Частное и публичное право: из истории становления и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать проблемы становления и развития частного и публичного права в зарубежных странах.
2. Рассмотреть процесс становление и развитие частного и публичного права в России.
3. Выделить критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права.
4. Рассмотреть основы классификации и взаимосвязи отраслей и правовых блоков в системе права России.
5. Раскрыть проблему роли международного публичное и частного права в правовой системе России.

Работа содержит 1 файл

Частное и пууличное право.docx

— 38.81 Кб (Скачать)

Даже основные принципы международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки в различных  международных актах не идентичны. Поэтому общее международное  право, а также внутреннее право  многих государств находят выход  из затруднительных ситуаций в толковании международно-правовых норм судом.

Таким образом, по нашему мнению, является целесообразным наделение  Конституционного Суда РФ полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов  и норм международного права. А для  более эффективного применения данного  рода норм считаем целесообразным издание  единого постановления Конституционным  Судом РФ, в котором, опираясь, например, на опыт ФРГ, аккумулировались бы те общепризнанные принципы и нормы международного права, которые Российская Федерация  считает частью своей правовой системы.

К числу таковых, например, можно отнести следующие принципы и нормы:

- недопустимость произвола  при толковании закона правоприменителем;

- определенность, ясность,  недвусмысленность правовой нормы;

- принцип поддержки доверия  гражданина к закону и действиям  государства;

- принцип правового государства;

- принцип равенства граждан  перед законом;

- принцип разделения властей;

- принцип соразмерности  ограничения прав и свобод  конституционно значимым целям;

- принцип справедливости  и соразмерности мер юридической  ответственности;

- баланс интересов при  установлении форм ее применения (юридической ответственности);

- принцип уважения достоинства  личности как равноправного субъекта  во взаимоотношениях с государством;

- принцип недопустимости  придания обратной силы закону, ограничивающему права граждан,  вводящему или ограничивающему  налоги, влияющие на уголовную  наказуемость деяния;

- принцип запрета сверхформализма;

- принцип презумпции невиновности  Малеев Ю.Н. Неизвестные, но  общепризнанные // Международное право. 2005. N 1. С. 5-20..

Помимо этого, значительным упущением авторов действующей  Конституции РФ, на наш взгляд, является существующий пробел, касающийся определения  общих целей и принципов внешней  политики государства. Основные принципы международного права конституционно были закреплены в качестве принципов  внешней политики СССР и РСФСР. В  Конституции РФ 1993 г., к сожалению, положения о целях и принципах  внешней политики отсутствуют.

Конституция России в ряде случаев напрямую предписывает руководствоваться  общепризнанными принципами и нормами  международного права. Таковыми являются положения ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69. Вместе с тем  Конституция умалчивает о других случаях, когда было бы уместно вспомнить  о нормах международного права. Так, к совместному ведению Федерации  и ее субъектов отнесено выполнение только международных договоров, а  не норм международного права вообще (п. "о" ст. 72). Недостаточное внимание уделяется международному праву  в нормотворческой деятельности разных уровней. В особенности важным является вопрос по поводу правомочности  субъектов Российской Федерации  в решении вопросов о правах и  свободах человека на местном уровне. Важным аспектом такого рода отношений  также является соблюдение основополагающих принципов и правил, заключенных  в международных нормах. Например, в Венской декларации и Программе  действий, принятых 25 июня 1993 года Всемирной  конференцией по правам человека, говорится, что региональные механизмы играют основополагающую роль в защите прав людей, они должны содействовать  укреплению универсальных (международных) стандартов в области прав человека. Там же отмечается, что каждое государство  имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют  его конкретным потребностям на национальном уровне.

Помимо этого, в Конституции  России не определен и механизм контроля за соответствием национального  права международным обязательствам страны. Конституционный Суд РФ решает дела лишь о соответствии Конституции "не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации" (п. 2 "г" ст. 125). При этом статья 15 располагается в первой главе  Конституции и, следовательно, входит в ряд основ конституционного строя России.

Конституция как основа правовой системы государства обладает высшей юридической силой, приматом в отношении  всех остальных норм. Международное  право учитывает особый статус конституции, определяющей и закрепляющей законодательно социально-политическое устройство страны, ее правовой системы. Утверждая суверенное право каждого государства свободно выбирать и развивать свою правовую систему, оно требует уважения к  установленному конституцией правопорядку.

Вместе с тем свобода  государства в определении характера  своей правовой системы не является неограниченной. Принцип суверенного  равенства государств, закрепляя  их право на свободный выбор политико-правовой системы, в то же время взаимосвязан с другим основополагающим принципом: "каждое государство обязано выполнять  полностью добросовестно свои международные  обязательства". Добросовестное выполнение обязательств по международному праву  предусматривает, что при осуществлении  своих суверенных прав, включая право  устанавливать законы и административные правила, государства "будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами  по международному праву" Лукашук  И.И. Конституции государств и международное  право. M.: Спарк, 1998. С. 11..

Конституция РФ 1993 г. затрагивает  многие вопросы международного права. Это и права человека, вопросы  территории и границ, ратификация  международных договоров, дипломатические  отношения и многое другое. Одним  из важных нововведений является принципиальное решение в ней вопроса о  соотношении международного и внутригосударственного права, признании приоритета международных  договоров Российской Федерации  над ее внутренними законами.

В п. 4 ст. 15 Конституции РФ сформулированы две связанные между  собой конституционные нормы: о  включении общепризнанных принципов  и норм международного права и  международных договоров России в правовую систему Российской Федерации  и о приоритете применения правил международных договоров РФ перед  российскими законами. Федеральный  закон "О международных договорах  Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. законодательно закрепил в преамбуле  положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное  соблюдение обычных и договорных норм. Тем самым открывается возможность  прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться  прямо на нормы международного права  при разрешении споров между собой  и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Степанов И.М., Лазарев Б.М. Указ. соч., С. 116..

Конституция закрепила свою высшую юридическую силу и, соответственно, установила, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции  Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15). И  хотя нормы международного права  не упомянуты, положение о высшей юридической силе Конституции распространяются на все нормы правовой системы  страны.

Это положение широко признано как в отечественной, так и  в международно-правовой литературе. Так, В.А. Карташкин пишет, что Конституция  России, "признавая приоритет  международного права над внутригосударственным  законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон  страны" Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном  праве. M.: Институт государства и  права РАН, 1995. С. 17.. К этой же мысли  присоединяется и О.Е. Кутафий Кутафин  О.Е. Источники конституционного права  РФ. M.: Юристъ, 2002. С. 50-67.. Будучи включенными  Конституцией в правовую систему  страны, нормы международного права  обретают способность регулировать внутригосударственные отношения, в том числе и конституционные. А И.И. Лукашук вообще рассматривает  возможность изменения Конституции  на базе договора Лукашук И.И. Указ. соч. С.68..

Включение Конституцией России общепризнанных принципов и норм международного права и международных  договоров Российской Федерации  в правовую систему нашей страны является важным историческим шагом. Оно  коренным образом меняет понятие  правовой системы России, структуру  системы источников конституционного права, в том числе ставит по-новому вопрос о соотношении и иерархии правовых актов по их юридической  силе.

В связи с этим возникает  вопрос, суть которого заключается  в установлении иерархии юридической  силы в процессе применения и исполнения этих норм в системе источников конституционного права России. Ведь от того, что указанные  международные нормы включены в  российскую правовую систему, они не перестают быть нормами международного права, являющегося самостоятельной  правовой системой, и каждая из этих систем сохраняет свои особенности  в определении иерархии юридической  силы соответствующих правовых норм и соотношения актов (норм) международного и российского национального  права.

Таким образом, в связи  с тем, что обычная и договорная нормы международного права обладают равной юридической силой, равным правовым статусом, можно утверждать, что  общепризнанные принципы и нормы  международного права обладают таким  же юридическим статусом в рамках российской правовой системы, как и  договорные нормы. Если же общепризнанная норма или принцип будут иметь  меньшую юридическую силу, чем  закон, это может привести к нарушению  Россией своих международных  обязательств, которые она, как и  другие субъекты международного права, берет на себя добровольно. То есть в случае возникновения коллизии между общепризнанной нормой и правилом, предусмотренным в законе, приоритет  в применении должен быть за общепризнанной нормой международного права. В своей  деятельности данное положение следует  применять всем государственным  и муниципальным органам, включая  и органы судебной власти.

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

Таким образом, в ходе исследование проблемы частного и публичного права, я пришла к следующим выводам.

Структурирование права  по типу "частное- публичное" направлено на ограничение государственной  власти, гарантирует "область свободы" субъектов права от проявлений всевластия государства. Такое деление права  объективно по своему характеру, отражает бытие двух относительно  
самостоятельных сфер - гражданского общества и государства. Для этих сфер характерны различные меры дозволенного и запрещенного; одни задачи решаются в рамках публичного права, другие - частного. Вместе с тем право едино в обоих своих проявлениях - частном и публичном - и лишь в совокупности может обеспечить сочетание интересов общества, государства и личности.

Публичное право -- система  централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных  интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной  власти между собой, а также отношения  между ними и частными лицами и  их объединениями, построенные на началах  субординации субъектов. Для неё  характерны особенности, обусловленные  правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние  волеизъявления властных органов как  участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

Частное право - система децентрализованного  регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы  права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и (или) их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные  на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно  общедозволительный способ (гражданско-правовой  
метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

В основу разграничения права  на частное и публичное должен быть положен формальный критерий, т.е. различие следует проводить  в зависимости от способа построения и регулирования юридических  отношений, присущего частному и  публичному праву.  
Наиболее приемлемым среди формальных критериев разграничения является положение субъекта в правоотношении и признак централизации или децентрализации правового регулирования.

 

Список литературы

 

Журналы и статьи

1. Абдуллин А.И. Об истоках  международного частного права  в России // Журнал российского  права. - 2003. - № 5.

2. Васильев А.M. О системах  советского и международного  права // Советское государство  и право. 1985. № 1. С.69.

3. Вехи. Интеллигенция в  России. Сборник статей. 1909-1910 гг. М., 1991. С 120, 121, 128, 129.

4. Гаврилов В.В. Взаимодействие  международной и национальных  правовых систем и правосознание  // Журнал российского права. - 2006. - № 2.

5. Ганюшкина Е.Б. Ограничение  деятельности государств нормами  международного права // Журнал  российского права. - 2006. - № 10. - C. 32 - 37.

6. Ерпылева Н.Ю. Международное  частное право России // Гражданин  и право. - 2002. - № 7/8.

7. Козлова Т.С. Исторические  корни некоторых институтов международного  частного права // Российская юстиция. - 2005. - № 8.

8. Кудашкин В.В. Международные  частные отношения - системные  явления реальной действительности // Журнал российского права. - 2004. - № 5.

9. Малеев Ю.Н. Неизвестные,  но общепризнанные // Международное  право. 2005. № 1. С. 5-20.

10. Мицкевич А. В. Соотношение  системы советского права с  системой советского законодательства. - Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 11. М., 1967, с. 11.

11. Российское государство  и право на рубеже тысячелетий  (Всероссийская научная конференция) // Государство и право. 2000. № 7. С.8.

12. Суханов Е. А. Система  частного права // Вестник МГУ.  Серия 11, Право. 1994. № 4. С.26-30.

13. Тихомиров Ю.А. Правовая  система развитого социализма // Советское государство и право. 1979. № 7. С.ЗЗ.

14. Тихомиров Ю.А. Развитие  теории конституционного права  // Государство и право. 1998. № 7. С. 6.

15. Тотьев К. Ю. Публичный  интерес в правовой доктрине  и законодательстве // Государство  и право. 2002. № 9. С. 25.

 

 

 

Судебная практика

1. Постановление Конституционного  Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 4-П по делу  о проверке конституционности  положения п. 2 ст. 7 Федерального  закона «Об аудиторской деятельности»  // Собрание законодательства Российской  Федерации. 2003. № 15. Ст. 1416

2. Постановление Конституционного  Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. № 15-П по делу  о проверке конституционности  отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской  Федерации о нотариате: // Собрание  законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2491.

 

Специальная литература

1. Бержель Ж.-Л. Общая  теория права. М., 2000. С. 66-77

2. Всеобщая история государства  и права: В 2 т. Т. 1: Древний  мир. Средние века. М., 2002. С. 260

3. Гражданское право: В  2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 632

Информация о работе Частное и публичное право: из истории становления и развития