Целостность и разделение государственной власти: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является государственная власть.
Предметом исследования – целостность и разделение государственной власти.
Целью исследования – изучить теоретические и практические аспекты целостности и разделения государственной власти

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ………..5
1.1. Понятие государственной власти и ее особенность……………………....5
1.2 Единство системы государственной власти Российской Федерации. Понятие и объективная необходимость единства государственной власти и способы ее обеспечения…………………………………………………………7
1.3.Целостность – признак и ценностное свойство государства…………..…10
1.4. Целостность государства, государственный и национальный суверенитет…………………………………………………………….………...13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ……………………….15
2.1. Принцип разделения властей в Российской Федерации………………….15
2.2.Понимание принципа разделения властей в постреволюционной России…………………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….…....25
Список использованной литературы……………………………………….…..27

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Пост Президента был учреждён в Российской Федерации  общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. Президент РФ является главой государства (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его отлучения от исполнительной власти. Термин глава государства более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин президентская власть, то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном с исполнительной властью. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

После выборов  Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания. При раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает  референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации.  

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

1) в течении  года после её избрания;

2) с момента  выдвижения ею обвинения против  Президента до принятия соответствующего  решения Советом Федерации; 

3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 

4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

В соответствии с принципом разделения властей  и независимости судов Президент  не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует  в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено  право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента: 

а) применение к нему термина парламент означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта;

б) специфическим  свойством является определение  его как общенационального представительного  органа;

в) Федеральное  Собрание законодательный орган  Российской Федерации.  Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

Особенно ярко действие принципа разделения властей  в отношении судебной власти можно  обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции Российской Федерации, п.2 Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов.

Конкретное содержание принцип разделения властей состоит  в следующем:

- Законы должны  обладать высшей юридической  силой и приниматься только  законодательным органом;

- Исполнительная  власть должна заниматься в  основном исполнением законов  и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства  и лишь в некотором отношении  Парламенту;

Судебные органы независимо и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно.

Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться  в прерогативу другой власти, а  тем более сливаться с другой властью.

Споры о компетенции  должны решаться только конституционным  путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом.

Конституционная система должна предусматривать  правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать  взаимные противовесы для всех властей.

Хотя такое  содержание принципа разделения властей  в российской Конституции прямо не закреплено, безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. 
 

Заключение.

В современных  условиях существования конституционного строя принцип разделения властей  имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему “сдержек и противовесов”, направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей  предполагает распределение властных полномочий между различными ветвями  государственной власти, социальными  группами, что служит целям развития демократии, законности, защите прав и  свобод человека. Государственное воздействие на общественные процессы происходит в трех организационно-правовых формах, отличающихся порядком образования, составом, структурой, выполняемыми задачами, формами, методами деятельности, характером и видами издаваемых правовых актов: законодательная, исполнительная и судебная.

Теория разделения властей связана с принципами верховенства законов, незыблемости прав и свобод человека; четкой регламентированности деятельности государственных органов; общественного контроля за деятельностью государственного аппарата. Разделение властей является одним из важнейших гарантов сохранения общества права, государственной стабильности и социального благополучия. Все системы принципов и институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.

Разделение властей  — не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.

К аспектам разделения властей существует множество подходов и точек зрения. Это вполне естественно, учитывая сложность, противоречивость и вместе с тем большую теоретическую и практическую значимость концепции разделения властей.

Хотелось бы также отметить, что в связи  со сложностью, неоднозначностью, многоаспектностью  проблемы разделения властей, большой  политической и правовой значимостью  данной концепции дискуссии ведутся практически по всем направлениям понимания и толкования теории разделения властей.

Несмотря на разнообразие взглядов на указанные  проблемы, ученые, в большинстве  своем, сходятся во мнении, что принцип  разделения властей в наибольшей степени отвечает как задаче сохранения и укрепления демократических политических систем, так и потребностям прогрессивного развития общества в целом.

Поэтому на сегодняшний  день концепция разделения властей  прочно укоренилась в качестве основы государственного устройства в развитых странах западного сообщества.

А дебаты вокруг данной теории лишь подчеркивают ее значимость, актуальность и жизнеспособность, несмотря на то, что представление о разделении властей, как об идеальном принципе организации государственной власти уже развенчаны.

 

     Список использованной литературы.

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года.
  2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т 2. М: Юристъ 2007г.
  3. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. - М.: Юрид. лит., 1994 г..
  4. Васильев А.М. Правовые категории. - М.: Юрид. лит., 1976 г.
  5. Давид. Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Прогресс, 1988 г.
  6. Дмитриев. Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право №7 1994 г.
  7. Иванов. В. Н. Российский федерализм: что дальше? //Социально-политический журнал №6 1997 г.
  8. Исаев. И. А. История государства и права Росси. М., 1994 г.
  9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М., 2006 г.
  10. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации. Москва, 1996 г.
  11. Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. - М.; Наука, 1983 г.
  12. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. Спб, 2002 г.
  13. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М.: ИГП РАН, 1992 г.
  14. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. Ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд.,испр. И доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 г. – 384 с. 6.
  15. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.  В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001 г. — 520с.8.
  16. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства – С-Пб., 1971 г.
  17. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Рас-солова. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004 г.
  18. Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2002 г.
  19. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000 г.
  20. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М., В.Д. Перевалова. 2-е изд. М.: Норма, 2002 г.

Информация о работе Целостность и разделение государственной власти: теория и практика