Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Содержание

Введение 3
1 Виды форм государственного устройства 4
2 Унитарное государство 7
3 Федеральная форма государственного устройства 14
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

курсов...docx

— 60.63 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ  В Г. МИНСКЕ 
 

Кафедра публичного (частного) права

                    
 
 
 

К У Р С О В  А Я  Р А Б  О Т А 

по дисциплине «Теория государства и права» 

Тема: «Форма государственного устройства» 
 
 
 
 
 

                                                                      

                           Выполнил:

                                                                        студент 1 курса

                 по специальности   юриспруденция

                           Мазан Виталий Валерьевич 

                                                                        Проверил:

                                                                                    доктор исторических наук,

                                                                                    профессор, Вишневский А. Ф.

                                                 

Минск, 2010

 

Содержание

Введение 3

1 Виды форм государственного устройства 4

2 Унитарное государство 7

3 Федеральная форма государственного устройства 14

Заключение 27

Список литературы 28

 

        Введение

       Проблемы  формы государственного   устройства возникли  после того, как  увеличившиеся   размеры  территории  государства,  далеко вышедшей за  рамки города  с окрестностями,  потребовали  создания  специальных  органов  и  учреждений  для  управления периферией. В период абсолютизма  центральная  власть  в  лице   монарха  определяла административно-территориальное   деление   страны   -   систему  единиц,  на  которые  делилась  ее  территория и  в которых  действовали назначенные из центра  должностные лица  или органы власти. Деление в большинстве  случаев не  было чисто искусственным,  не  определялось  произвольно  проведенными  на карте  линиями.  Обычно  оно  строилось  с  учетом фактического расселения  людей,  реальных  связей  между  поселениями.  Учитывались  при  этом  и   административные  задачи   -  интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных   государствах  административно-территориальное  деление  становилось  ступенчатым:  мелкие   единицы,  сохраняя свою  обособленность,  включались в  крупные, и  чиновники, управлявшие  мелкими  единицами,  ставились  в  подчинение чиновникам,  которым  вверялось  управление  соответствующими  крупными единицами.                                                             

       По  мере  разложения  абсолютизма  и  перехода  к индустриальному  строю  в  низовых  территориальных  единицах  -  городских   и  сельских  общинах  -  начало  формироваться  местное  самоуправление  (впрочем,  некоторые  города пользовались  правами самоуправления  и  в  феодальную  эпоху), а  затем оно  стало распространяться  и  на  более  крупные   территориальные  единицы.  Происходил,  процесс  объединения государств, а также, аннексия, то  есть насильственное  присоединение слабых  государств  к  сильным с  сохранением иногда  признаков государственности   у   присоединенных.  

       Административно-территориальное  деление  стало превращаться  в политико-территориальное,   и,   соответственно,  административно-территориальное  устройство  стало  в  преобладающей  мере  политико-территориальным.                                                            

       Самоуправляющиеся  территориальные  единицы  обладают самостоятельностью  в  рамках  конституции. Решения органов публичной  власти или населения этих единиц, принятые  в  пределах  установленных  конституцией  или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной  власти более  крупной единицы. 
    
      1. Виды форм государственного устройства

     Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства,  а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями [8, с. 97].

      Существуют следующие формы государственного устройства:

1. Унитарное государство (Беларусь)

2. Федеративное государство

3. Конфедеративное (на данный момент не существует в природе)

4. Региональное государство.

      1. Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:

а) Простым  или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания).

     Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так  и выборными органами.

       Унитарное государство может  быть однонациональным ( Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным  (Китай, Афганистан) [8, с. 97].

       2. Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают:

а) Договорные и конституционные. Федерации созданные  на основе союза, путём объединения  ранее самостоятельных государственных  образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации  созданные "сверху", актами государственных  органов (обычно конституциями), разделяющих  территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика).

б) Национальные, территориальные и комплексные  федерации. Федерации созданные  на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций  как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит  территориальный признак, поэтому  они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации  учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие  федерации носят комплексный  характер.

       Главное  различие  между  обеими   формами  заключается   в  том, что  при   унитарной  форме   территория  государства   состоит  из политико-административных     или      административных     единиц, тогда   как   при   федеративной   форме   высшие   территориальные единицы   представляют   собой    государствоподобные   образования или   даже   государства  -   субъекты  федерации.   Слово  «штат», входящее   в   официальное   название   ряда   федеративных   государств   и   обозначающее   субъект   федерации    (США,   Мексики, Бразилии  и  др.)  означает, не  что  иное,  как «государство». Соответственно   для   федеративной   формы    характерно   конституционно    установленное    разграничение     компетенции    между федерацией  в  целом  и  ее  субъектами,  существование  и  границы которых  обычно  гарантированы  конституцией,  тогда  как   в  унитарном  государстве  компетенция  территориальных  единиц,  как и  нередко  само  их  существование и  границы, устанавливаются текущими   актами  центральной   власти.  Можно   сказать,  что субъекты  федерации  всегда  обладают  государственной  автономией.                                                       

       Этот  критерий помогает  и в  случаях, когда  различие между унитаризмом  и  федерализмом  в  конкретном  государстве весьма невелико,  как,  например, в  федеративных Венесуэле  или Канаде,  где  штаты, не  имеют конституций,  а  также  в  унитарных  Испании  или  Италии,  где высшие территориальные   единицы   также    обладают   государственной автономией.  Унитаризм   территориального  устройства обеих  последних  стран  подтверждается еще  и тем,  что уставы (статуты)  соответственно   автономных  сообществ   Испании  и областей  Италии   утверждаются  актами   центрального  парламента,  тогда  как в  федерациях их  субъекты сами  принимают свои конституции  или равнозначные им акты.                       

       Существует  различие  между федерацией  и  конфедерацией.  В  принципе  оно  заключается  в том,  что  федерация  -  это  форма   территориального  устройства  государства,  а  конфедерация  -  форма  межгосударственного  союза,  то  есть  объединения независимых  государств. Но выявить  это различие  практически тоже  не всегда  просто. Например,   официальное   французское   и   итальянское  название швейцарского  государства  -  Швейцарская  Конфедерация,  но это название,  пришедшее из  истории, не  отражает действительности,  а  именно того  факта, что  Швейцария по  содержанию ее Конституции   представляет   собой   федеративное  государство. Конфедерация,  как  и  федерация,  может  иметь   общие  органы типа  парламента, правительства,  верховного суда,  однако юридическая специфика заключается в  том, что  в отличие  от актов федеральных  органов  власти  акты  органов   конфедерации,  во всяком  случае,  акты  законодательной и  исполнительной власти, не  действуют  непосредственно  на  территориях   государств - субъектов  конфедерации,  а  нуждаются  в  подтверждении (ратификации)  их  соответствующими  органами,  которые  могут  их и нуллифицировать,  то есть  отклонить. Впрочем,  опыт западноевропейской  интеграции  показывает условность  данного критерия.

       Европейский  союз несет  в себе  черты не  только конфедеративные,  но  даже  уже  и  федеративные, поскольку  некоторые акты органов  Союза  имеют  прямое  действие  на  территориях  государств-членов.                                               

       Территориальное  устройство  может  быть   как  симметричным, так   и   асимметричным.   При   симметричном   территориальном  устройстве  государства  политико-территориальные  единицы, его непосредственно  составляющие,  имеют  равный   статус.  Например,  Германия состоит  из 16  земель с  одинаковым конституционно-правовым  статусом,  то  есть  имеет  симметричное федеративное  территориальное  устройство.  В  состав  же  США  наряду с  50  штатами  входят  федеральный  округ  Колумбия,  свободно присоединившееся  государство  Пуэрто-Рико,   некоторые  другие островные территории, не имеющие  статуса  штата, из  чего можно  сделать  вывод  об  асимметричном   территориальном  устройстве этой страны. Что касается унитарных  государств, то  чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы  обычно имеют несколько или существенно  иной статус  по сравнению  с остальными территориальными единицами высшего  уровня.              

       Асимметрия  территориального  устройства  государства  нередко  обусловлена тем,  что  в  нем имеются  компактно проживающие  инонациональные  группы,  которым   предоставлена  национально- территориальная  автономия.

       Некоторые   конституции   содержат    перечень   существующих политико-территориальных  единиц   высшего  уровня   -  субъектов  федерации. 

       Крайне  редко  можно в  конституциях встретить  норму, определяющую  минимальное  число  жителей,  необходимое  для  образования территориальной  единицы. Так, часть  вторая ст.  5 Конституции  Исламской   Федеративной  Республики   Коморских  островов 1978 года в редакции 1982 года  устанавливает, что община  может  быть  образована  при наличии  не менее  100 жителей (в  первоначальной  редакции  этот  минимум составлял  пять жителей) [4, с. 864].                                                     

       Следует  также  иметь в  виду, что  названия территориальных единиц  редко  свидетельствуют  о  правовом их  статусе. Например,  в  Швейцарии  кантон  - это  субъект федерации,  в Люксембурге  -  основная  политико-административная  единица,   а  во Франции  -  судебный  округ  и  избирательный округ  по выборам  генерального  совета  департамента.  В Германии  община   - это  низовая  единица  в сельской  местности, а  в Болгарии  и  Польше  -  также  и  в городской.  Провинции в  Италии и  Испании - единицы  среднего  уровня,  в  Китае  -  высшего,  а  в Канаде, Пакистане,  Аргентине  -  и  вовсе  субъекты  федерации.  Имеющие  у  нас хождение  переводы таких  названий часто  не основываются  на  едином  принципе: применительно  к Италии  мы говорим об областях,  а применительно  к Франции  - о регионах, хотя очевидно, что  это -  одно и  то же. Точно  так  же  применительно  к  Великобритании мы  говорим об общине,  а к  Франции -  о регионах. Несомненно, однако, что община (коммуна) -  всегда самоуправляющаяся  единица,  равно  как и  город (за  исключением  не которых столичных городов),  тогда как  другие единицы  могут  и не  иметь  самоуправления  (например, болгарские  области, германские правительственные и административные округа).        

Информация о работе Форма государственного устройства