Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:37, реферат
Заболевания — хронические  и кратковременные отклонения в  физическом развитии, нарушения остроты  зрения и слуха не только существенным образом сказываются на работоспособности детей и подростков, но являются препятствием к освоению выбранной ими профессии, лишают возможности плодотворного высокопроизводительного умственного и физического труда.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность у детей и подростков, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психоневрологическими отклонениями.
ВЛИЯНИЕ состояния ЗДОРОВЬЯ школьников
НА ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ
Заболевания — хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушения остроты зрения и слуха не только существенным образом сказываются на работоспособности детей и подростков, но являются препятствием к освоению выбранной ими профессии, лишают возможности плодотворного высокопроизводительного умственного и физического труда.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность у детей и подростков, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психоневрологическим!! отклонениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется и у детей с пониженным содержанием гемоглобина, страдающих эндокринными расстройствами, с низким физическим развит нем п у часто болеющих. Но мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
Детям и подросткам, больным ревматизмом, также свойственна пониженная работоспособность, со стремительным ее снижением в процессе учебной и трудовой деятельности. Существующий
режим учебных занятий, большая учебная нагрузка усугубляют их болезненное состояние. В среднем за учебный год па одного такого школьника приходится 22 пропущенных учебных дня, тогда как на одного здорового около 10 дней. Низкая работоспособность и частые пропуски вынуждают школьником, больных ревматизмом, затрачивать на приготовление домашних заданий чрезвычайно много времени. Это еще более, чем у здоровых школьников, отражается на режиме дня, продолжительности сна и отдыха на воздухе.
Наряду со снижением общей работоспособности и понижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, особенно во время физических нагрузок, у больных ревматизмом школьников часто (в 56% случаев) регистрируется понижение глюкокортикоидной н андрогенной функции коры надпочечников. В числе школьников, освобожденных от занятий физической культурой, 59% приходится на ревматизм и связанные с ним заболевания сердца.
Такие хронические заболевания, как тонзиллит, туберкулезная интоксикация и др., на фоне нспосто.-тства дневной периодичности физиологических функций и низкой их взаимосвязи, также сопровождаются неблагоприятными изменениям и работоспособности, низкой сопротивляемостью организма различным заболеваниям. У таких детей и подростков проявляются высокая утомляемость н низкая работоспособность в процессе учебного дня.
Резко сниженная но сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы. Последние..сопряжены не только с изменениями в самой сердечной мышце, но также с нарушениями и вегетативной нервной системе иод влиянием интоксикации.
Всякое Заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.
Свойственные возрасту уровень и динамика умственной работоспособности проявлялись у учащихся после ангин на 8—9-й день. Школьники, переболевшие гриппом, респираторным заболеванием, перенесшие обострение хронического тонзиллита, могут быть допущены к работе в мастерских только на 7—lo-fi день после возвращения в школу, па 7—8-й день после гриппа, па 9--10-й день после респираторного заболевания и ангины (первичной), па 11—15-й день после обострения хронического тонзиллита.
Еще более длительные сроки допуска учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом после различных заболеваний (табл. 22).
Нарушение санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной
нагрузок, к санитарному состоянию н содержанию основных и вспомогательпых помещений школ неблагоприятно влияет на здоровье учащихся: ог младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушении в осанке, зрении, более высокой ста- 11 о в итс я текущая за бол с в а е м ос т ь.
Т а б л и ц а 22
Примерные сроки возобновления 
занятий физическими 
| 11 aw м jfjon/Hiиг- болезни | С начала посещении | Примечание | |
| учебного | заведения | ||
| Липша | 3—4 | недели | В последующий период опасаться охлаждения | 
| 1—3 | (лыжи, плавание) | ||
| Г>рон.\!:т. острые респи | недели | ||
| раторные заболевания | |||
| Острен (-Tin | 2-4 | недели | |
| 1 !ис1<мо1ши | 1—2 | месяца | |
| Плеврит | 1—2 | месяца | |
| Грини | 2—4 | недели | |
| 0<п pi.:e инфекционные | 1 2 | месяца | 1 1 ри удовлетвори сельпых | 
| заболевания | результ.-п ах функцпо нальион пробы сердечнососудистой сит еиы (20 приседаний за 30 с) | ||
| ()i"i| i.iii нефрит | 2 месяца | ||
| Гена iг инфекционный | 8—12 | месяцев | |
| Ант■.! дицнг после опе | 12 | месяца | |
| рации | |||
| Перелом костей конечно | 1-3 | месяца | Оби ;а'1 ельно продолже | 
| стей | ние лечебной гимнастики, начатой в период лечения | ||
| Сотрясение мозга | 2 месяца и более, | 15 зависимости от чиже- | |
| до | года | стн состояния и характера травмы | |