Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Признаться, автор данной работы не силен в теории. Особенно в такой дисциплине как теория государства и права. И, естественно, не претендует не только на некие откровения свыше, эпохальные открытия, гениальные озаре-ния, но, признаться, даже на глубокое и полное раскрытие данной темы.
Невольно возникает закономерный вопрос: зачем тогда вообще браться за такое непосильное занятие? Так, как говорится, необходимость заставляет. Да и тема уж очень интересная.

Содержание

Вводная часть

Основная часть:

2.1. Понятие и значение формы государства
2.2. Форма правления
2.3. Форма государственного устройства
2.4. Политический режим
Заключение

Приложение:

4.1. Схема «Основные формы государства»
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контр. 2 год Т Г П.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

           Теория  государства и права

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Контрольная  работа    

  Предмет:  Теория государства и права 
 
 

                    Тема: «Формы государства»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    «В конце-концов американские граждане       задались вопросом:

                    – Кто такой этот инженер  Гарин и чего     он добивается? Хочет стать диктатором?    Да ради бога! Нам самим эта демократия    надоела хуже маргарина» 

                    (А.Н.  Толстой

              «Гиперболоид  инженера Гарина») 

                                    Будут с водкою дебаты – отвечай:

                                    “Нет, ребята-демократы, только чай!” 

                                                      (В.  Высоцкий)  
 
 

     Тема: «Формы государства» 
 

                       ПЛАН    РАБОТЫ: 

          1. Вводная часть
 
          1. Основная  часть:
 

              2.1. Понятие и значение  формы государства 

           2.2. Форма правления 

           2.3. Форма государственного  устройства 

           2.4. Политический  режим 

          1. Заключение
 
          1. Приложение:
 

             4.1. Схема «Основные формы государства» 

          1. Список  литературы
 
 
          1. Вводная часть
 

            Признаться, автор  данной работы не силен в теории. Особенно в такой дисциплине как  теория государства и права. И, естественно, не претендует не только на некие откровения свыше, эпохальные открытия, гениальные озаре-ния, но, признаться, даже на глубокое и полное раскрытие данной темы. 

      Невольно  возникает закономерный вопрос: зачем  тогда вообще браться за такое  непосильное занятие? Так, как говорится, необходимость заставляет. Да и тема уж очень интересная.

         Наверное, столько же времени,  сколько существует «человек  разумный» как биологический  вид, он стремится познавать  самого себя и окружающий мир.  И организацию себе подобных, разумеется. Ведь со временем люди открыли, что взаимодействие друг с другом как отдельных личностей, так и коллективов, и даже государств в целом подчиняется определенным законам. Так в дополнение к основам всех наук – философии – и, можно сказать, благодаря ей, возникали новые науки: психология, социология, социальная психология, политология. Нашлось место в океане знаний, накопленных человечеством, и такой науке, как теория государства и права.

      Автор данной работы выбрал для своего скромного исследования лишь один, возможно, не самый сложный вопрос, изучаемый данной наукой, но и без его осмысления не получится изучить весь предмет в целом.

      Итак, форма государства и форма  государственного устройства, форма  правления и политический режим, федерация и конфедерация, республика и монархия. Что ж, попробуем разобраться. 

          1. Основная  часть:

                         2.1. Понятие  и  значение формы  государства

      Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно  активно функционировало, чтобы слаженно и качественно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

      Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением и т.д., и т.п.

      Под формой государства понимается организация  государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и государственного (политического) режима. Основные формы государства приведены в виде схемы в Приложении 4.1. к данной работе.

      Таким образом, можно сделать  вывод, что понятие  формы государства  охватывает:

      1) организацию верховной государственной  власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

          2) территориальную организацию государственной  власти, соотноше-ние государства  как целого с его составными  частями;

      3) методы и способы осуществления государственной власти.

     Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и  развития. При этом решающее влияние  на неё оказывают сущность и исторический тип государства. Например, феодальному  государству обычно соответствует монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская.

      Форма государства также во многом зависит  от соотношения политических сил  в стране, особенно в период его  возникновения. Ранние буржуазные революции (характерный пример – Англия) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, вследствие чего возникла такая, можно сказать, компромиссная форма государства как конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

      Кроме того, на форму государства также влияют и другие факторы, в частности, национальный состав населения, исторические традиции, размер территории и прочие. Как правило, небольшие по размеру государства  с однородным составом населения, являются унитарными. А занимающие значительные территории, да ещё с проживающими на них различными нациями и народностями (а то и расами) тяготеют к федерациям. 

                       2.2. Форма  правления

      Форма правления показывает, как образуются высшие органы государства, что они  собой представляют, на каких принципах взаимодействуют. Данная категория также свидетельствует о том, принимает ли участие население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Как правило, недемократическим путем формируются высшие органы государства при монархии, тем более, абсолютной. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что и в нашем свободном и независимом обществе каким-то образом оказываются избранными во власть (на всех уровнях) не просто не самые лучшие представители народа, но в основном те, кого народ там и видеть-то не хотел. Как такое возможно? А черт его знает! Одно слово – демократия! Лично для меня – дело темное и слово непонятное.

      В учебнике дано следующее определение: форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

      Существуют  две основные формы правления  – монархия и республика. Лично я назвал бы эти формы антиподами. Их верховные органы, естественно, отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

        Монархия – форма правления, где высшая государственная власть при-надлежит единоличному главе государства–монарху (царю, королю, импера-тору, шаху, султану), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед кем-либо, и в первую очередь – перед своим народом. 

      Монархии  тоже бывают двух видов.

     При абсолютной (неограниченной) монархии верховный правитель государства является единственным высшим органом государства (источником права и закона является только воля монарха). Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.  Как правило, абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованного государства. До настоящего времени сохранилось немного государств с такой формой правления (Саудовская Аравия, Бруней).

      При ограниченной монархии высшая государственная власть в той или иной степени рассредоточена между монархом и другими органами государства. К ограниченным, например, относятся сословно-представительная монархия (в допетровской России, где власть царя была ограничена Земским собором) и современная конституционная монархия (Швеция, Великобритания), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

      Республика  – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

      Республике  присущ демократический («демос»греч. – «народ»; «демократия» – «народовластие») способ образования высших органов государства. Причем, в развитых демократических государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь со своими избирателями и несут ответственность перед  ними.

      Республиканская форма правления зародилась ещё  в рабовладельческих государствах. Все мы, наверное, со школьной скамьи помним уроки из «Истории Древнего мира» про Афинскую республику. В  ней все органы государства, в  том числе и самые высшие (народное собрание), избирались путем голосования полноправными гражданами Афин. Однако всё же более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие лишь военно-земельная знать.

      В эпоху феодализма республиканская  форма правления встречалась  тоже, но не часто. Обычно, она возникала  в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение  и, как правило, почему-то немалый процент их населения составляли купцы (Венеция, Генуя, Новгород). Такие купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти во главе с ответственными должностными лицами, которые правили в этих городах от имени народа.

      Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Главное их отличие  в том, какой из органов верховной  власти – парламент или президент  – формирует правительство и  направляет его работу и перед  кем из них, соответственно, это правительство несет ответственность.

      В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, допустим, выразив ему недоверие. Президент республики в этом случае является только главой государства, но не главой правительства. В политическом смысле это означает, что правительство формируется той партией (или партиями), которая победила на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (также эта должность может называться иначе).

      Парламентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы правительства вместе с функцией главы государства выполняет сам президент.

      Существуют  также смешанные президентско-парламентарные (их можно назвать «полупрезидентскими») республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых президент и парламент в той или иной мере делят свой контроль и ответственность по  отношению к правительству.

Информация о работе Формы государства