Федеративное устройство России. Принципы федеративного устройства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:35, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Объект исследования – особенности федеративного устройства России.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей федеративного устройства России.

Содержание

Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1. Развитие федеративного устройства России
1.2. Федеративное устройство современной России
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2.2. Равноправие субъектов федерации
2.3. Государственная целостность
2.4. Единство системы государственной власти
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
2.6. Равноправие и самоопределение народов
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     В Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации «О языках народов  России» провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.

     Российская  Федерация оказывает моральную, материальную и организационную  поддержку соотечественникам, живущим  за пределами России. Так, 15 мая 1992 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования государств – участников СНГ, которое предусматривает содействие удовлетворению образовательных потребностей населения, принадлежащего к национальным меньшинствам и самобытным этническим группам, в том числе создание условий для получения образования на родном языке, оказание взаимной помощи в обеспечении и разработке оригинальных учебников и иной учебно-методической литературы, в подготовке и переподготовке педагогических кадров для национальных меньшинств и этнических групп.

     Следует сказать, что новой формой самоопределения  народов в Российской Федерации  является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

     Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ «О национально-культурной автономии».

     Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии  в Российской Федерации, создает  правовые условия взаимодействия государства  и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

     Согласно  ст. 69 Конституции РФ, «Российская  Федерация гарантирует права  коренных малочисленных народов  в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

     ФЗ  «О гарантиях прав коренных малочисленных  народов Российской Федерации» в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

     В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых  почти 35 не имеют каких-либо национально-территориальных  образований. Среди них алеуты, ительмены, кеты, нганасаны, юкагиры и др.

     Российская  Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась  исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных  ею международных договоров.

     В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

     Соответственно  в Международных пактах о правах человека 1966 г. закрепляется обязанность  всех государств обеспечивать провозглашенные в них права всем лицам без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, языка, религии и т. д.

     Наряду  с федеральным законодательством  в Российской Федерации действует  также законодательство субъектов  Федерации, регламентирующее статус национальных административно-территориальных единиц и статус родовых общин и родовых угодий малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Среди таких актов можно назвать Закон Бурятской ССР от 24.10.1991 «О правовом статусе эвенкийских сельских (поселковых) Советов народных депутатов на территории Бурятской ССР», Закон Республики Саха (Якутия) от 23.12.1992 «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера, Положение от 7.02.1992 «О статусе родовых угодий в Ханты-Мансийском автономном округе».

 

      Заключение 

     Итак, мы рассмотрели развитие федеративного  устройства России, проанализировали федеративное устройство современной  России, а также рассмотрели принципы федеративного устройства России.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     Закрепление в Конституции Российской Федерации  федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся  федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление  Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.

     Принципы  устройства федеративного государства  относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

     Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные "образцы", а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.

 

            Список используемой литературы:

           Нормативные правовые акты:

    1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
    2. Федеральный закон от 30.04.1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, № 18, ст. 2208.
    3. Федеральный закон от 17.07.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2965.
 

           Литература:

    1. Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74).
    2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 784.
    3. Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской    Федерации // Законодательство, 2001, №9.
    4. Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.
    5. Государство и право, 1998, №12.
    6. Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 300.
    7. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 352.
    8. Козак Д. Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 2001, с. 125.
    9. Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Кулушева М. А. Конституционное право. М., 2007. С. 368.
    10. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. – М., 2005. – С. 752.
    11. Конституционное право России. М., 2007. С. 768.
    12. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 1024.
    13. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 587.
    14. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 864.
    15. Местное самоуправление в России. Сборник статей. М., 2003. С. 400.
    16. Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006. С. 208.

Информация о работе Федеративное устройство России. Принципы федеративного устройства России