Здоровьесберегающие технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Содержание

Введение.
Основная часть.
1.1.Здоровьесберегающие технологии
1.2.Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
1.3.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании
Заключение
Литература.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Филиал

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования 

«Ярославский государственный  педагогический университет им. К.Д. Ушинского» в г.Рыбинске Ярославской области

 

 

Направление 050100.62 Педагогическое образование

 профиль Дошкольное образование   

 

 

 

Контрольная работа

По теории и технологиям художественного  развития детей дошкольного возраста

на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

Работа выполнена студенткой

Гончаровой  Ю.Н.

                               Преподаватель:

Хантова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинск

2012

 

 

План.

Введение.

Основная часть.

1.1.Здоровьесберегающие технологии

1.2.Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1.3.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

Заключение

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование жизнеспособного  подрастающего поколения - одна из главных  задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое здоровьесберегающие  технологии?

 

Здоровье - это состояние физического  и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий процесс - это  специально организованное, развивающееся  во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и  педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что  она имеет выраженную этапность , включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

В последние годы всё чаще поднимается  вопрос о значимости здоровьесберегающих  технологий в образовательном процессе. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие образовательные  технологии - это система, создающая  максимально возможные условия  для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).

Основные составляющие этой системы:

1. Организация рационального двигательного  режима учащихся.

2. Непрерывное мониторирование  состояния здоровья учащихся и своевременная коррекция возникающих отклонений.

3. Организация рационального учебно-воспитательного  процесса с учётом возрастных  и половых особенностей детей,  а также в соответствии с  санитарно-гигиеническими требованиями.

4. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

5. Использование многообразных  программ по формированию мотиваций  и навыков здорового образа  жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.

 

По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность), образовательные (информационно-обучающие и воспитательные), социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактитки и коррекции девиантного поведения) и психологические (технологии профилактики и психокоррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются  как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья детей и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании - это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.

Для этой цели, наряду с разнообразными лечебно - оздоровительными мероприятиями, направленными на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, огромное внимание должно уделяться технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья.

 

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании 

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности  понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного  подхода. Результат должен заключаться  в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям  в учреждении является комплексная  оценка состояния здоровья и физического  развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

Диагностика позволяет определить технику овладения основными  двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные  мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

С целью совершенствования оптимизации  двигательного режима и повышению  двигательной активности разработана  модель двигательного режима для  детей в детском саду, которая  включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

- утренняя гимнастика

- индивидуальная работа

- физминутки

- подвижные и спортивные игры

- оздоровительный бег

- гимнастика после сна и прохождение  по «тропе здоровья»

- спортивные досуги и праздники

- музыкальные и физкультурные  занятия.

Одной из основных форм работы по физическому  воспитанию являются физкультурные  занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания  интереса детей к занятиям мы используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами валеологии. Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.

Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально).

Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

Крайне важно и необходимо формировать  у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В  начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

1. Соблюдение температурного режима  согласно СаНПиНа.

2. Правильная организация прогулок  и их длительность (сетка занятий  составлена с учетом длительности  прогулки не менее полутора  часов

3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная  работа с родителями)

4. Облегченная одежда в детском  саду

5. Гимнастика после сна

6. Закаливающие процедуры (согласно  возрасту детей)

· Солевые дорожки - младший возраст

· Мытье прохладной водой рук  по локоть - средний возраст

· Комплекс контрастных закаливающих процедур - старший возраст

7. Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой

8. Летом ходьба босиком по  спортивной площадке

9. Самомассаж

10. Витаминотерапия

11. Фитотерапия

12. Массаж по назначению врача

Заключение

Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Результатом эффективной работы педагогического  коллектива является снижение заболеваемости детей.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Только здоровый ребенок может  быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

 

 

Список литературы.

1) http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm «Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ»

2) http://www.trunsun.edusite.ru/p47aa1.html «Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада»

3) http://www.noav.ru/?p=410 «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном и школьном образовании»


Информация о работе Здоровьесберегающие технологии