Англосаксонская система права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы и является раскрытие сущности англосаксонской системы права, а предметом исследования – ее история, характеристика, развитие на данном этапе; объект исследования – само англосаксонское право.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......4

1. История англосаксонской системы права………………………………....6

1.1. История развития права в Англии………………………………….….6

1.2. Особенности становления права в США.............................................13

2. Понятие и характеристика англосаксонской системы права....................15

2.1. Понятие англосаксонской системы права...........................................15

2.2. Структура английской правовой системы...........................................18

2.3. Источники права в Англии...................................................................21

2.4. Структура и источники права в США.................................................24

3. Англосаксонская система: современность.................................................28

3.1. Современное развитие права в Великобритании................................28

3.2. Краткий обзор права США на современном этапе.............................29

Заключение........................................................................................................32

Список использованных источников..............................................................34

Работа содержит 1 файл

Англосаксонская система права с цифрами.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

     Первый  период в истории развития английского  права можно также назвать  англосаксонским. Римское господство, продолжавшееся со времён правления  императора Клавдия до V века, оставило в Англии небольшой след (хотя длилось оно четыре столетия). Варварские законы того времени регулировали только очень ограниченные аспекты тех общественных отношений, на которые распространяется современная концепция права. Право этой эпохи мало известно.

     После обращения в христианство Англии (596 г.) миссией Августина Кентерберийского законы составляли также как и в континентальной Европе.

     Например, законы Этельберта, составленные около 600 г. включают всего 90 коротких фраз. Законы Канута (1017-1035.), составленные четырьмя столетиями позже, гораздо более  разработаны и знаменуют уже переход от общинно-племенной эры к эпохе феодализма. Действующее право, однако, остается сугубо местным, хотя страна и была подчинена единому суверенитету.

     Исторической  датой в становлении англосаксонской системы права был 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию.[3, с.56]

     С нормандским завоеванием общинно-племенная  эпоха окончательно уступает место  феодализму. С этого момента начинает активно развиваться общее право  — Comyne Lea. В противовес местным обычаям, это право стало общим для всей Англии. Конкретно в 1066 году общее право ещё не существовало: собрание свободных людей, называемой Судом графства (Country Court), и его подразделения – Суды сотни (Hundred Courts) осуществляли в тот период правосудие на основе местных обычаев. После завоевания суды графств и суды сотен были постепенно заменены феодальной юрисдикцией нового типа (суды баронов, мэнорские суды). Ну а в сфере действия церковной юрисдикции применялось каноническое право – общее для всего христианства.

     Общее право было создано исключительно королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали, начиная с XIII века. Поначалу, однако, юрисдикция этих судов была очень узка и ограничена в основном  тремя видами дел: делами, затрагивающими королевские финансы; делами, касающимися земельной собственности или недвижимости; тяжкими уголовными преступлениями, затрагивающими мир в королевстве. Три Вестминстерских суда (суд казначейства, суд общегражданских исков и суд королевской скамьи) сначала рассматривали дела только одной из трех вышеуказанных категорий, затем каждый из судов получил право рассматривать все дела, попадающие под юрисдикцию королевских судов.

     Король  осуществлял только «высший суд». Он вмешивался в споры в особых случаях, если существовала угроза миру в королевстве или если обстоятельства дела были таковы, что его нельзя было разрешить в обычном порядке. Суд, где король решал дела с помощью своих приближённых (Curia Regis) представлял собой суд особо знатных людей и особо крупных дел, а не обычный суд, доступный каждому. Королевская власть не вмешивалась в дела сеньоров и их подданных. Также королевский суд не являлся апелляционной инстанцией по всем спорам, возникающим в королевстве. Вмешательство королевского суда ограничивалось делами, затрагивающими королевские финансы, земельную собственность и недвижимость. Все остальные дела решались судом графства или судом сотни.

     Но  со временем, основная роль в осуществлении  правосудия была возложена именно на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевский суд. Они должны были просить у короля, а практически у канцлера, выдачи приказа (Writ), позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Первоначально такие приказы издавались в исключительных случаях.

     Но  постепенно список тяжб, по которым  они издавались, расширялся. В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды, а споры стали решаться с помощью жюри (таким образом, в Англии зародился суд присяжных). [4, с.355-356]

     Причины расширения юрисдикции королевских  судов:

     1. Канцлер и королевские судьи  были заинтересованы в доходах  от рассмотрения дел;

     2. Король стремился расширить свои  судебные полномочия и укрепить власть;

     3. Королевская юрисдикция ставилась  частными лицами выше других.

     К концу средних веков королевские  суды стали единственным органом  правосудия. На долю муниципальных  и торговых судов осталась небольшая  доля малозначительных дел. Церковный суд занимался только брачными делами и проступками священнослужителей. Частные лица для того, чтобы обратиться в королевские суды, должны были просить о такой привилегии канцлера.

     Первая  роль в королевских судах была отведена процессу, а не установлению прав и обязанностей субъектов. С самого начала общее право сводилось к определенному числу процессуальных форм (видов) исков, в рамках которых можно было получить решение, но никогда нельзя было точно знать заранее, каким оно будет.

     Суды, для которых существовал единственный интерес – интерес королевства и короны, получили в Англии самую полную юрисдикцию. Суды, рассматривавшие споры частного права, исчезли, а вместе с ними исчезло в Англии и само понятие частного права. Все тяжбы, подсудные королевской юстиции, рассматривались в стране как своеобразные споры публично-правового характера.

     Строгость процедуры общего права, необходимость  укладываться в традиционные рамки  – вот основные причины, помешавшие рецепции римского права в Англии. Процесс, формы, с многих точек зрения архаичные, типично английские, обязывали в каждом случае подогнать под них положения, которые можно было позаимствовать из римского или канонического права. Университетское образование могло помочь увидеть справедливое решение, но не могло помочь выиграть процесс.

     Сложилось правило прецедента. Однажды сформулированное судебное решение в последующем  становилось обязательным и для  всех других судей. [1, с.245-246]

     К концу XIII века возрастает роль и значение статутного права. В связи с этим правотворческая роль судей некоторым образом сдерживается принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Однако одновременно устанавливаются право судей интерпретировать статуты.

     В XIV-XV вв. в связи с большими социальными изменениями в феодальном обществе Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, по которым их участники обращались к королю. После 1529 г. канцлер выступает как юрист и рассматривает жалобы как настоящий судья на основе принципов, заимствованных из римского и канонического права. Используемые канцлером римское и каноническое право, не знавшие института присяжных, больше нравились правителям, чем общее право с его публичной и гласной процедурой.

     И вообще, в Англии очень хорошо развивались  именно процессуальные нормы. Юридические хроники (Ежегодники), знакомящие нас с английским правом 1290–1536 годов, концентрировали своё внимание именно на процедуре, часто забывая сообщить о решении, принятом по существу вопроса.

     Постепенно  общее право стало не поспевать за потребностями эпохи, и иногда излишне усложнялась судебная процедура. После расцвета общего права в 13 веке у него появляется соперник в лице права справедливости (Law of Equity). То есть, если люди не находили справедливости в Вестминстерских и других судах, то, что им ещё оставалось делать, кроме как напрямую обратиться к королю, который мог восполнить недостатки в работе судов. Такое обращение к королю происходило через лорд-канцлера, который решал вопрос о целесообразности передачи дела королю. Постепенно это обращение принимало все более общий характер. Лорд-канцлер в XV в. становится все более и более автономным судьей, единолично решающим дела от имени короля и совета, делегировавших ему полномочия.

       Решения, первоначально принимавшиеся  с учётом «справедливости в данном случае», стали систематически выносится на основе применения доктрины «справедливости», представлявших собой добавления или коррективы к «правовым» принципам, применяемых королевскими судами.

     Так рядом с общим правом сложилось  “право справедливости”. Оно как и общее является прецедентным правом, но прецеденты здесь созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем общее право.

     Но  «праву справедливости» не суждено  было завоевать главенствующее положение, так как сказались противоречия между судами и королевской властью (начало 17 века). Суды общего права нашли союзника в лице парламента, который объединился с ними в борьбе против королевского абсолютизма. С 1621 года был разрешён контроль палаты лордов за решениями суда канцлера. Суды общего права в этих новых условиях склонны были допускать вмешательство канцлера, если оно могло быть основано на прецеденте.

     В начале 17 в. был достигнут компромисс между общим правом и правом справедливости Содержание его сводилось к следующему: юрисдикция лорд-канцлера продолжает существовать, но она не должна расширяться за счет судов общего права; канцлерский суд обязан осуществлять юрисдикцию в соответствии с прецедентами права справедливости. Равновесие было основано на том, что суд лорд-канцлера поддерживал король, а суды общего права – парламент. Таким образом, английское право стало и по сей день остается дуалистическим.

     Во  второй половине 18 в. общее право поглотило торговое право.[5, с.350-352]

     Говоря  о четвёртом периоде развития общего права в Англии, следует отметить, что в 1832, 1833, 1852 годах произошла радикальная реформа и модернизация права. Английское право, развивающееся до этого в процессуальных рамках, стало больше внимания уделять материальному аспекту, на базе которого и стали с тех пор систематизировать решения общего права.

     До 1873 года в Англии на этой почве существовал  дуализм судопроизводства: помимо судов, применяющих нормы общего права, существовал суд лорда-канцлера. Затем эти системы слились.

     В 1873 — 1875 годах организация судов также была значительно модифицирована. Акты о судоустройстве (Judicature Acts) ликвидировали формальное различие между судами общего права и канцлерскими судами справедливости. Все они получили право применять и нормы общего права и нормы права справедливости.

     Только  в XIX и XX английская юриспруденция уделяет большое внимание материальному праву на основе которого осуществляется систематизация решений общего права.

     В материальном праве была проведена  «расчистка» нормативных актов (т. е. отменялись фактически недействующие законы) и приведение норм в порядок (консолидация). Тем не менее, вся эта работа по кодификации права не изменила основные черты английского права, оставив его правом, по-прежнему развивающимся на судебной практике.

       В начале XX века общее право переживало серьёзный кризис, так как появлялись новые стремления осуществить быстрые и глубокие изменения в обществе на основе законов и регламентов, приобретающих всё большее и большее значение, а общее право, в силу своей природы, основано на казуистических нормах судебной практики.

     Возникновение и история развития правовой системы  государства свидетельствует о  том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся  духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная литература, наука. На правовую систему большое воздействие оказывают политика, политическая культура.

     К закономерностям, показателям развития правовых систем в древние и средние  века, в современный период относятся  усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизационных факторов.

     Помимо  этого закономерности обусловлены  развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства.

     Англо-саксонское общее право развивалось по принципу “ibi jus ibi remedium” (право там, где есть защита), поэтому не смотря на все попытки кодификации (И. Бентам и др.), английское общее право (Common Law), дополненное и усовершенствованное положениями “права справедливости” (Equity Law), в основном является прецедентным правом, созданным судами. [6, с.236-238]

     Однажды сформулированное судебное решение  в последующем становилось обязательным и для всех других судей. «Английское  «общее право» образует классическую систему прецедентного права  или права, создаваемого судьями». Использование древних форм, особого «юридического языка», умение находить нужный судебный прецедент, исключали возможность работы в судебных органах лиц без специальной юридической подготовки. 

     Ф.Энгельс  характеризовал английское общее право так: «Адвокат здесь все: кто достаточно основательно потратил свое время на эту юридическую путаницу, на этот хаос противоречий, тот в английском суде всемогущ. Неопределенность закона повела, естественно, к вере в авторитет решений прежних суде в аналогичных случаях: этим она только усиливается, ибо эти решения точно также, взаимно противоречат друг другу». [7, с.455]

Информация о работе Англосаксонская система права