Формы государственного устройства

Автор: Сосна Викторович, 31 Мая 2010 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Государство - это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей - формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. Наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Работа содержит 1 файл

работа.rtf

— 316.50 Кб (Скачать)

     2. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Суть сводится к тому, что раньше в Совете Федерации было два представителя от региона - глава исполнительной и законодательной властей. Теперь их также два, но представители законодательного и исполнительного органов субъекта выбираются законодательными собраниями субъектов. Здесь выборы не прямые - выбирают выборщики. Споры по этой реформе дошли до того, что некоторые главы исполнительной власти субъектов демонстративно перестали посещать заседания Совета Федерации. Однако, это не изменило общего положения и отношения к ней большей части Совета Федерации.  

     3.Суть третьей и четвертой части реформы заключается в том, что президент Российской Федерации может отстранить от занимаемой должности главу исполнительной власти любого субъекта Федерации, несмотря на то, что он выбран народом, а не назначен собственно президентом РФ. Однако, для процедуры отстранения необходимы существенные причины. Немного уравновешивает это положение следующее: глава исполнительной власти субъекта Федерации имеет возможность отстранять от занимаемых должностей выборных глав городов и районов своего субъекта. Конечно, эти нововведения с одной стороны помогут достичь лучшей подотчетности и контролируемости деятельности со стороны президента РФ с одной и глав субъектов Федерации с другой, однако возможность отстранять от должностей выборных глав районов и городов со стороны глав субъектов РФ, может привести к политическим раздорам и противостояниям в тех регионах, к которых власть и авторитет главы субъекта велика.

     С принятия реформы «о вертикали власти» прошло несколько лет. Влияние на федеративные отношения эта реформа оказала, но не в той степени, в которой бы хотелось это видеть.

     3. Вмешательство федеральных государственных органов в дела субъектов РФ.

     Именно «степень» вмешательства важна для рассмотрения, т.к. идея о вмешательстве или невмешательстве давно решена в пользу первого. Предметы исключительного ведения Российской Федерации, предметы ведения субъектов РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов зафиксированы в важнейших нормативных актах государства. Это - Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, Федеративный договор, принятый 31 марта 1992 года и Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года. Однако в Конституции сказано, что Президент РФ вместе с судом необходимой юрисдикции вправе разрешать споры между органами власти РФ и органами власти субъектов, проблемные ситуации внутри субъекта (вплоть до отмены результатов выборов). В статьях 85 часть вторая и в статье 88 прописано, что Президент РФ может «приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам...» и «Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным  конституционных законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение…».

     Тенденции реформирования федеративных отношений:

     1. Укрепление целостности РФ как единого федеративного государства, укрепление единого правового пространства, координация правотворчества в регионах.

     2. Последовательная реализация конституционного равенства субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что должно способствовать преодолению фактического политического и социально-экономического неравенства субъектов Федерации.

     3. Оптимальное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов. Чтобы достичь этого, необходимо более четко определить границы компетенции Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Имеются предложения о необходимости проведения такого разграничения в федеральном отраслевом законодательстве.16

 

      Заключение 

     Темой исследования была выбрана тема: «Форма государственного устройства, понятия и виды». Цель исследования была достигнута в той мере, в которой  позволяла сделать это доступная правовая литература по данной проблеме.

     Руководствуясь задачами исследования сформулированными в начале работы, можно сделать следующие выводы.

     1. Форма государственного устройства важная правовая категория, которая характеризует форму государства вместе с такими категориями как форма правления и политический режим. Форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.

     2. В настоящее время распространенными являются две формы: унитарная и федеративная. Кроме этого выделяют такие формы, как конфедерацию и ассоциативную форму гос. устройства. Все эти формы имеют свои отличительные признаки и путь становления. Например, при унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

     3.  Значение Федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой

     4. Российская Федерация - нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов конституционная форма федерации; в ее состав входят субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку.

     5. Еще одной особенностью российского федерализма является фактическая (в разрез с принципами Конституции РФ) разностатусность субъектов РФ. Такие Федерации принято называть асимметричными.

      6. Выбор формы государственного устройства должен быть связан со многими факторами: историческими, экономическими, культурными, религиозными, географическими и др. Так определяющим фактором выбора формы государственного устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), Федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национально-государственного устройства для России.

     7. Россия находится только на начальном этапе развития федеративных отношений. За эти годы после принятия Декларации о государственном суверенитете много было и негативного и позитивного. Проблемы становления современного федеративного государства являются насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое.

 

      Список использованной литературы: 

Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005

Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М.: Юрист, 2007.

Государственный строй США: М.,1999.

Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2008. - №1.

Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма (Критический обзор некоторых публикаций)// Государство и право. 2005. №12.

Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л. Основы государства и права.  - М., 2000.

Козлов А.Е. Конституционное право. - М.,2007

Комаров С.А., Малько А.В., Теория государства и права. Учебно-методологическое пособие. - М., 2003г.

Комаров А.С. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Манускрипт, 2003.

Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М., 2008.

Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2004.

Лысенко В.Н.. Развитие Федерации и Конституция России (конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений)// Государство и право. 2007. №8.

Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение. 2-е издание дополненное и переработанное. - М.:ПИТЕР, 2004.

Общая теория права: Учебник для юридических вузов \\ Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под редакцией А.С. Пиколкина М.,2000.

Основы правовых знаний. Под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: ACADEMIA, 2003.

Теория государства и права /под редакцией Марченко М.Н. - М.: Зерцало, 2004.

Теория государства и права./Под редакцией Матузова Н.И., Малько А.В. - М.: ЮРИСТЪ, 2003.

Теория государства и права: учебник для вузов/ Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. - М.: НОРМА, 2000г.

Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 1998.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 2003.

Черданцев А.Ф.  Теория государства и права: Учебник для вузов - М.: Юрайт, 1999г.

Чиркин. В.Е. Государствоведение. - М., 1994.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 2004. 

Информация о работе Формы государственного устройства