Форма государства и его конституционно-правовая основа

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Ведущим элементом в форме государства, трактуемом в широком смысле, является форма правления.
Целью курсовой работы - рассмотрение формы государства, раскрыть виды форм государства, как они работают в современном политическом мире.
Задачами являются категории: 1) дать общую характеристику форм государства; 2) формы государственного правления; 3) формы государственного устройства; 4) политический режим.

Содержание

Введение

Понятие и сущность формы государства.
Форма государственного правления.
Формы государственного устройства.
Политический режим.
Конституционно - правовая характеристика ПМР.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая_2_1 печать.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Федеративное  государство – это сложное государственное образование, которое представляет собой союзное государство на территории которого действуют федеративные и республиканские органы власти.10

Существует мнение, что федерация – это объединение суверенных государств, так как суверенитет федерации производен от суверенитета входивших в неё государств.

Согласно другой точки  зрения,  государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верховную палату парламента.

Федерация – это сложное государство, для которого характерны следующие признаки:

    1. два уровня государственного аппарата – федеральные органы государственной власти и управления, и органы власти и управления субъектов федерации;
    2. две системы законодательства – федеральная и каждого субъекта федерации;
    3. две судебные системы – общефедеральная и субъектов федерации;
    4. две системы налогов – федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации;
    5. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;
    6. “двойное гражданство”, то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации.

         В зависимости от принципов формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия).

В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность  населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки.

В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор – национальный состав населения.  Для национальной федерации характерны различные  формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.

Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей.11 Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сене Гамбией).

Признаки конфедерации:

  1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
  2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
  3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
  4. Нет единого гражданства конфедерации;
  5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

 

4.   Политический режим.

 

Третьим элементом формы государства является политический режим, который определяет форму государства и содержание его деятельности. Режим характеризует правовое положение личности в обществе и государстве, её фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны и другие черты.

Существуют различные  классификации политических режимов. Ряд авторов предлагают двучленные классификации. При таком подходе  все режимы делятся на демократические  и недемократические (тоталитарные).

Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, то есть свобода деятельности  различных политических партий, движений, союзов; гарантированное существование политических прав и свобод граждан. 12

Признаки демократического режима:

- выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти                     путем всеобщих равных и прямых выборов;      

- разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

- гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

- равноправие - все имеют равные гражданские и политические

- права и свободы, а также гарантии их зашиты;

- плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

- согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Недемократический (антидемократический) режим характеризуют такие признаки, как формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов либо без выборов; наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма; бесправие граждан и произвол власти зачастую при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан.

Признаки антидемократического режима:

      - господство беззакония и террора;

      - отсутствие политического плюрализма;

      - отсутствие оппозиционных партий.

 

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. 

Тоталитарный режим возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.13

Признаки  тоталитарного политического режима:

      1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

      2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

      3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

      4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.14

Основные  признаки авторитарного режима:

      1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

      2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

      3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

     4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

    5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования. В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

     Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

 

 

 

 

 

 

5.  Конституционно - правовая характеристика ПМР.

 

Согласно Конституции ПМР, является унитарным, суверенным, независимым, демократическим, правовым государством.15 По законам ПМР, государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Форма правления характеризуется как президентская республика.

Конституция — основной закон Приднестровья. Принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года и подписана президентом Приднестровской Молдавской Республики 17 января 1996 года. 30 июня 2000 Конституционным Законом № 310-КЗИД были внесены изменения в Конституцию, превратившие ПМР из парламентско-президентской республики в президентскую.16 Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

Законодательную власть осуществляет однопалатный Парламент — Верховный Совет. Численность — 43 депутата, срок полномочий 5 лет. Выборы депутатов Верховного Совета осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы (относительного большинства) по избирательным округам.

Основные полномочия Верховного Совета:

  1. устанавливает республиканские налоги и сборы, перечень местных налогов и сборов, порядок их взимания и введения;
  2. рассматривает и утверждает республиканские программы экономического, социального и культурного развития, имеющие статус общегосударственных, принимает бюджет и устанавливает меры межбюджетного регулирования;
  3. решает вопросы административно-территориального устройства Приднестровской Молдавской Республики;
  4. ратифицирует и денонсирует международные договоры Приднестровской Молдавской Республики;
  5. вносит изменения и дополнения в Конституцию в установленном порядке, вносит изменения и дополнения в действующие законодательные акты;
  6. осуществляет законодательное регулирование иных вопросов, требующих единообразного решения и применения на территории Приднестровской Молдавской Республики.17

Информация о работе Форма государства и его конституционно-правовая основа