Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Тема коррупции является одной из непреходяще актуальных для человеческого общества. На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти. Полностью искоренить коррупцию ещё не удалось ни в одном обществе. В современном мире коррупция порождает серьёзные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. В последнее время имеют место случаи коррупции, связанные с большими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государства, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюрократия и государственное управление……….……….…….6
Понятие, сущность бюрократии и её признаки…….………………..……..6
Основы государственной службы современной России……………….....10
Глава 2. Коррупция…………………………………………………………....16
2.1 Сущность коррупции, её виды…………………………………………......16
2.2 Масштабы, причины и возможные меры по борьбе с коррупцией……...19
Глава 3. Взаимосвязь бюрократии и коррупции………………………….26
Заключение……………………………………………………………...….…..28
Список использованной литературы……………………………………….31

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 78.80 Кб (Скачать)

-упущения в управленческом  и воспитательном процессе в  коллективах, порождающие нарушения  трудовой и служебной дисциплины;

-нарушения трудового  законодательства, принципа справедливости  в решении кадровых, социальных  и бытовых вопросов, допускаемые  некоторыми руководителями государственных  и муниципальных органов;

-недостатки в подборе  и расстановке кадров, изъяны  в морально-психологическом климате  в некоторых коллективах государственных  и муниципальных органов;

-отсутствие нормативно-правового  акта, закрепляющего правовой статус  и виды органов исполнительной  власти, классификацию и правила  издания ими актов;

-отсутствие общих правил  деятельности государственных и  муниципальных органов;

-отсутствие общеустановленного  регламента рассмотрения обращений  граждан и организаций;

-отсутствие порядка  информированного взаимодействия  государственных и муниципальных  органов с гражданами и организациями;

-расширительное толкование  компетенции государственных и  муниципальных органов;

-отсутствие связи между  предоставленными государственному  и муниципальному органу правами  и обязанностями. 

____________________

*Чашин  А.Н. Коррупция  в России: стратегия,  тактика и методы  борьбы. М., 2009. С. 11

         Как показывают исторический опыт и современная практика, ни одному государству не удалось полностью решить проблему коррупции.  До сих пор многие весьма скептически относятся к возможности победить коррупцию. Во многих странах антикоррупционные компании неизменно начинались с всеобщего энтузиазма и заканчивались всеобщим цинизмом. В настоящее время меры по противодействию коррупции осуществляются как правительствами отдельных стран, так и различными международными, общественными и неправительственными организациями.  
Многие страны ввели в практику экономической политики широкий арсенал мер по противодействию коррупции.

         Весьма эффективная система противодействия и искоренения коррупции создана в Сингапуре. В момент обретения независимости в 1965 г., Сингапур был страной с высоким уровнем коррупции. Стратегия борьбы с коррупцией в этой стране отличается строгостью и последовательностью и ориентирована на минимизацию или исключение условий, создающих как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий. Тактика снижения уровня коррупции была построена на применении целого комплекса административных и законодательных мер, в том числе:

-упрощение бюрократических процедур;

-регламентация действий чиновников;

-строгий надзор за соблюдением высоких этических стандартов.

        

         Одной из наиболее действенных мер стало создание автономного Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на государственных служащих и требовать возмещения убытков. Законодательно введены жесткие меры за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Практиковалось массовое увольнение чиновников в таможенных органах и других государственных служб. Ряд мер был направлен на повышение независимости судебной системы. Судьи получили привилегированный статус и высокую заработную плату. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть признан виновным в совершении тяжкого преступления, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции. Указанные меры сочетались с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров. В результате в настоящее время Сингапур занимает одно из лидирующих мест в мире по отсутствию в стране коррупции. Проведенное в этой стране социологическое исследование в конце прошлого века показало, что почти 100% опрошенных работников государственных учреждений верят в то, что их начальник никогда не преступал закона и не брал взяток.

         В течение последних десятилетий один из наиболее низких уровней коррупции имеет Швеция. Достичь таких результатов стране удалось путем принятия специальных мер административного и законодательного характера. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для чиновников и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12-15 раз. Однако с течением времени эта разница существенно сократилась, тем не менее государственные служащие остались одной из самых высокооплачиваемых категорий чиновников.*

         Для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы нашей страны, необходимо проводить антикоррупционные реформы — комплекс мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и ограничение действия факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции. Решать задачи организации отправления властных и управленческих функций, более адекватной потребностям общества в данный период развития.

         Борьба с коррупцией требует комплексного системного подхода. Поскольку наибольшую тревогу вызывает коррупция органов государственной и местной власти, оказывающая разрушительное влияние на общественную нравственность, и перерождение бюрократических государственных институтов в полукриминальные «сообщества», в которых публично-правовые отношения подменяются лично-корыстными, необходимо антикоррупционное воспитание и образование государственных служащих. Оно может быть системой, включающей специальные дисциплины и технологии. В частности, необходимо введение института поручительства и присяги, выработка морального кодекса чиновника и т. д.

____________________________

*Андрианов  В.Д. Бюрократия, коррупция  и эффективность  государственного  управления. М., 2009. С. 53-55.

Необходимо провести ревизию  действующего законодательства с целью  внесения в него норм, противодействующих коррупции; ввести постоянную практику экспертизы проектов и уже принятых законов и подзаконных актов  на коррупциогенность.

         Для эффективной борьбы с коррупцией наряду с другими средствами борьбы необходим комплекс мероприятий правопросветительского характера, чтобы изменить отношение людей к праву, а также создать оптимальные правовые механизмы осуществления прав личности, их защиты и гарантий со стороны государства по соблюдению правовой формы.

        Доступ к информации — важнейший антикоррупционный фактор. В систему действий по снижению коррупциогенных факторов должны быть включены открытие доступа к вакансиям во властных структурах для всех желающих и гласность условий конкурса, ротация кадров, развитие самоуправления и другие меры, способные обеспечить не только контроль, но и участие во власти представителей гражданского общества. Велика роль СМИ, несмотря на все трудности их функционирования в условиях авторитарных режимов.

         Необходимо поставить заслон на пути дальнейшего разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля выполнения ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере*.

         Еще одним важным элементом устойчивого функционирования организационно-управленческого механизма борьбы с коррупцией является антикоррупционный контроль. Оценивая данный механизм как систему взаимодействия субъектов антикоррупционной борьбы, контроль также можно представить системой*:

-социально-правовой контроль;

-контроль за взаимодействием бизнеса и власти;

-общественный контроль за чиновниками;

-контроль за контролерами.

 

 

___________________________                                                                                                                                                           * Проява С.М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия: монография – М., 2008. – С.124-128.

Глава 3. Взаимосвязь  бюрократии и коррупции

         

         Целью данной работы является выявление причинно-следственной связи развития коррупции в России при наличии бюрократической системы управления государством. Рассмотрев суть бюрократии и основы государственной службы современной России, а также изучив сущность и истоки коррупции, можно углубиться в поиск причинно-следственной связи между двумя этими явлениями.

         Широкое развитие бюрократической власти во все времена существования страны приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. Как показывают результаты  анализа, этому способствует пять принципов бюрократии, сформулированных Максом Вебером:

-специализация и разделение труда,

-вертикальная иерархия,

-четкие правила,

-обезличенность взаимоотношений,

-доминирование специальных знаний.

         Находясь в заточении этих постулатов, система государственного регулирования вынуждает подчиняться им, помимо самих чиновников, еще и граждан, которые вступают во взаимоотношения с государственным аппаратом. Таким образом, система коммуникаций между чиновником и не чиновником становится горизонтально однонаправленной, что приводит к диктату со стороны госслужащих. Самый простой и быстрый способ избежать этого диктата – прибегнуть к коррупции (передать денежные средства, предоставить услуги чиновникам и т.п.). Что еще интереснее, имеет место присутствие закономерности: чем больше чиновников имеет государство, тем больше коррумпированных связей можно наблюдать. Необходимо, чтобы появился «рычаг» воздействия на аппарат управленцев. Воздействие это может проявляться в использовании мер наказаний за злоупотребление бюрократией, а также в наличии социального контроля за чиновниками.

         Ослабление или отсутствие социального контроля деятельности государственных должностных лиц ведет к криминализации органов государственной власти, что разрушает государственную систему изнутри, подрывает правосознание граждан, их доверие к власти, провоцирует общий рост преступности, в том числе организованной.*  Криминальное мышление в сферах государственной власти становится обыденностью. Коммерциализация исполнения должностных обязанностей, трансформация групповой морали российской бюрократии в сторону развития группового эгоизма «наложилась» на традиции мздоимства и лихоимства, чиновного взяточничества. В массовом сознании чиновник неотделим от взятки, всевозможных поборов. Мелкая коррупция, так называемые подарки и подношения, вообще часто не замечаются обществом, рассматриваются как нечто традиционное, привычное в некоторых сферах .

         Таким образом, взаимосвязь бюрократии и коррупции кроется в системе отношений между государственным чиновником и обслуживающих их людей. Эти отношения зачастую носят характер коррупционных, ввиду их формализованности и частности. На сегодняшний день Россия ориентирована на стратегию активной борьбы с коррупцией. Впереди государству предстоит выработать еще множество мер и решений для значительной ликвидации коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

*Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. - М., 1998. С. 60

Заключение

 

         В начале своей работы я поставил ряд задач, которые удалось успешно решить в ходе изучения темы курсовой.

         На этапах зарождения бюрократии  на неё возлагались большие надежды по структурированию и интенсификации работы любых организаций. Многочисленные исследования немецкого ученого Макса Вебера не только укрепили эти надежды, но и значительно развили их на целое столетие вперед. Бюрократия насаждалась повсеместно, её аппарат разбухал и укреплялся во всем мире долгие годы. Но с течением времени бюрократическое управление стало давать сбои. Её чрезмерная волокита и формализм перестали решать задачи в соответствии с требованиями современного информационного общества: оперативно. Сегодня бюрократия – одна из главных помех на пути к цивилизованной жизни. В борьбе с бюрократией задействованы огромные ресурсы.

         Исторически для России было характерно засилье колоссального бюрократического аппарата. «Естественной» для государства была роль насилия и детальнейшей канцелярской регламентации всей жизни.

         В России ценностная доминанта — упование на государство — сочетается с отчуждением от него. Государство, власть — это всегда «они», а не «мы». Такая установка предполагает восприятие государства в качестве внешней силы, не зависящей от граждан, что естественно в условиях отсутствия демократических традиций. Подобная двойственность отношения гражданина к господствующему над ним государству глубоко въелась в ядро российского самосознания и проявляется в ценностных ориентациях, в социально-психологических характеристиках.

         Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, а исходя из своих личных корыстных убеждений.

Информация о работе Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате