Влияние физкультуры на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:38, реферат

Описание работы

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - этические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности, изучить влияние физкультуры и спорта на развитие всесторонне развитой личности.

Содержание

1. Введение.
2. Нравственно – этическое воспитание человека..
3. Процесс самопознания и самосовершенствования.
4. Формирование воли.
5. Воспитание уверенности в себе и собственных силах.
6. Как спорт помогает оценивать себя.
7. Заключение.
8. Перечень литературы.

Работа содержит 1 файл

sport-1.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Уральский институт-

филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российская академия народного  хозяйства и государственной  службы

при Президенте Российской Федерации» 

Факультет государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: 

«Влияние физкультуры на развитие личности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Осинцева Любовь ГМУ 531 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011 
 
 

Содержание: 
 
1. Введение. 
2. Нравственно – этическое воспитание человека.. 
3. Процесс самопознания и самосовершенствования. 
4. Формирование воли. 
5. Воспитание уверенности в себе и собственных силах. 
6. Как спорт помогает оценивать себя. 
7. Заключение. 
8. Перечень литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
      При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - этические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности, изучить влияние физкультуры и спорта на развитие всесторонне развитой личности.

      Данная  тема актуальна на сегодняшний день, так как, занимаясь спортом человек совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями, но помимо того укрепляет свою социальную роль, как человека активного и развивающегося, человека расширяющего свои возможности. Я с третьего класса начала ходить в секцию легкой атлетики. Первое время мне особенно нравилось заниматься, появлялись какие-то увлечения, новые упражнения, мы бегали, прыгали, в общем, весело проводили время. Со временем мы уже видели кто из нас шустрее, быстрее и каждый старался занять это место или хотя бы приблизиться к лидеру, уделяя большее внимание тренировкам. Конечно, были и такие которые просто ходили на секцию, чтобы похудеть или поддерживать фигуру, но на них мы, если честно, мало обращали внимания. У меня мало времени оставалось на улицу, приходя со школы, садилась за уроки, а вечером были тренировки. Может благодаря тренировкам я не лазила по всяким подвалам, у меня и в мыслях не было начать курить или пробовать алкогольные напитки, чем занимались мои сверстники. Уже только благодаря этому можно понять, насколько сильно воздействует физкультура на личность человека. 

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но, безусловно, влияют и на остальные стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных черт, эстетических эталонов и ценностных ориентаций. Причём это касается не лишь самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Сразу физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны остальных социальных институтов и явлений публичной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие способности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания спортивному действию как процессу творчества, принуждают радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю палитру человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность физических возможностей человека.

    Но не стоит на спорт смотреть столь  однобоко: «Десять лет, проведённых в большом спорте, - ведает о себе узнаваемый горнолыжник Жан-Клод Килли, - были годами борьбы. Я столкнулся со всем, что сформировывает характер. Были тяготы и лишения, радости побед и горечь поражений, вызнал я и самое красивое, что есть на свете, - людскую дружбу».  
 
Спорт – одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Благодаря занятиям спорта приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других – все те лучшие волевые и физические качества, которыми спорт венчает пропорционально, конечно, личному вкладу каждого. Роль спорта в воспитании «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» велика и многозначительна. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. В жестоком соперничестве полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера. Тут напряженнее выступают чувства, полнее проявляется воля. Именно, когда тебе трудно, ты весь раскрываешься в порыве. Следовательно, спорт для человека – могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения [1].

    Одна  из серьезных воспитательных задач в процессе занятий спортом заключается в том, чтобы обеспечить освоение спортсменом специальных норм и правил поведения, предусматриваемых «спортивной этикой». В спортивной деятельности и в связи с ней проявляются и формируются многообразные этические отношения: отношения между учителем и учащимися, между учащимися — членами одного спортивного коллектива и спортивными соперниками, между спортсменами и «болельщиками» и т.д. Эти отношения регламентируются правилами состязаний и другими установками, входящими в понятие «спортивной этики». Осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению специфических трудностей на пути к спортивным достижениям, сильной воли и других личностных качеств и свойств «спортивного характера». К высотам спорта нет легких путей, они становятся доступными лишь при незаурядном трудолюбии. Тысячи километров, преодолеваемых ежегодно, десятки и сотни тысяч повторений различных упражнений — вот что предшествует хоть сколько-нибудь сметному спортивному достижению. Воспитание спортивного трудолюбия предусматривается, поэтому в числе центральных задач подготовки спортсмена и реализуется (с опорой на соответствующую мотивацию) прежде всего через систематическое выполнение тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками [2].

Физическая  культура: оздоровительный  и профилактический эффект

    Физическая  культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение  физических качеств и снижение адаптационных  способностей организма в целом и сердечнососудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Так, ударный объём сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30%, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объём крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55 – 60%. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объёма и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объём крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25 – 30% меньше, чем в возрасте 25 лет. С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе, снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление. В результате, к 60 – 70 годам систолическое давление повышается на 10 – 40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня работоспособности и выносливости. С возрастом ухудшаются и возможности дыхательной системы. Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина и триглицеридов в крови, это характерно для развития атеросклероза (хроническое сердечнососудистое заболевание), ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показателей биологического возраста организма и его жизнеспособности. У хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных [3].

    Последние исследования Джошуа Боша, специалиста  по нейроиммунологии государственного университета в Огайо, заставляют ученых по-новому взглянуть на проблему стресса. Исходя из традиционного взгляда на стресс, экстремалы должны были бы давно истощить свою иммунную систему, но подчас они гораздо здоровее, чем "нормальные" люди. Резкость в движениях, блеск в глазах и неуемная жажда деятельности свидетельствуют о том, что поклонники испытаний себя на прочность просто живут на все сто процентов. И это, по мнению доктора Боша, уберегает их от болезней.

Формирование  воли

    Спорт не только развивает мускулы, но и  закаляет дух. Спортивные тренировки и  соревнования обязательно сопряжены с возникновением разнообразных преград. Проблемы теории и практики волевой подготовки спортсменов привлекают пристальное внимание педагогов – тренеров, специалистов. Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы спортсменам для преодоления возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

    Целеустремлённость  – проявление воли, характеризующееся  ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели. Настойчивость и упорство – проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий. Решительность и смелость – проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности. Инициативность и самостоятельность – проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий. Выдержка и самообладание – проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов. Но в ряду волевых качеств одно занимает особое положение: без достаточного развития этого качества невозможно использование всех остальных. Это качество – целеустремлённость. Человека целеустремлённого отличает умение направлять свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного мотива. Целеустремлённый человек – сторонник дальней мотивации. Он умеет выбирать главный мотив и долгое время добиваться цели, не поддаваясь воздействиям более близких мотивов. Особенно трудно бывает тренерами, работающими с подростками, юношами и девушками. Чёткое осознание и принятие перспективных и промежуточных целей – необходимое условие формирования и совершенствования целеустремлённости. Это волевое качество, объединяя и как бы цементируя всю структуру остальных волевых компонентов, создаёт условия функционирования личности. Степень трудности должна соответствовать задачам развития волевых качеств. В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и дозировать степень трудности, да и сами препятствия встречаются спортсменам чаще, чем людям, не занимающимся спортом.

    Поэтому спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека. В любой заданный отрезок времени спортсмен знает, на что он способен. Если он сопоставит, что получалось полгода назад и что теперь, то материал для оценки становится более действенным – определяется эффективность проведённых тренировок, выполненной работы, затраченных усилий. Спортивная деятельность позволяет ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной. Эта особенность спорта оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели. В чём же опасность слишком быстрого роста спортивных результатов? Во – первых в том, что спортсмену излишне легко даются начальные ступеньки. Новичок не осознаёт, что без большого труда, порой предельного физического, волевого и эмоционального напряжения нет по – настоящему значительных результатов в спорте. Когда легко, он не думает об этом, не закаляет свою волю. А ведь основное средство формирования волевых качеств – преодоление трудных и всё усложняющихся препятствий на пути к поставленной цели. По дороге к спортивным вершинам столкновение с препятствиями неизбежно. Спортсмен должен чувствовать и знать, что спорт – не лёгкая забава, а трудное дело. Во – вторых, скоротечные успехи, особенно если в их основе нет настоящего труда, могут привести к утрате самокритичности. Желанные цели будут казаться легко досягаемыми, на самом же деле это далеко не так.

    Таким образом, спорт может формировать  у человека столь необходимую  ему в жизни уверенность в  себе, в своих силах, преобладающий  положительный и стенический  эмоциональный фон, оптимизм. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена и особенно с определением перспективных и промежуточных целей, с оценкой деятельности спортсмена на каждом участке его пути к вершине спортивного успеха.

В США, к примеру, еще в 60-е годы, после выхода в  свет книги Р. Бойла "Спорт - зеркало  американской жизни", спорт, став государственным  увлечением, был объявлен моделью  самого американского общества. Американский философ М. Новак подчеркивал: "Пренебречь спортом означало бы упустить одно из принципиальных государственных достояний!" ("Америка", январь 1981, с. 49). Но в начале XXI века в мире найдется не так уж много стран, руководители которых вправду соображают роль и значение спорта в современном обществе. В качестве примера положительного дела к спорту можно привести американское правительство.

Начиная с 70 - 80-х годов  прошедшего столетия спорт в США  является "второй религией", в  которую верят большая часть  американцев. Популяция бережно относится к своему здоровью, понимая, что это - личный капитал, от свойства которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Конкретно этот фактор помог преодолеть так называемый "психологический барьер" в отношении населения к физической активности.

Анализ развития спорта в США и остальных странах  мира указывает, что активная позиция  населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей  пропаганды СМИ. Конкретно от СМИ, и в первую очередь от TV, зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.

Социологические опросы населения, в особенности молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт сформировывает первоначальное представление о жизни и мире. Конкретно в спорте более ярко появляются такие принципиальные для современного общества ценности, как равенство шансов на фуррор, достижение фуррора, рвение быть первым, победить не лишь соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие "школу  спорта", убеждены, что спорт помог  им воспитать веру в свои силы и  способности, а также умение ими  пользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради заслуги цели. Уроки, усвоенные молодыми спортсменами на спортивном поле, потом, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов говорят, что конкретно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это значит, что достижение фуррора зависит до этого всего от личных, личных свойств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, как ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. К примеру, можно проанализировать тесную взаимосвязь меж таковыми ценностями американского общества, как равенство, свобода, демократия, индивидуализм, национализм и патриотизм, соблюдение внешних приличий в собственном поведении, гуманизм, соревнование, дружба, сотрудничество, уважение имеющегося порядка, самоуважение, и ценностным содержанием спорта.

Самооценка  оказывает влияние на многие и многие сферы жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении и деятельности главные отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. Конечно, система ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями и факторами. Тем не менее, нет оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных – полярных – самооценок на черты характера человека, определяющиеся основными его отношениями.

Если человек  оценивает себя в целом не очень  высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении к труду. У человека с низкой самооценкой скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности и других подобных черт характера. 

Американские ученые-социологи сделали заключение, что спорт аккумулирует в себе главные ценности американского общества. Благодаря занятиям спортом либо даже в процессе созерцания спортивных состязаний публичные ценности присваиваются индивидумом, интериоризируются как личностные. Данное положение нашло доказательство в трудах американских ученых. Историк Джон Беттс пишет: "Спорт и капиталистический дух имеют много общего: дух инициативы, противоборства и соревнования" (J. Betts, 1974). Другой узнаваемый американский доктор Р. Форс справедливо считает, что спорт является миниатюрой самой жизни и, таковым образом, служит как бы лабораторией, в которой может создаваться положительная система ценностей (1982).

но, говоря о положительных  моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таковых негативных явлений в спорте, как рвение к победе хоть какой ценой, допинг, ранешняя специализация, жестокость, насилие и т.Д. Поэтому все почаще возникает вопрос: "Гуманен ли современный спорт, что нужно сделать, чтоб сохранить этот парадокс для благородных целей развития личности и общества?". По собственной природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные способности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество употребляет спорт.

Процессы коммерциализации и профессио нализации приняли  лишний и необратимый характер. В  конце XX века профессиональный спорт  стал составной частью интернационального спортивного и олимпийского движения. Сейчас многие ученые, критикуя имеющийся путь развития интернационального спорта, пробуют отыскать новейшие модели соревновательной деятельности. В особенности важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже сделаны концепции спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.

Рядом психологических исследований установлено, что в ходе совершенствования личности в разных видах спорта формируются и совершенствуются сами психологические процессы, на основе которых человек управляет собственными движениями. Речь идёт о приобретаемом в ходе занятий умении быть точным и без секундомера отмеривать заданные отрезки времени с отклонениями не более 1%, без зрительного контроля выполнять движения точно заданной амплитуды с заранее определённым усилием, с точным воспроизведением заданного темпа или ритма. Основу этой саморегуляции составляют натренированность мышечно-двигательных ощущений, чёткость работы центральной нервной системы. Вспомним коньки фигуристов. Ширина лезвия обычно 3-4 миллиметра. При исполнении упражнений обязательной программы фигурист должен скользить либо на одно, либо на другом ребре конька. Если он нарушит «рёберность», судьи накажут его за ошибку снижением оценки. Но сам фигурист, « катая школу», не может взглянуть на рисунок со стороны. Единственный источник, который подаёт ему информацию о положении конька - проприорецепторы стопы. Но суставная и мышечная чувствительность нужна не только фигуристу. Она важна при управлении современной техникой с её стремительными скоростями. 
А представьте себе, как важно уметь человеку предвидеть возможные неожиданности, чтобы быть к ним готовыми, точно и быстро реагировать. Такое умение называют антиципацией. 
В спортивной деятельности значение антиципации проявляется особенно ярко. Говорят, что различные уровни антиципации позволяют спортсмену заранее готовить мышцы к предстоящей работе путём оптимизации их тонуса; создают условия для возобновления, восстановления, закрепления заученного действия – двигательного навыка; сокращать время реакции, уменьшать величину пространственной и временной ошибок, своевременно и точно выполнять движения; слаженно и скоординировано выполнять сложные двигательные действия; разгадывать замыслы противника; согласовывать свои действия с действиями всей команды. Антиципация крайне необходима, она успешно совершенствуется у человека, занимающегося спортом. Антиципация, в частности, предполагает умение быстро и точно, в короткие промежутки времени увидеть и оценить сразу несколько сигналов, мгновенно принять правильное решение. Эти замечательные качества развивают спортивные игры – баскетбол, волейбол и другие. 
Способность удерживать статическое и динамическое равновесие, связанное с устойчивостью вестибулярного аппарата, необходима морякам, лётчикам. Такую способность развивают гимнастика, аэробика, борьба. Следовательно, спорт может и должен избирательно использоваться для улучшения профессиональной подготовки людей. 
Возможность использования средств самосовершенствования в воспитании людей, подготовке их к труду заключается в самой специфике спорта как вида деятельности. Развитие у человека жизненно важных физических и двигательных качеств, совершенствование психических процессов, начиная от относительно простых, на уровне психомоторики, и кончая наиболее сложными, интеллектуальными, на уровне мышления и воображения, - это забота о человеке, о его здоровье и работоспособности.

Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт играются важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются  в спортивной деятельности, что дозволяет  спортсмену нарабатывать для себя жизненный  опыт, выстраивать необыкновенную систему ценностей и установок.

Придя в спортивную секцию либо школу, молодой спортсмен  попадает в новенькую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новейшие агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается молодой спортсмен. Для каждого человека в особенности принципиальна первичная социализация, когда закладываются главные психофизические и нравственные свойства личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Посреди агентов первичной социализации далеко не все играются одинаковую роль и владеют равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходя щую позицию. Для молодого спортсмена тренер также играется одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны - ровесники, а с другой - родители и тренер воздействуют на молодого спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае увеличивает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя молодого спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение больших результатов.

Ценностный потенциал  спорта дозволяет решать целый ряд  воспитательных задач. Нами уже отмечалось, что спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность дозволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, часто возникающие у дитя в школе, в семье, в остальных жизненных ситуациях.

Термин "вторичная  социализация" обхватывает те социальные роли, которые стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее принципиальное действие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с таковыми агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их действие, как правило, менее глубочайшее, чем у первичных агентов.

Первичная социализация более интенсивно происходит в первой половине жизни. Вторичная социализация обхватывает вторую половину жизни  человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации - Госкомспортом, федерациями, СМИ и т.Д.

Классификацию стадий социализации спортсмена методом включения  его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации:

1. Включение субъекта  в спортивную деятельность.

2. Занятия детско-юношеским  спортом.

3. Переход из любительского  в профессио нальный спорт.

4. Завершение спортивной  карьеры и переход к другой  карьере.

Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируются  энтузиазм, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются базы ценностного дела к спортивной деятельности . Этот период совсем важен для молодого спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут удачно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Но оставшиеся в спорте молодые спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новенькую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в остальные города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы разрешают спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать эталоны и нормы поведения, сформировывать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена.

растет количество соревнований, переезды, сборы, новейшие спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, сформировывают новый социальный опыт, создают новейшие ценности и ориентации. Огромную роль в данной стадии социализации играются экономические дела, которые складываются меж спортсменом и тренером.

Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры. Спортсмен подчиняет образ  жизни интересам спортивного  клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особенное место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры.

Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход  к другой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Решение окончить спортивную карьеру частенько связывается с травмой, понижением спортивных результатов, отбором в сборные команды и т.Д. Нехорошие ситуации провоцируют спортсмена на психологический кризис. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена обязаны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое свита.

Общество обязано  гарантировать спортсмену способности  эффективной социальной интеграции. Для решения данной трудности нужно сделать правовую базу, законодательно утвердить статус профессионального спортсмена.

Каждый, кто связывает  свою жизнь со спортом, решает личные задачки в рамках тех возможностей, которые содержатся в той либо другой разновидности спорта.

Так, массовый спорт  дозволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить  свободное время, разнообразить  досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, принципиально держать в голове о социальной ответственности, правильно кооперировать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. В особенности это касается молодых спортсменов. Нужно отыскать лучший вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры обязаны и заботиться о спортивной форме молодых спортсменов, и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не лишь на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим - нужные условия для формирования личности спортсмена.

Спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения  и общения человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий  спортом умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности.

Наверно, правильное поведение и способы общения, воля, способность к саморегуляции, адекватный уровень притязаний и  верная самооценка могут возникнуть с большей вероятностью тогда, когда спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое главное, как самоцель. И пусть победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято называть подвигами, пусть так. И всё – таки рекорд – не для рекорда, победа – не только, чтобы убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы – средство, не цель. 

Целью моего  реферата было изучить влияние физкультуры  и спорта на развитие всесторонне  развитой личности. В реферате я  доказываю, что физкультура и  спорт не только являются средством  укрепления здоровья человека, его  физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.

Я рассмотрела, как физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание. Я изучила влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах.

Разумеется, не все стороны влияния физкультуры  и спорта на развитие личности были упомянуты в моём реферате. Да и вряд ли это можно было сделать в небольшом реферате.

Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к  спорту проявляет всё большее  число людей. А значит – доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.

Рождённый нашим бурным временем, современный  спорт сам как бы олицетворяет это время, вбирает в себя его  сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим носителем его неоднозначных проявлений и проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 
 
1. Алексеев В. А. « Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986. 
2. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992. 
3. Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 1993 
4. Гончаров С.Т. « русская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997 
5. Жиляев А. « Спорт? Спорт!» Издательство « Русская Россия» 1986 
6. Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 1988 
7. Киселёв Ю.Я. « Влияние спорта на формирование личности» Знание 1987 
8. Крутецкий В.А « базы педагогической психологии» М., 1992 
9. Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1987 
10. Павлов С.П. «Физическая культура и спорт в России» СПб.: 1996 
11. Станкин М.И. « Нравственное воспитание школьников на упражнениях физической культурой» М., 1994

Информация о работе Влияние физкультуры на развитие личности