Форма правления и государственное устройство Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г. Конституция почти без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, таким образом конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.

Работа содержит 1 файл

Форма правления и государственное устройство Италии.docx

— 44.89 Кб (Скачать)

Правительство Италии.

В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 - 96).

Правительство на центральном  уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.

По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона.

Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению - министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они  приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента.

Назначение правительства  целиком зависит от палат парламента, от соотношения политических сил  в них. Правительство назначается  Президентом республики после консультаций с лидерами партийных фракций  в палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после своего образования  получит доверие обоих палат.

В Италии центральные и  периферийные органы управления в качества своей основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной политики11.

В первую группу входят министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно  средствами внутреннего и международного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи  функции связаны с финансовыми  ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования. Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с  каким-либо одним сектором народного  хозяйства - министерства сельского  хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с  территорией государства, ее инфраструктурой  и обслуживанием - министерства публичных  работ, транспорта и гражданской  авиации, торгового флота, почт и  телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием  функций социального характера - министерства образования, труда и  социального обеспечения, гигиены  и здравоохранения, культуры и окружающей среды.

Правительство Италии –  наиболее активный орган исполнительной власти, включает председателя Совета министров и министров.

Правительство солидарно  ответственно перед обоими палатами. Председатель несет ответственность  за общую политику, а министры коллективно  ответственны за действия Совета министров  и индивидуально – за действия своих ведомств.

Правительство руководит  страной по существу в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает  регламенты, декреты и разного  рода постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.

Конституцией Италии учреждено  несколько вспомогательных и  контрольных органов, оказывающих  содействие парламенту и правительству:

Национальный  совет экономики и труда – формируется на корпоративной основе из представителей “групп интересов” (профсоюзов, предпринимательских организаций, организаций лиц свободных профессий и др.) и экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам и обладает правом законодательной инициативы.

Государственный совет – консультативный юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции.

Счетная палата – осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительства и контроль за исполнением государственного бюджета.

3.Судебная власть

Судебная  система. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают  с политико-административными единицами.

Суды общей  юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции  по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных  преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для  трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

Суды по делам  несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.

В судебном округе создаются  один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов  общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.

Административная  юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту  функцию выполняют три его  отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать  правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Прокуратура (ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.

Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Фактически Конституционный  суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда  законы страдают пробельностью и  конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам  

 

Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических  в мире конституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти  все основные проблемы взаимоотношения  ветвей власти.

Прогрессивность Итальянского государственного устройства проявилась в учреждении демократического порядка  формирования палат парламента, во включении в государственную  систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального  совета экономики и труда.

За последние 50 лет практически  не изменились принципы устройства и  взаимодействия сложившихся институтов итальянского государства

 


Информация о работе Форма правления и государственное устройство Италии