Естественно-правовая и позитивистская теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Сейчас данная проблема приобрела глобальный характер и стала предметом всесторонней международной защиты. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью демократизации власти, формированием качественно новых отношений между обществом и отдельным индивидом, что выдвигает как к человеку, так и к обществу повышенные требования.

Содержание

Введение.
Естественно-правовая и позитивистская теории.
Свобода позитивная и негативная.
Свобода воли.
Свобода, право, ответственность.
Поколения прав и свобод.
Анархизм и его теоретические разработки.
Соотношение понятий право и закон.
Юридическое и фактическое равенство.
Достижения в области понимания прав и свобод личности.
Характеристики свободы воли и ее значение.
Гарантии прав и свобод.
Правовой статус человека как совокупность его прав и свобод.
Первые декларации, закрепившие права и свободы в качестве основы деятельности государства.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

право и свобода.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

  Проблема свободы воли стоит в центре внимания экзистенциализма (Сартр, Камю), который усматривает в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя свободу воли к самореализации человека в качестве личности.

  Другие представители экзистенциализма (Марсель и Камю) считали, что ’’лишь в Боге можно обрести свободу’’.

  Фактически человеческое поведение определяется не столько личными целями, сколько принятыми человеком общественными ценностями, умением различать истину и ложь, прекрасное и безобразное, добро и зло.               В отечественной философской литературе развивались общефилософские положения о свободе, ее соотношении с необходимостью. Делались попытки понять ’’анатомию’’ феномена свободы: связи ее внутренних и внешних аспектов, свободы выбора и действия, соотношения различных видов свободы, анализа диалектики объективных и субъективных факторов в проявлении социальной свободы, соотношения свободы и необходимости, свободы и ответственности человека. Все исследователи, занимавшиеся проблемой ответственности, отмечали ее связь со свободой. Они подчеркивали вывод о том, что свобода является необходимой предпосылкой и условием социальной ответственности.

СВОБОДА, ПРАВО, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

 Наличие свободы у одного  человека отнюдь не означает  его права на лишение другого  возможности поступать в соответствии  с собственными потребностями  и желаниями. Мера нашей свободы (произвола) по отношению к другим  людям ограничена существующими  в обществе социальными нормами, среди которых ведущую роль играют нормы морали и права. Отсюда следует, что каждый из нас несет ответственность за свои действия, если они затрагивают чужие интересы, и к нему средствами общественного или государственного принуждения могут быть применены соответствующие санкции (негативные или позитивные - в зависимости от результата и целей наших действий).

  История свидетельствует, что в обществе происходит поступательное повышение степени свободы человека.

  В ХІХ-ХХ вв. среди широких масс получили распространение социально-демократические (в том числе коммунистические) настроения, важным моментом которых выступало положение о правах и свободах человека и гражданина. Демократизация мирового сообщества привела к принятию важных решений на международно-правовом и национально-государственных уровнях  относительно утверждения принципов свободы и равноправия в социальной среде, отказа от идеологических пережитков прошлого.

Поколения прав и свобод:

  1. права и свободы первого поколения – это личные, а также политические права и свободы человека (закреплены во Французской Декларации прав человека и гражданина).
  2. права и свободы второго поколения – это социально-экономические и социально-культурные права.
  3. права и свободы третьего поколения – право солидарности, право на развитие, на здоровую окружающую среду, право на мир, права меньшинств. 

Анархизм и его теоретические разработки:

 В мировой истории получила развитие весьма своеобразная идея прав и свобод – это анархизм. Идейными основателями анархизма были Бакунин и Кропоткин.

  Идея русского анархизма: свобода, основанная на взаимопомощи.          Анархисты исходили из того, что если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство. Государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо. Всякое государство по условиям и цели своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности. Суть всякой государственной власти, всякого правительства в порабощении народа. Все юридические законы являются внешне навязанными, а потому деспотическими установлениями; они порабощают человека и одновременно развращают самих законодателей. Они враждебны свободе и противоречат естественному праву.

  Свобода никогда не уживается с политической властью, поэтому все властное, все построенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться. Всякая власть в представлении анархиста зиждется на насилии, на пренебрежении к человеку, следовательно, для того чтобы уцелеть она стремится расширить свои полномочия и воздействие путем подавления инициативы личности.

  Свобода человека должна соизмеряться, подчеркивал Бакунин, не с той свободой, которая отмерена и пожалована государством и его законами, а с той свободой, которая есть отражение ’’человечности’’ и ’’человеческого права’’ в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные. Вместо государства Бакунин помышлял создать после социальной революции новый строй, основанный на ’’идее свободы’’, сочетаемый с принципами равенства, справедливости, солидарности.   Бакунин указывает на тесную взаимосвязь свободы индивидуальной и свободы коллективной.

  Теория правовой мысли свидетельствует о том, что человечество находится в непрерывном процессе поиска такого типа правопонимания, который дал бы ему исчерпывающий ответ на вопрос о том, что же такое право, каковы его главные составляющие, принципы их взаимодействия и воздействия на человека, общество.

Право – это нормативно закрепленная и реализованная справедливость1.

  Гуго Гроций понимал под правом то, что ’’имеет своим источником волю’’.

  Ж-Ж Руссо утверждал, что ’’право должно заключать в себе общую волю’’.

  В древние времена право вообще не отграничивалось от религии, морали, государственной власти, общества. Согласно Конфуцию, во всех взаимоотношениях главным должна быть забота, которая проявляется как в отношении между правителем к подданным и наоборот.

  Учение Сократа о праве  связывается с природой человека, его добродетелью, прежде всего  разумом, то есть ’’постигнутая разумом справедливость и является основой права’’.

  Соотношение понятий ’’право’’ и ’’закон’’:

  Одним из перспективных подходов к правопониманию является либертарно-юридический подход, который не только исходит из различия права (jus) и закона (lex), но и трактует право как форму отношений справедливости и свободы, под которой понимается принцип юридического равенства участников данной формы отношений.

Юридическое и фактическое равенство:

  Как принцип правовой регуляции поведения людей, юридическое равенство является средством нормирования отношений свободы в форме общепринятых мер дозволений и запретов в конкретных действиях и поступках.  Суть принципа юридического равенства заключается в том, что для всех руководствующихся равным ’’масштабом’’ право определяет сферу, границы, структуру свободы, которая благодаря официальному признанию, гарантируется и обеспечивается защитой государства.

  Справедливость является категорией  морально-правового и социально-политического  сознания, и ее сущность заключается  в распределительной способности  уделять каждому свое по достоинству, то есть справедливость - это требование соответствия между социальной ролью человека или группой людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, преступлением и наказанием.

  Справедливость- это социальное явление, поэтому оно тесно связано с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливого явления не существует в природе, оно, как и другие социальные феномены, внутренне противоречиво.

  И.Кант понимал право и свободу таким образом: ’’Право- это совокупность условий, при которых свобода и произвол одного совместимы с произволом и свободой другого на основе всеобщего принципа свободы и равенства’’.

  Иеринг доказывал, что сущность  права есть свобода; что личность  есть самоцель; что права ее  не представляют собой милости всемогущего государства, а принадлежат человеку в силу того, что он есть человек; что государство не имеет права принудительно осуществлять нравственность1.

  Ш.Монтескье и его свобода ’’есть право делать все, что дозволено Законом’’. Он считал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

  Интересным является вывод  К.Маркса, который считал, что ’’ни  один человек не борется против свободы - борется человек, самое большее, против свободы других’’.

  Своеобразно понимал свободу  Вольтер - ’’свобода - это то, когда я могу делать все, что хочу’’2. Однако, на наш взгляд, это не свобода, а произвол. Он отмечал, что причиной падения Римской империи было торжество христианской религии, которая освободила человека из-под давлеющей власти государства и сделала его свободным.

  Тацит считал, что ’’Лишь глупцы называют своеволие свободой’’.

 В результате обзора различных  мнений людей, которые жили в  совершенно разное время, мы можем  сделать вывод о том, что все они понимали свободу по разному,  но это было обусловлено не их субъективными выводами. Все это было вызвано прежде всего их социальной обстановкой и обществом, в котором они жили, так как понятия ’’свободы’’ и ’’справедливости’’ всегда историчны, и зависят от общего уровня правовой культуры общества: для одних институт рабства был справедлив, а для других нет.

Достижения в области понимания прав и  свобод личности:

  Стремление к свободе отразилось в принципах политической демократии, экономического либерализма, отделения церкви от государства, индивидуализма в частной жизни, либертарно-юридических концепциях1.   Принцип свободы формулировался на протяжении всего его исторического развития, начиная с истоков его зарождения.

  Начало эволюционного пути современного понимания взаимосвязи и взаимодействия человека, свободы и общества было положено в эпоху Просвещения. В 18 в. Ж.Ж.Руссо провозгласил всемирно-известный тезис, что ’’человек рождается свободным, однако везде он в цепях’’2.

  Человек становится действительно свободным только в процессе развития культуры. Только на вершине культуры он находит широчайшие возможности для своего самовыражения, для достижения своих стремлений, осознавая при этом ограниченность, как своих стремлений, так и возможностей их реализации. В данном аспекте становятся интересными взгляды Тойнби, который считал, что переход к цивилизованному обществу есть смерть культуры, так как культура в своей сущности аристократична, а цивилизация демократична.  Человек может наиболее полно реализоваться как личность только в процессе своей эволюции, на определенном этапе культурного развития.     С этой точки зрения следует понимать слова Гегеля, который утверждал, что ’’всемирная история являет собой род развития принципа, содержание которого есть сознание свободы’’1. Гегель говорил: ’’Всемирная история есть прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы должны познать в его необходимости’’. Однако сознают этот прогресс не все, а лишь небольшая часть общества - прежде всего это те ’’еретики’’, которые пошли на костер за свои убеждения, это те люди, которые осознали немного больше, чем все остальные, те, кто вышел за пределы обыденного сознания, а как мы знаем: ’’реально то, что осознаешь’’.

  В процессе развития человечества свобода стала одной из абсолютных - высших социальных ценностей жизнедеятельности человека, одним из основных принципов его существования. Именно поэтому знаменитый лозунг Великой французской революции ’’СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО’’ можно рассматривать как лозунг, который вобрал в себя главную определяющую сущность  развития отдельного человека и человечества в целом. Данные принципы получили свое закрепление во многих международных актах в сфере защиты прав и свобод человека и одним из главных таких актов, конечно же, является ’’Всеобщая Декларация прав человека’’.

  Декларация во многом определила принципы дальнейшего существования общемировой цивилизации. Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека гласит: ’’Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства’’2. Эта статья должна была поставить точку под многочисленными конфликтами и войнами, которые возникали на основе национальной, религиозной и другой почве, но, видимо, человечество еще не способно жить в мире.

Право должно быть не только провозглашено, но и обеспечено в плане его реализации, то есть должно быть защищено от внешних случайностей и чужого произвола. В связи с этим должны предусматриваться определенные ограничения личной свободы или естественных прав человека, цель которых - обеспечение гармоничного сочетания личностного начала и общего блага.   Принуждение в отношении людей допускается лишь в тех случаях, если оно необходимо для обеспечения общего благосостояния или общественного блага.

  Правовое ограничение имеет не столько внешние, произвольные основания, сколько внутренние, которые объективно обусловлены закономерностями организации совместной деятельности, общения и сосуществования многих.

  Определенное ограничение личной свободы человека может служить основанием свободы остальных. Если человек хочет воспользоваться возможностью реализации своего конкретного права свободно совершать деяния, то он должен признать основные требования, предъявляемые к нему, так как он является лишь частью целого, без которого не будет его самого. Если он принимает эти ограничения, то тем самым это и есть главное условие для осуществления любым человеком своих прав и обеспечения своей личной свободы.

  Обеспечение определенного баланса личной свободы и общего блага при определенных обстоятельствах позволяет достичь формального равенства в общественных отношениях и является главной сущностью системы позитивного права. Действующее законодательство называется позитивным, потому что оно потенциально наделено силой принуждения, принуждения не разума и не столько разума, сколько реального действия, которое является нормативной формой выражения свободы путем воплощения в жизнь формального равенства людей1.

Информация о работе Естественно-правовая и позитивистская теории