Административная ответственность

Автор: z*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: раскрыть сущность такого вида юридической ответственности как административная; установить, что она собой представляет; какие виды санкций применяются к лицу, совершившему административный проступок.
Задачи:
показать признаки возникновения административной ответственности;
дать характеристику целям, функциям и принципам административной ответственности;
установить какие виды санкций применяются за совершение административного правонарушения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Административная ответственность как вид юридической ответственности ...7
Понятие и основные признаки административной ответственности………...7
Структура административной ответственности……………………………..10
Цели, функции и принципы административной ответственности……….....14
Цели и функции административной ответственности…………………….....14
Принципы административной ответственности……………………………..15
Место административной ответственности в системе юридической ответственности………………………………………………………………...18
Административно-правовые санкции…………………………………………20
Особенности и отличительные черты административно-правовых санкций………………………………………………………………………….20
Система административно-правовых санкций……………………………….24
Административные взыскания как наиболее значимая группа административно-правовых санкций…………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая АО.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

    Категория ответственности — философско-религионая по истокам возникновения и времени первоначального формирования, наполненная моральным содержанием. Она — культурный плод, возникший в лоне платоновско-стоической философии и завершивший институциональное развитие в сочинениях отцов церкви и в практике деятельности христианской церкви.

    Каждая  из категорий исторически развивалась и двигалась по своей дороге и только на определенном этапе произошло их слияние, точнее — вхождение "ответственности" в юриспруденцию.

    Первой  отраслью права, воспринявшей понятие  ответственности, было государственное  право. Так, в отечественном законодательстве оно впервые встречается в  Указе Петра I "О власти и ответственности Сената" от 2 марта 1711 г. Позже в XIX в. понятие ответственности усваивается другими профилирующими отраслями права — уголовным и гражданским правом. Что касается административного права, то данное понятие входит в науку и законодательство в XX в.

    В настоящее время в науке административного  права и в практической "административной деятельности понятие административной ответственности употребляется  как общеизвестное и понятное, под которым разумеется что-то определенное [4, с. 12-15].

    Характеризуя  данное понятие многие ученые-административисты полагают, что административная ответственность — это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к нарушителю карательных административных санкций. Однако в термин "реагирование" в этом случае вкладывается содержание, только частично объясняющее существо рассматриваемого явления. "Реагирование" выражается в различных формах и применение взыскания — одна из них. Поэтому характеризуя административную ответственность и говоря о реагировании государства на административное правонарушение, следует отметить, что оно в первую очередь выражается в том, что компетентный орган или должностное лицо предъявляют обвинение правонарушителю и расследуют правонарушение. Важно подчеркнуть, что властные полномочия компетентного органа (должностного лица) применить к правонарушителю меры воздействия (доставление правонарушителя, составление протокола) реализуются наряду с обязанностью проинформировать последнего о его праве давать объяснение по поводу совершенного деяния. Иначе говоря, данная форма реагирования государства на административное правонарушение проявляется в обязательной связке таких процессуальных действий, как обвинение лица в совершении правонарушения и в его праве дать объяснение по существу нарушения [5, с. 27].

    Характеризуя  административную ответственность  как реакцию государственных  органов на совершенное деяние, запрещенное  законом, следует подчеркнуть, что  такая реакция выражается в осуждении  деяния, в "отрицательной оценки" содеянного. Отрицательная оценка административного проступка — самостоятельная мера воздействия, реализуемая компетентным (юрисдикционным) органом. Для объяснения и понимания административной ответственности этот признак является также существенным.

    Отрицательную оценку в процессе привлечения виновного  субъекта к административной ответственности  нельзя сводить разовому, одноактовому воздействию. В известной степени она перманентна: фиксируется в самом акте правонарушения, находит отражение в протоколе об административном правонарушении, высказывается при рассмотрении дела, находит свое завершение в постановлении по делу. Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лица [6, с. 155]. Отрицательная оценка, содержащаяся в названном акте, превращает виновное лицо из привлекаемого к административной ответственности в привлекавшегося.

    Другой  важный признак характеризует административную ответственность   как   форму   реагирования   государственных   органов   на правонарушение, что  выражается в применении на основе отрицательной оценки карательных  административных санкций. Применение административного взыскания материализует  правовую оценку, которая была дана правонарушению и личности правонарушителя  в ходе рассмотрения дела и вынесения по нему постановления. Значение этого признака состоит в том, что в основном при применении административного взыскания виновный субъект претерпевает определенные лишения личного, морального и материального характера. Административное взыскание накладывается либо тем органом, который вынес постановление о наказании, либо иным органом исполнительной власти.

    Административная  ответственность реализуется в  специфических для нее процессуальных формах. Это — самый характерный  ее признак. Как правильно отметил  И.А. Галаган, административная ответственность  — преимущественно "процессуальное образование" [7, с. 105]. Очень важно, чтобы карательная деятельность органов государственного управления протекала в определенных административно-процессуальных формах, т.е. по заранее установленным правилам и процедурам, устанавливающим порядок деятельности этих органов в области юрисдикции.

    Административную  ответственность характеризуют  и другие признаки (принудительный характер, множественность государственных  органов, применяющих           меры           ответственности,           нормативно-правовая

урегулированность), но они являются общеизвестными. Охарактеризованные здесь признаки позволяют иметь более полное представление об административной ответственности и определить ее, как реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценки и в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное взыскание [4, с. 15].

    Установление   административной   ответственности   относится   к компетенции высшего  законодательного органа, но здесь  имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической  ответственности. Состоит эта особенность  в том, что участие в установлении административной ответственности  по некоторым видам правонарушений принимают   местные   представительные   и   исполнительные   органы государственной власти и управления [8, с. 250]. Число таких видов правонарушений строго ограничено и четко обозначено в Кодексе об административных правонарушениях [9, с.175]. 
 
 

    1.2 Структура административной  ответственности 
 

    Под административной ответственностью следует  понимать все меры административно-правового  воздействия, применяемые к лицу, совершившему административное правонарушение. Эти меры реализуются в правоотношении, возникающем и объективно существующем с момента совершения административного проступка. Это — административно-процессуальное правоохранительное отношение, развертывающееся во времени и охватывающее все основные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Его главные субъекты — компетентный орган, наделенный властными юрисдикционными полномочиями, и правонарушитель: первый обладает не только наказательными правами, но и обязанностями; второй не является лишь объектом принудительного воздействия со стороны государства, он является также субъектом определенных прав. Анализ данного соотношения прав и обязанностей позволяет выделить структурные элементы административной ответственности, к которым относятся: объяснение виновным лицом существа нарушения; отрицательная оценка компетентным органом противоправного деяния; применение административного взыскания.

    Объяснение  лица, привлекаемого к административной ответственности. Очерчивая и выделяя данный структурный элемент, следует указать на то, что он представляет собой меры, применяемые на стадии возбуждения административного дела и состоящие из двух групп процессуальных действий: 1) обвинения компетентным органом конкретного лица в совершении правонарушения и его расследования; 2) в праве лица, привлекаемого к административной ответственности, дать объяснение по существу нарушения. Это две парные группы мер, которые представляют собой пусковой механизм административной ответственности. Их реализация означает распространение на правонарушителя как невыгодных (доставление в органы, обвинение, составление протокола), так и выгодных процессуальных положений, которыми являются процессуальные гарантии, а именно — соблюдение прав привлекаемого к административной ответственности и одно из существенных)— права давать объяснения по поводу случившегося нарушения на всех стадиях административного процесса [10, с. 64].

    "Объяснение" как совокупность процессуальных действий привязано к обвинению и расследованию, обусловлено данными процессуальными действиями, логически вытекает из них, т.е. вторично, но вместе с тем оно настолько самостоятельно, исторически (в плане генезиса ответственно) и социально значимо в плане соблюдения прав лица, что именно этот термин должен быть отражен в наименовании данного элемента с его двумя звеньями.

    Объяснения  нарушителя — обязательный элемент  в структуре административной ответственности. Но он обязателен не в смысле того, что  виновный субъект обязан дать объяснение по поводу своих действий, а в  том, что у него есть право сказать  об этих действиях правду, привести аргументы, которые оправдывали их [4, с. 16-17].

    Отрицательная оценка деяния. Отрицательная оценка деяния — это мнение компетентного  органа, которое сложилось у него об административном правонарушении и  личности правонарушителя в процессе исследования всех обстоятельств и доказательств по делу и которое нашло адекватное отражение в документах по делу. Отрицательная оценка деяния является переменным элементам в системе элементов административной ответственности и образуется путем реализации компетентным органом права подвергнуть правовой оценке совершенный административный проступок и корреспондируемой этому праву обязанности правонарушителя выслушать данную оценку.

    Административное  правонарушение - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного  права, общественным и личным интересам. В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов [11, с.11].

    Выделяя "отрицательную оценку" деяния в качестве элемента административной ответственности, необходимо отметить, что речь идет: 1) об оценке официальной, которая дается органом государства, а потому авторитетной; 2) об оценке правовой, даваемой на основе юридических  норм, которые сами служат "масштабом  для оценки степени правомерности  или неправомерности поведения людей" [12, с. 92]; 3) об оценке отрицательной, ибо если оценка будет иной (невменяемость правонарушителя, малозначительность правонарушения) виновное лицо не подлежит или может быть освобождено от административной ответственности. Вследствие этого такая оценка, осуждающая противоправные и поощряющая дозволенные законом деяния, обладает свойствами авторитетного и глубокого воздействия на личность правонарушителя. При этом компетентный орган не ограничивается тем, что негативно оценивает совершенное деяние.

    Одновременно  отрицательная оценка в виде порицания, осуждения, личного упрека адресуется правонарушителю. Однако последний  несет не только бремя обязанности  претерпевания, выслушивания данной оценки, он является субъектом права на справедливую и объективную оценку с учетом всех обстоятельств дела и того, что им самим было сказано по поводу случившегося противоправного деяния..

    Применение  административного взыскания. "Отрицательная  оценка" компетентного органа, содержащаяся в постановлении по делу об административном правонарушении, материализуется в  административном наказании. Применение административного наказания (взыскания) к лицу, совершившему административное правонарушение, образует завершающий  элемент в структуре административной ответственности.

    В административном праве принято  считать, что только в процессе применения административного взыскания лицо, совершившее административный проступок, претерпевает неблагоприятные последствия, т.е. лишения и ограничения личного, морального или материального характера. Санкция (взыскание) по объему — понятие  более узкое, чем неблагоприятные  последствия. Определенные лишения  и ограничения начинаются для  правонарушителя с момента совершения проступка в процессе реализации первых структурных элементов административной ответственности, ибо их реализация вносит некоторые изменения в его правовые положения. В применении административного взыскания и в претерпевании его виновным лицом ограничения и лишения принимают другие масштабы и качественно иной характер: они выражаются в потере правонарушителем конкретного социального блага.

Информация о работе Административная ответственность