Воспитание осанки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:06, доклад

Описание работы

Актуальность данной темы несомненна, ведь здоровье детей во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских учреждениях. Необходимо добиваться, чтобы дети испытывали потребность в физических упражнениях так же, как в ежедневном потреблении пищи.
Задачи настоящей работы таковы:
показать необходимость изучения данной темы,
изучить значение правильной осанки и определить признаки правильной осанки,
выявить причины нарушения осанки у детей разных возрастов,
раскрыть методику формирования правильной осанки.

Работа содержит 1 файл

Воспитание осанки.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Даже для более старших школьников (начиная с 14 лет) санитарными правилами и законодательством о труде нормируется переноска тяжестей. К сожалению, гигиенисты не проводили таких исследований применительно к интересам здоровья младших школьников. Поэтому учителю предстоит самостоятельно провести подобное исследование: взвесить ранцы младших школьников, поинтересоваться соответствием их весового содержания задачам учебного дня, найти аргументы для обсуждения этого вопроса на педсовете и с родителями.

Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, т.е. научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки. Можно посоветовать следующее:

1. Ходить нужно так, как ходят манекенщицы, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов.

2. При сидении не следует класть ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т.д. и т.п.

3. Спать нужно на жестком, плоском, но достаточно эластичном матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать свои собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна.

Усвоение указанных поз формирует  у школьников, по определению медиков, стереотип правильной осанки, т.е. свободное соблюдение ее основных характеристик без всяких усилий со стороны внутренних контролирующих механизмов.

При этом в формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается  овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Известные зарубежные специалисты П.С. Брэгг и Р. Нордемар предлагают начинать формирование мышечно-суставного чувства правильной осанки с такого упражнения:

встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить;

затылок, плечи, икры и пятки заставить  касаться стены;

прижаться к стене так, чтобы  расстояние между стеной и поясницей  было не больше толщины пальца;

подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи;

проанализировать "чувства" всех частей тела, особенно мускулов спины и живота. Другими словами, спрограммировать свой позвоночный "компьютер" на положении нормальной осанки.

Выполнять это упражнение они рекомендуют  как можно чаще в течение дня.

Как только ребенок сможет удерживать такое положение тела у стены  в течение минуты без утомления, ему разрешается идти вперед, сохраняя ту же осанку.

Отечественные ортопеды среди комплекса  методов лечения дефектов осанки и искривлений позвоночника также большое место отводят развитию у детей мышечно-суставного чувства правильной осанки.

Выработка у школьников указанного чувства хорошо вписывается в  систему популярных в профилактике многих заболеваний аутотренингов, построенных на возможности саморегулировать состояние разных физиологических функций и процессов.

И последнее, о чем следует помнить при  профилактике заболеваний опорно-двигательного  аппарата у школьников. Это вопросы индивидуальной и массовой спортивно-оздоровительной работы с учащимися в условиях образовательного учреждения.

Самым действенным  средством профилактики и устранения недостатков в осанке служат физические упражнения.

Комплексы художественной корригирующей гимнастики составляются в зависимости от особенностей возрастного развития детей.

Важно учитывать, что у детей 6-10 лет слабо развиты мышцы и связки, особенно мышцы спины и живота. Позвоночник у них гибкий, податливый к привычным изменениям положения туловища, плечевого пояса и ног.

В этом возрасте далеко не завершено развитие нервной системы и процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Внимание детей неустойчиво, у них недостаточно развита воля.

Школьники 1-3-го классов очень подвижны, но вместе с тем нетерпеливы. Они быстро утомляются при однообразной относительно длительной работе. Естественную потребность детей в движениях надо направлять в правильное русло, воспитывать у них привычку ежедневно делать зарядку и заниматься физическими упражнениями.

Дети 6-10 лет предрасположены к плоскостопию, поэтому в каждый комплекс для них следует включать специальные упражнения, направленные на профилактику и исправление плоскостопия.

Известно, что у девочек очень  рано появляется интерес к танцевальным движениям. Услышав музыку или пение, они непроизвольно пружинят ножками, кружатся, стараясь подчинить свои движения характеру музыки. Этой стремление не покидает их всю жизнь. При составлении комплексов для занятий дома учтена эта естественная потребность. Желание выполнять красивые танцевальные движения повышает интерес к занятиям. Девочки начинают заниматься физическими упражнениями с увлечением.

Сознательное отношение к выполняемым  движениям и систематическое  их усвоение способствуют быстрому овладению  новыми упражнениями, развитию координационных способностей, силы, выносливости, укреплению сердечно-сосудистой и других систем организма.

В 11-14-летнем, так называемом переходном, возрасте происходит бурное развитие всего организма: увеличивается рост, возрастает сила мышц, повышается интенсивность работы сердца.

Укрепляя организм школьников и  гармонически развивая их мышечную систему, надо наряду с этим формировать у  них правильную осанку. Важно помнить, что неправильные привычные позы тела очень опасны: они закрепляются и приводят к нарушениям осанки.

У школьниц среднего возраста происходят и психологические изменения: значительно расширяется кругозор, меняются интересы, стремления. Желание скорее быть взрослыми или хотя бы похожими на них приводит к подражанию мамам, папам, учителям, спортсменам и др.

В комплексы корригирующей гимнастики для детей среднего школьного  возраста необходимо включать динамические упражнения, такие, как ходьба, бег, прыжки, а также элементы и связки танцевальных движений. В этом возрасте большое внимание уделяется воспитанию координационных способностей школьников (см. приложение).

 

Заключение

 

Значение состояния осанки для  формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний  сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.

Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушения  осанки и сколиозов у детей  служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве.

Научными исследованиями НИИ гигиены  и охраны здоровья детей и подростков установлено, что формирование нормальной осанки у младших школьников возможно лишь при направленной системе обучения и организации благоприятных условий двигательного режима, включающей:

два урока физкультуры в неделю;

одно-два специальных занятия  по формированию правильной осанки;

ежедневный дневной сон.

Поскольку редкое образовательное  учреждение может себе позволить  организовать младшим школьникам дневной сон, то, очевидно, целесообразно в условиях школы ориентироваться на профилактическое значение двух уроков физкультуры, дополненных одним-двумя специальными занятиями по формированию правильной осанки.

Для детей с функциональными  изменениями осанки и стопы, которые, по данным медицинских осмотров, составляют большинство среди имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата учащихся, показаны регулярные спортивно-коррекционные занятия.

 

Литература

 

  1. Буц Л.М. О формировании правильной осанки. М.: 2008.
  2. Крейз Р. К здоровью через естественную осанку. М.: 1989.
  3. Локацков. П.И. Возрастная физиология. М.: 2005.
  4. Нордемар Р. Боль в спине. М.: 2001.
  5. Развитие двигательных качеств школьников. П/р. З.И. Кузнецовой. М.: 1967.
  6. Теория и методика физического воспитания. П/р. Л.П. Матвеева. М.: 1976.

 

Приложение

 

Комплексы для  предупреждения дефектов осанки в сагиттальной плоскости и плоскостопия

Упражнения без предмета

Заниматься под контролем родителей.

1. И. п. - стать спиной к стене без плинтуса (или к двери), носки слегка развернуть в стороны, плотно прижать к стене затылок, лопатки, ягодицы и пятки, колени выпрямить, руки свободно опустить вдоль туловища, плечи держать на одном уровне и не поднимать, живот подтянуть, головой тянуться вверх. Дыхание не задерживать. Стоять свободно, без напряжения в течение 10 счетов. Сохраняя правильную осанку, подойти к зеркалу и постараться запомнить принятое положение.

2. Ходьба на месте или с продвижением вперед (15 - 20 сек). Во время ходьбы держать спину прямо, подбородок слегка приподнять, плечи развести, нижние углы лопаток соединить и опустить книзу, живот подтянуть. Во время ходьбы прямую ногу выносить вперед с оттянутым носком, при ходьбе на месте колени поднимать повыше, выполнять свободные махи руками (рис.1).

3. И. п. - стать в первую позицию, руки в стороны (плечи и руки составляют одну прямую линию).

1-2. Опустить руки вниз и, поднимая их перед лицом, сделать лицевой круг руками.

3-4. Повторить то же, что на счет 1-2.5-8.

 

Два попеременных боковых круга  руками назад.

 

 

Рис.2

 

Во время упражнения нижние углы лопаток соединить, плечи держать  на одном уровне, головой тянуться вверх, мышцы живота не расслаблять, шею не втягивать н плечи, руки не напрягать. Дыхание не задерживать. То же выполнить на каждый счет.

4. И. п. - стать в первую позицию спиной к стене.

1-4. Полуприсед, сохраняя правильную осанку и не отрывая пяток от пола, руки вперед, хлопки в ладони.

5-8. Медленно напрягая межлопаточные мышцы, опустить руки и возвратиться в и. п.

5. И. п. - стойка ноги врозь пошире, спиной к стене, плотно прижать к ней голову, спину и пятки, руки в стороны - вверх. На каждый счет небольшие наклоны туловища в стороны, не отрываясь от стенки, затем большие наклоны туловища. Руками свободно и мягко делать движения в стороны. Дыхание равномерное.

6. И. п. - лечь на спину, мяч на живот, одну руку на мяч, другую на грудь (рис.2).

1-2. Выпячивая живот, и делать вдох через нос.

3-4. Нажимая рукой на мяч, опуская живот и грудь, выдох. При выдохе протяжно произносить звук "ш-ш-ш".

Дыхательное упражнение выполнять  медленно и спокойно.

7. И. п. - лечь на спину, руки вдоль туловища.

1-2. Плавно поднять руки, не прогибаясь в поясничной части; спину плотно прижать к полу. Руки, голова и туловище должны составлять прямую линию. Потянуться.

3-4. Сгибая ноги, захватить колени руками и притянуть их к туловищу. Плечи, таз и лопатки не отрывать от пола.

6-8. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги в коленях. На последний счет вернуться в и. п.

8. И. п. - стать в первую позицию лицом к опоре, руки на опору на уровне груди. Плечи на одном уровне.

1. Правую ногу четко отвести назад на носок.

2-3. Поднять правую ногу назад.

4.И. п. Держаться прямо, нижние углы лопаток соединить.

Упражнения с булавами

1.И. п. - стать в первую позицию, руки с булавами в стороны.1-4. Круги руками назад, постепенно увеличивая амплитуду движения.5-8. Круги руками назад, постепенно уменьшая амплитуду движения. Во время упражнения плечи не поднимать, живот не выпячивать, мышцы ягодиц и ног не расслаблять, руки и булавы составляют прямую линию.

2. И. п. - стать в первую позицию, руки с булавами назад.

1-2. Шаг вперед правой ногой, левая сзади на носке, руки вверх, слегка прогнуться в груди (руки и булавы - одна линия).

3-4.И. п.

Во время выполнения упражнения поясницу не прогибать, голову тянуть вверх.

3. И. п. - стать в первую позицию, руки в стороны.

1-2. Дугами книзу мах руками вперед, сгибая руки в локтевых суставах, булавы положить за спину, слегка ударяя ими по лопаткам.

3-4. Дугами вперед мах руками в стороны, прогнуться в груди и стать на носки. Повторить упражнение на каждый счет. Во время упражнения сокращать межлопаточные мышцы, поясницу не прогибать.

Акробатика

И. п. - лежа на животе, руки вверх.

1-4. Медленно поднять голову, плечи и руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника.

5-6. Перекат вправо до положения лежа на спине, потянуться руками и носками в противоположные стороны, слегка поднимая их над полом. Поясницу прижать к полу.

7-8. Не отделяя лопатки от пола, согнуть ноги в коленях и одновременно захватить их руками.

9-12. Медленно выпрямить ноги и положить на пол, руки вверх.

13-14. Перекат влево.

15-16.И. п.

Упражнения с мячом

1. И, п. - стоя на коленях, руками опереться на мяч.

1-4. Перекатить мяч вперед двумя руками, прогнуться в грудном отделе позвоночника и потянуться вперед.

5-8. Перекатить мяч в и. п.

Потягиваясь вперед, выравнивать позвоночник, избегать прогиба в поясничном отделе.

2.И. п. - стать в третью позицию ног, левая впереди, мяч в руках.1-2. Правую ногу назад на носок, прогнуться в грудном отделе позвоночника, поднять руки вверх - глубокий вдох.3-4.И. п. и полный выдох.5-6. Сгибая правую ногу, левую вперед на носок, руки вперед-вниз, повернуть голову налево (рис.3).7-8.И. п.

3. И. п. - стать в первую позицию, мяч в руках.

1. Слегка сгибая и разгибая ноги, легко бросить мяч вверх и поймать на тыльную сторону соединенных кистей.

2. Бросить мяч вниз; после того как он отпрыгнет от пола, бросить его вверх и в полуприседе поймать двумя руками.

3 - 4. Сделать два легких прыжка на двух ногаx, спина прямая, руки вперед и возвратиться в и. п.

Информация о работе Воспитание осанки