Федеративная форма государственного устройства в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, целью написания данной курсовой работы является изучение понятия и принципов федеративной формы устройства государства и проведение анализа состояния современного российского федерализма от его понятия до выделения принципов и перспектив его дальнейшего развития.
Задачи моей курсовой работы состоят в следующем:
1) описание существующих в современном мире форм государственного устройства;
2) определение понятия и сущности федерализма;
3) исследование развития федерализма в Российской Федерации;
4) раскрытие принципов федерализма на примере Российской Федерации;

Содержание

Введение
1. Формы государственного устройства. Федерализм 4
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства 4
1.2 Федерализм как форма государственного устройства 6
2. Становление и развитие федерализма в России
3. Современный российский федерализм и перспективы развития 14
3.1 Принципы и особенности современного российского федерализма 14
3.2 Перспективы развития федерализма в РФ 14
Заключение 20
Список источников и литературы 21

Работа содержит 1 файл

ТГП Курсач новый.doc

— 174.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет Экономика, право и гуманитарные науки

 

Кафедра «Правовое  регулирование экономических отношений в промышленности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

 

 

 

Федеративная форма государственного устройства в современном мире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Формы государственного устройства. Федерализм              4

1.1 Понятие и виды форм государственного устройства              4

1.2 Федерализм как форма государственного устройства              6

2. Становление и развитие федерализма в России

3. Современный российский федерализм и перспективы развития              14

3.1 Принципы и особенности современного российского федерализма              14

3.2 Перспективы развития федерализма в РФ              14

Заключение              20

Список источников и литературы              21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема моей курсовой работы является актуальной, пока в мире существуют государства с федеративной формой устройства. В современном мире существуют различные формы государственно-территориального устройства, в том числе более 20 федераций.

Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны.

Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.

Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).

Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах.

Таким образом, вопрос о развитии федерализма как формы государственного, национального устройства является весьма дискуссионным, что и определяет его актуальность для дальнейшего исследования на примере Российской Федерации.

Следовательно, целью написания данной курсовой работы является изучение понятия и принципов федеративной формы устройства государства и проведение анализа состояния современного российского федерализма от его понятия до выделения принципов и перспектив его дальнейшего развития.

Задачи моей курсовой работы состоят в следующем:

1)                                        описание существующих в современном мире форм государственного устройства;

2)                                        определение понятия и сущности федерализма;

3)                                        исследование развития федерализма в Российской Федерации;

4)                                        раскрытие принципов федерализма на примере Российской Федерации;

5)                                        выявление перспектив развития российского федерализма.

По цели и задачам курсовой работы определяем объект и субъект исследования. Объектом исследования в моей работе является федеративная форма государственного устройства, субъектом – принципы федерализма, в частности российского.

В ходе работы я использовала описательный и сопоставительный метод, а также метод сравнения.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, заключения, трех глав, делящихся на пункты, которые последовательно раскрывают обозначенные во введении цель и задачи и списка использованной литературы.

Глава 1 вводит в поставленную проблему исследования, в главе 2 проводится более подробный анализ объекта исследования, а в главе 3 – изучение объекта на конкретном примере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ФЕДЕРАЛИЗМ

 

 

1.1 Понятие и виды форм государственного устройства

 

Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью[1].

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное государство (фр. unitaire – единое, составляющее одно целое) – единое, слитное государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, которые не имеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты (решения, постановления)[2].

Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков[3]:

– единая конституция;

– единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

-          единое гражданство;

-          единая система права;

-          территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

Федеративное государство (от позднелат. foederatio – «союз, объединение») – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию[4].

Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором – субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.

В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. В Российской Федерации в Совете Федерации каждый из ее субъектов имеет по два представителя. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора, либо принятия конституции.

Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.

Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов органов конфедерации на своей территории (право нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.

 

1.2 Федерализм как форма государственного устройства

 

Понятие и сущность федерализма

Во избежание длительной полемики определим федерацию как конституционно закрепленную форму государственного устройства, подразумевающую формирование государства из территорий его субъектов, обладающих особым статусом и набором прав, собственной правовой системой, а также возможностью участия в принятии ключевых общегосударственных решений на федеральном уровне.

Федерализм – понятие более широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип, концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне; как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве.

Информация о работе Федеративная форма государственного устройства в современном мире