Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 18:58, реферат
Реферат посвящен теоретическим и методологическим вопросам физической культуры и олимпийского движения. Эти работы, на мой взгляд, могут представлять интерес, особенно для студентов и молодых историков, не только с точки зрения методологии, но и для лучшего понимания того, как развивалась в нашей стране история физической культуры, какие этапы она прошла в своем развитии, какие проблемы волновали в разные годы историков спорта.
Как отметил
в своем исследовании А. Л. Чистяков,
деятельность спортивных лиг, обществ
и клубов в XIX столетии и в начале
прошлого века явилась фундаментом
современного российского спорта, научное
освоение которого помогает более глубокому
осмыслению и решению проблем физкультурно-спортивного
движения в наши дни.[5]
Недооценка предшествующих
достижений России в развитии физической
культуры, пренебрежительное отношение
исторической науки к проблемам преемственности
явно проявилось в том, что в историографии
истории физической культуры и спорта
дореволюционному периоду не уделялось
должного внимания. Это нашло отражение
и в учебниках по истории физической культуры,
в которых развитию физической культуры
в России до 1917 года отводилось в несколько
раз меньше места, нежели короткому по
историческим меркам советскому периоду.
Пренебрежение
опытом прошлого нанесло ущерб и
развитию органов государственного
руководства физкультурным
И все же, несмотря
ни на что, преемственность пробивает
себе дорогу. Например, при создании
Всевобуча был использован опыт
«мобилизации» спорта в России периода
Первой мировой войны. Отказавшись от
участия в Олимпийских играх в послереволюционные
годы, наша страна вернулась в лоно олимпийской
семьи в 1951 году.
Итак, сказанное
позволяет сделать вывод о
том, что нарушение преемственности
и пренебрежительное отношение к опыту
прошлого чревато нежелательными, непредсказуемыми
последствиями и выступает в качестве
тормоза общественного прогресса.
Так как преемственность
во многих случаях, подчас с большим
опозданием, прокладывает себе дорогу
в той или иной форме, задача спортивной
науки состоит в том, чтобы содействовать
этому процессу. Необходимо глубоко изучать
и пропагандировать историческое наследие
для того, чтобы, опираясь на него, увереннее
и быстрее продвигаться вперед.
1999 г.
История спорта
или история физической культуры и спорта?
В современных
условиях значительно повышаются требования
ко всем общественным дисциплинам, в
том числе к исторической науке,
а следовательно, и к составной
ее части – истории физической
культуры.
История физической
культуры как учебно-научная дисциплина
имеет не только познавательное и воспитательное
значение, но и призвана служить дальнейшему
развитию физкультурного движения.
Как учебная
и научная дисциплина история
физической культуры сложилась в
годы Советской власти. Круг историков
физической культуры значительно расширился
в послевоенный период, особенно в 60–70-е
годы XX века, когда вышли в свет: первое
учебное пособие для физкультурных вузов,
охватывающее весь курс[7]; коллективная
монография, подводящая итоги развития
физической культуры и спорта в стране
за 50 лет советской власти[8]; учебные пособия
для средних физкультурных учебных заведений[9];
новый учебник для вузов[10] и другие издания.
В последние годы защищен ряд докторских
диссертаций по истории и социологии физической
культуры (Н. И. Пономарев, Н. Н. Бугров,
Д. А. Крадман, К. А. Кулинкович), растет
с каждым годом число кандидатов наук
в этой области знаний.
Однако положение,
складывающееся с преподаванием
истории физической культуры и спорта
в физкультурных учебных заведениях,
вызывает удивление. Дело в том, что в учебных
планах институтов и техникумов физической
культуры из года в год уменьшается количество
часов, отводимых на преподавание этой
дисциплины. Так, по учебному плану 50-х
гг. истории физической культуры в вузах
отводилось 100 часов, затем количество
их последовательно сокращалось. Ранее
учебный план предусматривал выполнение
курсовых работ на дневном и заочном факультетах,
а в действующем плане их нет.
Согласно учебному
плану 1972 г. на спортивных факультетах
введен курс истории спорта. Ознакомление
с программой этого курса и некоторый
опыт преподавания убеждают, что он является
надуманным, искусственным. И вот почему.
Прежде всего
хотелось бы остановиться на вопросе
о взаимосвязи физической культуры
и спорта. Известно, что понятие «физическая
культура» шире понятия «спорт». Ведь
физическая культура – это часть общей
культуры, совокупность достижений общества
в деле создания и использования специальных
средств физического совершенствования
народа.
Существенным
показателем этих достижений является
«уровень здоровья, всестороннего развития
физических способностей, спортивного
мастерства и проникновения средств
физического воспитания в повседневный
быт людей»[11]. В этом определении
совершенно четко сказано, что спорт в
советской системе физического воспитания
рассматривается в неразрывной связи
с физической культурой.
Правда, в последние
годы масштабы спорта значительно выросли
и спорт превратился в крупное
общественное явление. Но тем не менее
спорт в нашей стране выступает в единстве
с физической культурой.
Неудивительно
поэтому, что в работе, посвященной
анализу выступления советских
спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене,
председатель Комитета по физической
культуре и спорту при Совете Министров
СССР С. П. Павлов специальный раздел посвятил
состоянию массовой физической культуры
в стране.
Он отметил, что
«результаты выступлений
В свете сказанного
возникает вопрос: правомерно ли, можно
ли читать историю спорта в физкультурном
вузе, не затрагивая вопросов физической
культуры?
Совершенно очевидно,
что ответ на этот вопрос может
быть только отрицательным. Историю
спорта методологически неправомерно
рассматривать изолированно, в отрыве
от истории физической культуры, частью
которой она является.
Нарушение этого
положения привело к тому, что
учебная программа по истории
спорта оказалась в тисках непреодолимых
противоречий. Возьмем, например, вопрос
о происхождении физической культуры.
Как показано в известных исследованиях
советских историков и социологов физической
культуры, посвященных первоначальному
возникновению физического воспитания,
можно говорить о происхождении физических
упражнений, элементов физической культуры,
но не спорта. Или такой имеющий место
в программе вопрос: «Гуманисты и ранние
социалисты-утописты о роли гимнастики
и атлетики в воспитании человека». Но
ведь эти педагоги и общественные деятели
говорили не о спорте, а о физическом воспитании,
о физической культуре!
В программе
не нашлось места для освещения известных
систем физического воспитания XIX века,
хотя без них весьма сложно, по существу
невозможно, доходчиво изложить вопрос
о выделении спорта, игр, гимнастики и
туризма в относительно самостоятельные
средства (методы) физического воспитания.
Большим, по нашему
мнению, недостатком курса истории
спорта является невнимание к системе
физического образования П. Ф. Лесгафта,
о которой упоминается
Особенно, на наш
взгляд, бросается в глаза надуманность
нового курса при изложении советского
периода истории физической культуры.
Задача этого раздела курса –
создать у студентов целостное
представление о развитии физической
культуры и спорта в нашей стране, о возникновении,
развитии и особенностях советской системы
физического воспитания. Однако курс истории
спорта не позволяет решить эту задачу,
сводя развитие нашего многогранного
физкультурного движения только к спорту.
Следует отметить,
что упомянутые недостатки – не
упущения авторов программы (ее составляли
весьма квалифицированные сотрудники
ГЦОЛИФКа и ГДОИФКа), а результат
надуманности самого курса.
Но как могло
случиться, что в учебный план
включили такую «дисциплину»?
По нашему мнению,
дело здесь в том, что составители
учебного плана, вводя новую дисциплину,
не обменялись мнениями с теми, кто
будет ее преподавать, со специалистами
в области истории физической
культуры и спорта. Вопрос о новой
дисциплине обсуждался на Предметной
комиссии истории физической культуры
Спорткомитета СССР уже после включения
ее в учебный план. Кстати, подавляющее
большинство членов комиссии отрицательно
отнеслось к нововведению.
Свои предложения
мы в основном хотели бы свести к следующему:
1. Читать на
педагогических и спортивных
факультетах один курс – «
2. Советский
период истории физической
3. Отвести на
курс истории физической
4. Возобновить
выполнение курсовых работ для
студентов педагогического и
спортивного факультетов по
5. Организовать
издание централизованным
Эти меры, на наш
взгляд, поднимут престиж истории
физической культуры и спорта в наших
физкультурных учебных
«Теория и практика физической культуры», 1976, № 5
Чему учат уроки
прошлого?
Столько лет
минуло, а я до сих пор отчетливо
помню, какой резонанс вызвали принятые
в первые послевоенные годы постановления
ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»,
об опере В. Мурадели «Великая дружба»,
документы по вопросам состояния биологической
науки, «гениальные труды» И. В. Сталина
по языкознанию. Так было положено начало
развернувшейся в стране борьбе с «космополитизмом»
и другими надуманными пороками в науке,
литературе, искусстве.
В учебных и
научных учреждениях
Вся эта неприглядная
история завершилась тем, что
вскоре Е. Зеликсон, один из первых наших
историков и социологов физической культуры,
директор Ленинградского научно-исследовательского
института физической культуры, профессор
ГДОИФКа был арестован и осужден на длительный
срок. Впоследствии он был полностью реабилитирован
и восстановлен в партии. В Москве ряд
педагогов ГЦОЛИФКа оказались вынуждены
покинуть свой вуз и искать работу в других
городах.
В память врезалась
небольшая статья в «Комсомольской
правде» под названием «Халтура
вместо науки». В ней необоснованно
подверглись критике видные ученые
в области физического воспитания – А.
Новиков, И. Крячко, С. Янанис и другие.
Впечатление было крайне удручающим. «Халтура
вместо критики», – подумалось тогда.
Затем статьи, развенчивающие «изъяны»
науки о физическом воспитании, появились
в «Правде» и других изданиях. Одним из
авторов был некто П. Жуков. Он слыл смелым
«критиком», но был весьма посредственным
научным работником. Учебник теории и
методики физического воспитания, вышедший
под его редакцией, оказался пустоцветом,
из-за чего на ряд лет задержалось развитие
этой области знаний, а заодно – истории
и социологии физической культуры.
Существенный
урон был нанесен и дисциплинам,
составляющим естественнонаучные, медико-биологические
основы физического воспитания. Недооценка,
незаслуженно резкая критика в адрес известного
физиолога, лауреата Сталинской премии,
профессора Н. Бернштейна, стремление
ограничить рамки естественнонаучной
мысли учением академика И. Павлова, на
что сам великий ученый, как известно,
никогда не претендовал, привели к торможению
в развитии таких дисциплин, как физиология
спорта, биомеханика и спортивная медицина.
Информация о работе Значение ИФК для подготовки специалистов в области ФК и Спорта