Формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.

Содержание

1. Понятие формы государственного правления. Факторы, определяющие многообразие форм государственного правления_ 5
2. Республика: понятие, признаки, виды__________________________ 7
3. Монархия: понятие, признаки, виды__________________________ 12
4. Нетипичные формы правления______________________________ 16
4.1 "Республиканская монархия"____________________________ 19
4.2 Суперпрезидентские республики Латинской Америки________ 20
4.3 Монархическая республика_____________________________ 21
4.4 Полупрезидентская, полупарламентская республика_________ 24
5. Форма правления Российской Федерации ___________________ 28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ТГП.docx

— 55.24 Кб (Скачать)
 
        
  1. Понятие  формы  государственного правления. Факторы,   определяющие многообразие  форм   государственного правления.

    Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как  особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди  них важнейшие. К числу последних  можно отнести признаки, характеризующие  порядок формирования и организацию  высших органов государственной  власти или, иначе говоря, форму правления. Эту сторону формы государства  определяют:

  1. структура и полномочия высших органов государственной власти страны;
  2. порядок их образования и взаимоотношений между собой
  3. степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.

        Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения компетенции между ними. Форма правления характеризует степень участия населения в формировании системы государственной власти. Форма правления показывает, кто управляет государством, кто стоит во главе его.

     Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и  развития, решающее влияние на нее  оказывают сущность, исторический тип  государства, Так, феодальному типу государства соответствовала, как  правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма правления обусловливается  также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего являются, в частности, падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России); историческими   особенностями  отдельных стран (вне исторического контекста невозможно, например, объяснить существование  в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результат Второй мировой войны имела своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).

    Теория  государства, фиксируя в его истории  реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них – это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем – демократия, или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса.1 Однако и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый  из  них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй – в зависимости от соотношения правильных и искаженных видов правления, объясняя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными – те, в которых преобладает личный интерес.

     Предлагались  и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные  принципы – силы, которые, по его  мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается  в демократии (республике), умеренность  – в аристократии, честь –  в монархии, страх в деспотии.

     Как бы то ни было, зафиксированное Геродотом  деление форм правления дошло  до наших дней. Фишеровский словарь права называет его классическим. Правда, среднее звено геродотовой триады – аристократическая форма – было утрачено в ходе развития государственности, а стало быть и в отражающей это развитие теории. В результате сегодня идет речь о различении монархии и республики, хотя отдельные элементы аристократической формы правления существуют и до сих пор (например, палата лордов в английском парламенте).

              2. Республика: понятие,  признаки, виды.

     Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.

     Республиканская форма  правления  во Франции окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации  монархии.  Швейцария  и  миниатюрное  государство Сан-Марино имеют эту  форму правления изначально. Большинство  же  современных  европейских  республик обрели ее после военных  и революционных потрясений XX века,  связанных  прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний  против  монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления.  Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной  системы в середине XX века привели,  за единичными исключениями, к образованию республик.

     Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

  1. верховная власть осуществляется выборными органами;
  2. источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;
  3. срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);
  4. использование институтов демократии в разнообразных 
    формах;
  5. юридическая и политическая ответственность главы государ- 
    ства и других должностных лиц.2

В свою очередь республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные.

     Парламентарная  республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. При парламентарной республике также возможны  два государственных режима - парламентарный или министериальный.

     Чисто парламентарных республик не так  уж  много.  К  ним можно отнести  Италию,  Германию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые  другие.

     Дуалистическая (президентская) республика несколько напоминает  дуалистическую  монархию,  тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет существенные отличия от нее.

     Прежде  всего,  здесь  наиболее  последовательно  проведен принцип разделения  властей,  а  взаимоотношения между ветвями  власти строятся на базе принципа   сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.

     И законодательная,  и  исполнительная  власть  в   президентской  республике  получают  свой мандат непосредственно  от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции  с функциями главы государства.  Правительства как коллегиального  органа  обычно нет,  министры  каждый  в  отдельности  подчинены  президенту. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов,  а из  их компетентности и моральных качеств.  Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

     Главный признак  данной  формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за  проводимую политику.  Парламент  не  может смещать ее должностных  лиц, если они не нарушили закона.  Для своей деятельности  они  не нуждаются в политическом доверии  парламента. Поэтому в президентских  республиках мы нередко наблюдаем  ситуацию, характеризующуюся тем,  что  президент принадлежит к  одной партии, а большинство в  парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать,  ибо  ни  одна  из  ветвей  власти не может конституционным  путем устранить другую  (смещение  парламентом должностных лиц  исполнительной  и  судебной власти путем т.н. импичмента может иметь  место лишь,  если со стороны  этих  лиц допущены серьезные правонарушения).

     Сдержки и противовесы проявляются,  в  частности,  в  том, что президент  может  тормозить  законодательную  деятельность парламента, налагая  на  принятые  им   законы   отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь,  как мы видели,  верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц,  а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.  Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной,  так  и исполнительной властью.

     Государственный режим при этой форме правления  -  только дуалистический. В зависимости  от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть  сильнее  или слабее, но качество государственного режима это не меняет.

     Президентские республики распространены в Латинской  Америке. Эта  форма правления  встречается также в некоторых  странах Азии и Африки.  Правда, подчас в этих странах власть главы  государства на  деле  выходит  за конституционные рамки,  и,  в частности, латиноамериканские президентские  республики  характеризовались исследователями    как   суперпрезидентские.   В последние 10-15 лет,  однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

     Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской,  и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

     Например, по Конституции Французской Республики  1958  г. Президент избирается  гражданами  и  руководит правительством, что  характерно для президентской республики.  В  то  же  время, назначаемое  им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального  собрания, что характерно для парламентарной  республики.  Вместе  с тем Президент  может распускать Национальное собрание по своему усмотрению,  что не характерно ни  для той,  ни для другой разновидности  республиканской формы правления.

     Как показал  опыт,  эта  форма  правления  эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и  Президент придерживаются одной  политической ориентации. В противном  случае между Президентом  с одной стороны и Премьер-министром и парламентским большинством - с другой может возникнуть конфликт,  для разрешения которого не  всегда достаточно конституционных средств.

     В целом ряде стран президент избирается  гражданами,  что характерно для  президентской республики,  и  имеет ряд полномочий, дающих ему  возможность активно вторгаться в  политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия.

     Своеобразна форма  правления  в Швейцарии.  Правительство назначается парламентом  и подотчетно ему,  однако политическая ответственность правительства  перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный  режим, следовательно, дуалистический.

              3. Монархия: понятие,  признаки, виды.

       Монархия (гр. monarchia - единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и не один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако, по моему мнению, такие монархи утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.

Информация о работе Формы государственного правления