Духовно-идеологические основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы «Духовно-идеологические основы конституционного строя» была выбрана не случайно.
Как отмечают многие отечественные правоведы, Беларусь в настоящее время находится на самом начальном этапе практического конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-идеологическим основам конституционного строя Республики Беларусь, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, в настоящее время, является актуальным для общества.

Содержание

Введение 3
Понятие конституционного строя и основ конституционного строя 5
Духовно-идеологическая подсистема общества 8
Конституционно-правовое регулирование вопросов культуры 10
Конституционно-правовое регулирование образования 15
Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений 20
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

последний вариант .doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Граждане Республики Беларусь имеют право заниматься любым видом культурной деятельности, кроме той, которая запрещена Законом. В Республике Беларусь, запрещается распространение произведений, призывающих к насильственному свержению или изменению конституционного государственного строя, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную враждебность, порнографию. Они обязаны бережно относиться к историко-культурному наследию страны.

В Законе определено понятие «историко-культурное наследие». В частности, подчеркивается, что к нему принадлежат материальные и духовные ценности, которые имеют неизменное историческое значение для народа Беларуси независимо от авторских, имущественных прав на них, времени их создания и местонахождения, в том числе и за пределами страны. Вывоз других культурных ценностей осуществляется в порядке, установленном Советом Министров. Исходя из определения историко-культурного наследия вывоз из Беларуси и передача в собственность иностранным государствам (как юридическим, так и физическим лицам) культурных и исторических ценностей, признанных культурным достоянием Беларуси, является незаконным. Не могут быть вывезены также культурные ценности, найденные на территории Республики Беларусь, полученных археологическими, этнографическими или природоведческими научными экспедициями, ценности, полученные безвозмездно или купленные с разрешения органов управления культурой без права вывоза с территории стран. Культурных ценностей Беларуси, находящихся за рубежом, достаточно много. В Англию в начале XX в. был вывезен и продан с аукциона престол слуцких князей (из слоновой кости). В Австрии оказались экспонаты Минского исторического музея, связанные с еврейской культурой. Немцами были захвачены старинные рукописи, оружие из коллекции Радзивилла, произведения изобразительного искусства. Из Могилевского государственного музея вместе с Крестом Ефросиньи Полоцкой исчезло 89 бесценных экспонатов. Множество произведений искусства во время 2-й мировой войны было вывезено в Европу. Соответственно, в Законе определяется порядок возвращения культурных ценностей, незаконно вывезенных за пределы Беларуси, независимо от времени, обстоятельств вывоза и их настоящего местонахождения. Деятельность в этом направлении осуществляется как государственными органами, так и общественными организациями, частными лицами.

К обязанностям граждан Беларуси по Закону относится и то, что родители, опекуны, попечители или лица их заменяющие обязаны заботиться о всестороннем эстетическом, нравственном совершенствовании детей.

В Законе определяется порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций культуры.

В каждом административно-территориальном образовании создается общественно необходимый комплекс предприятий и учреждений культуры. Соответственно при проектировании и строительстве населенных пунктов, жилых массивов и других объектов должно предусматриваться строительство учреждений культуры.

Местные Советы депутатов имеют право создавать свыше установленных нормативов любые предприятия, учреждения культуры и творческие организации.

Не допускается ликвидация предприятий и учреждений культуры, деятельность которых финансируется полностью или частично из государственного бюджета, без создания равноценных объектов культурного назначения.

В случае отказа местного Совета депутатов приобрести (принять на свой баланс) объекты культурного назначения ликвидируемого предприятия, последнее имеет право продать (передать) эти объекты трудовому коллективу учреждения культуры или третьим лицам. Использование таких учреждений культуры для целей, не совместимых с культурной деятельностью, без разрешения местного Совета депутатов запрещается.

Не подлежат приватизации, ликвидации и реорганизации культурные учреждения, являющиеся национальным культурным достоянием или имеющие большую культурную ценность.

Согласно одному из принципов культурной деятельности в Республике Беларусь - приоритету условий для развития белорусской национальной культуры, - в республике должны быть созданы условия для поощрения предприятий, организаций, учреждений, граждан для возрождения и развития исторических традиций народного творчества, аутентичного фольклора, обычаев, обрядов, праздников, традиционных промыслов и ремесел, архитектурных форм национального градостроения, образцов декоративно-прикладного искусства. Местные Советы и органы управления культурой обеспечивают организационную и финансовую поддержку развития традиционной культуры и создают условия для открытия творческих мастерских и школ народных мастеров.

Финансирование культуры осуществляется за счет:

                   создания республиканского фонда финансирования культуры, а также фондов финансирования культуры местных Советов депутатов;

                   благотворительных поступлений от предприятий, учреждений и организаций всех видов собственности;

                   прибыли от проведения специальных лотерей, аукционов, выставок;

                   поступлений от продажи и приобретения ценных бумаг, выпускаемых фондом;

                   создания специальных фондов театра, музыки, кино, изобразительного искусства и других.

Распределение средств фонда финансирования культуры осуществляется в соответствии с положением о фонде, принимаемым Советом Министров. Деятельность фондов финансирования культуры местных Советов депутатов утверждается соответствующими местными Советами.

Местные Советы депутатов имеют право самостоятельно определять сверх установленных нормативов размер бюджетного финансирования учреждений культуры, расположенных на их территории, независимо от ведомственной принадлежности.


Конституционно-правовое регулирование образования

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование регулируется следующими международно-правовыми нормами:

                   каждый имеет право на образование;

                   образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования (согласно Конституции Республики Беларусь, общее среднее образование является доступным и бесплатным - ст. 49);

                   начальное образование должно быть обязательным;

                   техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным (если в международно-правовых документах констатируется, что техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, то в Конституции Республики Беларусь оно провозглашается бесплатным);

                   высшее образование должно быть одинаково доступным и быть основано на способностях (о бесплатности высшего образования говорится и в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» (ст. 13). Положение о доступности высшего образования имеется в Конституции Республики Беларусь. При этом получила конституционное закрепление норма о том, что в некоторых случаях оно может быть даже бесплатным, если желающий выдержит конкурс в государственном учебном заведении);

                   образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами, деятельности ООН по поддержанию мира;

                   родители имеют право приоритета в выборе образования для своих малолетних детей;

                   элементарное образование должно поощряться, интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

                   должно проводиться развитие сети школ всех ступеней;

                   должна быть установлена удовлетворительная система стипендий;

                   постоянно должны улучшаться материальные условия преподавательского состава.

Образование в Республике Беларусь регулируется рядом нормативных документов. Среди них особое значение имеет Кодекс Республики Беларусь Об Образовании от 13.01 2011 г.

Согласно ему, образование делится на основное и дополнительное, включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой как государственными, так и частными учреждениями образования.

Основное образование включает в себя следующие уровни:

1.                    Дошкольное, имеющее следующие ступени:

                   первая раннего возраста (до одного года);

                   вторая раннего возраста (от 1 до 2 лет);

                   первая младшая (от 2 до 3 лет);

                   вторая младшая (от 3 до 4 лет);

                   средняя (от 4 до 5 лет);

                   старшая (от 5 до 6 лет).

К учреждениям, обеспечивающим получение дошкольного образования, относятся: ясли, ясли-сад, детский сад, санаторный ясли-сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребёнка. (ст.145)

Комплектование этих учреждений осуществляется их учредителями.

2.                    Общее среднее образование, включающее в себя три ступени (начальное, базовое и среднее образование). Срок обучения для получения общего среднего образования 11 лет. К учреждениям, обеспечивающим этот уровень образования, относятся:

                   общеобразовательные учреждения: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, специальная школа закрытого типа, специальная общеобразовательная школа (школа-интернат), а также учебно-педагогический комплекс (ясли-сад – школа, детский сад – школа, базовая школа – колледж искусств, средняя школа – колледж искусств, гимназия – колледж искусств, лингвистическая гимназия – колледж, средняя школа – училище олимпийского резерва)

                   специальные учреждения образования: центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, вспомогательная школа (школа-интернат) и специальная общеобразовательная школа (школа-интернат).

                   оздоровительные лагеря с круглогодичным режимом работы.

Прием в общеобразовательную начальную школу осуществляется без проведения вступительных испытаний с 6 лет или более позднего возраста на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей. Отчисление учащихся из начальной и базовой школы по причине неуспеваемости запрещается.

3.                    Профессионально-техническое образование (профтехучилища, центры профессионального образования, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи, профессиональные училища). Профессионально-техническое образование может быть получено в очной (дневной и вечерней) форме.

4.                    Среднее специальное образование обеспечивают техникумы (училища), колледжи, средние специальные учебные заведения, высшие профессиональные училища, профессионально-технические колледжи, высшие колледжи.

5.                    Высшее образование (структура высшего образования включает 2 ступени: бакалавриат и магистратуру).

6.                    Послевузовское образование (аспирантура (адъюнктура),докторантура).

Дополнительное образование включает в себя следующие уровни:

                    дополнительное образование детей и молодежи;

                    дополнительное образование взрослых. (ст. 13)

Учреждения образования могут быть как государственными, так и

частными, но те учреждения, которые осуществляют подготовку кадров по специальностям военного профиля, для органов внутренних дел, государственной безопасности, специальные учебно-воспитательные учреждения для лиц с общественно-опасным поведением могут быть только государственными.

Правила приема в государственные учебные заведения утверждаются Министерством образования, в частные – самими учебными учреждениями.

Учащиеся сельских общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений обеспечиваются бесплатными интернатами, общежитиями, бесплатным подвозом к месту учебы и обратно.

Основными языками обучения и воспитания являются белорусский и русский.

Педагогические работники имеют некоторые социальные гарантии, в том числе. В частности, государственная политика направлена на достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже среднемесячной заработной платы работников промышленности, а профессорско-преподавательского состава - не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня.

Педагогическим работникам запрещается использовать учебный процесс в политических целях или для побуждения обучающихся (воспитанников) к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательным актам.

Информация о работе Духовно-идеологические основы конституционного строя