Цивилизационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 04:24, реферат

Описание работы

Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I.Тип государства………………………………………………………………...4
II.Подходы к типологии государств…………………………………………….5
1.Формационный подход………………………………………………………...5
1.1.Рабовладельческое государство…………………………………………….6
1.2.Феодальное государство…………………………………………...………...7
1.3.Буржуазное государство……………………………………………………..7
1.4.Социалистическое государство………………………………………………8
2.Цивилизационный подход……………………………………………………...8
2.1.Первичные цивилизации……………………………………………………...9
2.2.Вторичные цивилизации…………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.67 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

I.Тип государства………………………………………………………………...4

II.Подходы к типологии государств…………………………………………….5

1.Формационный подход………………………………………………………...5

1.1.Рабовладельческое государство…………………………………………….6

1.2.Феодальное государство…………………………………………...………...7

1.3.Буржуазное государство……………………………………………………..7

1.4.Социалистическое государство………………………………………………8

2.Цивилизационный подход……………………………………………………...8

2.1.Первичные  цивилизации……………………………………………………...9

2.2.Вторичные  цивилизации…………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Типология – это теория о типах тех  или иных явлениях. Когда говорится  о типологии государств, это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом  и настоящем, на группы, классы –  типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

  Проблема  типологии государства долгое время  является актуальной в рамках теории государства и права. Типология  государства неразрывно связана  с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

  Если  предметом изучения формы государства  являются вопросы организации и  устройства верховной государственной  власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии  государства составляет учение о  народовластии (демократии) как родовой  сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму  государства нельзя отождествлять  с типом государства, а типизацию  государства - с классификацией его  формы. 

  Классификация формы государства - это систематика  государства, относящаяся к организации  и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой  сущности государства. Форма государства  соотносится с его типом как  форма соотносится с сущностью  вообще: она есть внешняя организация  государства определенного типа. 
 
 
 
 
 
 

I.Тип государства

  Государство – суверенная политико-территориальная организация общества, обладающая властью, которая осуществляется государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов при опоре, в случае необходимости, на легальное принуждение.

  Тип государства – совокупность государств, которые имеют сходные общие  черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.

  Тип государства характеризуется:

  • элитой (классом, социальной группой), которая находится у власти;
  • системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть базируется;
  • системой методов и способов, которые применяет эта власть при защите производственных отношений и форм собственности;
  • реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, его истинной ролью в обществе;
  • уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности;

  Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из данных противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает и классовые и общесоциальные интересы. Это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления  угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего  общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой “общей функции”, т.е. публичной  власти, которая принадлежит не господствующему  классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.

  Иначе говоря, социальную природу государства  можно охарактеризовать только с  учетом противоречивых задач государства, то, что оно является связующей  силой цивилизованного общества, а не только машиной угнетенного  класса.[4, c. 39-41]

II. Подходы к типологии государств

  Имеются два подхода к типологии государств:

  • формационный;
  • цивилизационный;

1. Формационный подход

  Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его  соотношении с социально-экономическим  строем, так и проблемы типологии  государства. Решение того и иного  вопроса в отечественной теории государства и права ранее  традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических  формациях.

  Формация  – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций (их базис – тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной – феодальный, буржуазной – буржуазный. [2, c. 54-56]

  Формационный  подход – это исследование состояния  и развития общества, закономерностей  смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

  Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который  состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений  собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису. В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие “тип государства” очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

  Понятие исторического типа государства  связывается с установлением  закономерной зависимости классовой  сущности государства от экономических  отношений, которые господствуют в  обществе на определенном этапе его  развития. Исторический тип, согласно марксистско-ленинской теории, отражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической  основой, обусловленной господством  данного типа собственности на средства производства. При таком подходе  государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. [1, c. 45-47]

  Существует  четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

1.1. Рабовладельческое государство

  Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай.

1.2. Феодальное государство

  Феодальное  государство - это второй исторический тип государства. Его экономический  базис и основу производственных отношений составляет собственность  феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с  собственностью лично зависимых  от феодалов крестьян на необходимые  для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд. К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки.

1.3. Буржуазное государство

  Буржуазное  государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый  данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно  закрепляет и защищает буржуазный экономический  строй. Капиталистическое государство  охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную  собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей  формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями.

1.4. Социалистическое государство

  Согласно  формационной теории - это высший и  последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим  классом, важнейшая организационная  форма экономического и социально-культурного  руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие  от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

  1) Экономическую базу соц. государства  составляют общественные социалистические  формы собственности и социалистическая  система государства. Все перечисленные  виды основывались на частной  собственности. 

  2) Социалистическое государство с  момента своего рождения становится  орудием уничтожения всякой эксплуатации  и причин, ее порождающих.

  3) Социалистическое государство имеет  более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.[4, c. 50-52] 

2.Цивилизационный подход

  Цивилизационный подход – это исследование состояния  и развития общества, закономерностей  смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений  в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его  религии и нравах. Понятие “цивилизация” утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие “культура”. С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

Информация о работе Цивилизационный подход