовящих педагогические кадры в области физической культуры. Сопоставление полученных данных с результатами исследования, проведенного по поручению Международной федерации физического воспитания и ЮНЕСКО в 1976 г., позволило выявить европейские проблемы, ориентиры и тенденцию в подготовке специалистов, которые выглядят следующим образом:

- в большинстве  европейских стран имеются сложности  с трудоустройством преподавателей физического воспитания по окончании обучения. Данное положение должно вызвать пересмотр существующих программ с целью повышения шансов на трудоустройство выпускников;

- необходима  гарантия обеспечения студентам  возможности получения нескольких  специальностей, основанных на широкой программной базе. Реализация этого принципа - дело сложное, но обязательное. Большое количество специальностей, увеличение субдисциплин могут, однако, поставить под сомнение общую концепцию образования;

- традиционные  программные блоки включают естественные, биологические, гуманитарные науки, педагогику физического воспитания, разные формы спортивной и рекреационной активности, а также специализацию. Соотношения между этими блоками весьма различны;

- по сравнению  с результатами исследований 1976 г. уменьшается количество учебных заведений, готовящих только специалистов по физическому воспитанию. Очевидной становится тенденция интеграции самостоятельных учебных учреждений с университетами в качестве факультетов;

- большинство  программ ориентировано на четырехлетний срок образования или 3500 учебных часов;

- соотношение  теории и практики в 1970г.  было следующим: 38% - теория, 62 - практика; в 1993г., соответственно - 57 и 43%. В  теоретических науках в равных  долях представлены блок естественных и биологических дисциплин, гуманитарные науки и педагогика физического воспитания;

- большинство  стран предлагают обучение по  двум специальностям, сокращая программу  по курсу физического воспитания  до 1500 ч. Оставшиеся около 1500 ч  отводятся для овладения другой специальностью;

- ряд вузов  предлагают образование по одной  узкой специальности, например  экономике спорта, тренера по  одному из видов спорта;

- почти все  европейские страны предлагают  факультеты или специальности  на выбор, например рекреация, управление в сфере физической культуры, спортивный тренер, фитнес и др.

В мировой  практике сферы рекреации и туризма  сложилась потребность в подготовке следующих основных специалистов:

1) менеджер  рекреации и туризма, обеспечивающий  разработку рекреационно-досугового, развлекательного обслуживания туров и организацию обслуживания на туристских маршрутах (туроператор, турагент, менеджер отдыха и гостеприимства); 
2) экономист (финансовый менеджер), обеспечивающий бизнес-планирование и организацию коммерческой, предпринимательской деятельности на рекреационных комплексах, в учреждениях и др.; 
3) аниматор, или так называемый "организатор, менеджер рекреационного спорта и туризма" - специалист по организации и разработке программ рекреационно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в процессе рекреационной и туристской деятельности, в туристских группах, учреждениях санаторно-курортного комплекса и рекреации; 
4) специалист (инструктор-методист, тренер, преподаватель, педагог туристско-краеведческого профиля, гид-инструктор, гид-проводник и др.), отвечающий за разработку и реализацию специальных циклов рекреационных и туристских занятий; 
5) специалист по культурно-познавательному туризму, экскурсоведению, музееведению.

Как видно, речь идет о многопрофильной подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов для сферы рекреации и туризма. В связи с этим, если следовать логике смыслового содержания слова "университет" (в переводе означает "совокупность"), обычно понимаемого как сочетание гуманитарного и естественного знаний, то подготовка таких специалистов наиболее полно может осуществляться именно в рамках традиционного университетского образования.

Сегодня уже стало ясно, что попытки  слепого копирования зарубежных подходов к образованию и внедрения их в жизнь российского общества, причем на фоне забвения накопленного отечественного опыта, а также пренебрежение ценностями предыдущих поколений, исторических социокультурных традиций страны оказались бесперспективными.

Новая европейская действительность, в том числе возможности свободного перемещения специалистов в рамках государств Европейского Союза, требуют новых подходов к регулированию рынка труда. Следовательно, необходимой становится разработка профессионального сертификата, признаваемого всеми членами Европейского Союза. С 1995 г. в рамках программы "Сократ" под руководством Willa Laporte проводились работы по созданию европейской модели программы подготовки педагогических кадров, а также (совместно с Европейским обществом физического воспитания) программы профессионального европейского сертификата. На основании проделанного анализа предложена унифицированная "Европейская модель" учебных планов для профессионального образования в сфере физической культуры, где отражены количество учебных часов (среднее) по отдельным блокам и дисциплинам, а также частота наличия отдельных дисциплин в учебных планах 60 вузов Европы (см. таблицу). В рамках данной модели планируется введение единой системы балльной оценки (EСTS). Баллы EСTS - это оценка количества труда студента (самостоятельной и аудиторной работы) с учетом значимости отдельной учебной дисциплины. Условия перевода студента с курса на курс предусматривают получение им определенного количества баллов и выполнение программных условий. Как оптимальный вариант предлагается сумма в 60 баллов, которую должен набрать студент в течение учебного года. Система EСTS упрощает процедуру переводов студентов из одного учебного заведения в другое в рамках государств, входящих в Европейский Союз. При наличии необходимой суммы баллов студент при переводе в другое учебное заведение освобождается от необходимости ликвидации имеющейся разницы в учебных программах вузов. 
 
 

Список литературы.

  1. Войнар Ю. Подготовка физкультурных кадров. Традиции, реалии, перспективы / Войнар Ю.; Монография —СПб.:РГПУ им.А.И.Герцена, 2000. –228 с.
  2. Каширцев, Ю.А. Совершенствовать систему отбора абитуриентов/ Каширцев, Ю.А., Федотова, В.Г.; "Теория и практика физической культуры". - М.: 1978, № 6.
  3. Костюченко, В.Ф. Педагогическому факультету СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта 95 лет/ Костюченко, В.Ф.; Теория и практика физической  культуры.-2006.-№10.-С.16-19. 
  4. Кузин, В.В.Многоуровневая подготовка спортивных кадров за рубежом: Концептуальные основы, опыт организации и содержание подготовки специалистов/ Кузин, В.В., Кутепов, М.Е.- М.:Физкультура, образование и наука, 1999.-246 с.
  5. Чернов, К.Л. Проблемы подготовки кадров в институтах физической культуры / Чернов К.Л., Каширцев Ю.А., Кузнецов В.К.; "Теория и практика физической культуры".- М.:1987, № 3.
  6. Чернов, К.Л. Актуальные вопросы подготовки тренеров / Чернов К.Л., Каширцев Ю.А., Кузнецов В.К.; "Теория и практика физической культуры".- М.:1988, № 8.
  7. Чернов, К.Л. Проблемы массовых видов спорта / Чернов К.Л., Каширцев Ю.А., Кузнецов В.К.; "Теория и практика физической культуры".- М.:1993, № 1.
  8. Чернов К.Л. Организационно-деятельностная структура системы повышения квалификации работников сферы физической культуры и спорта / Чернов К.Л., Каширцев Ю.А., Кузнецов В.К.; "Теория и практика физической культуры".- М.:1993, № 7.
  9. Чернов К.Л. Подготовка кадров для физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики / Чернов К.Л., Каширцев Ю.А., Кузнецов В.К., Ипатов Л.Н. ; "Теория и практика физической культуры".- М.:1994, № 12.

Информация о работе Тенденции и мировой опыт подготовки специалистов в области физической культуры