Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Содержание

Введение .................................................................................... 3
Формы государственного устройства…………………...…... 4
Заключение ................................................................................ 21
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство обрffазования и науки Российской Федерации.doc

— 99.50 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Московский государственный  университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» в г. Ульяновске

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Система государственного и муниципального управления »

 

На тему:  формы государственного устройства

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент(ка) 2 курса гр. М-22(11с)

Специальности 08020062

Менеджмент

Боровкова Е.

Проверил(а):

 

Ашанин А.О.


 

 

 

 

 

Ульяновск 2012

Содержание:

Введение ....................................................................................

3

Формы государственного устройства…………………...…...

4

Заключение ................................................................................

21

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как  увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки  города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти.

Деление в большинстве  случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Учитывались при  этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими  крупными единицами.

По мере разложения абсолютизма  и перехода к индустриальному  строю в низовых территориальных  единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые  города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.

 

 

 

Формы государственного устройства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками.

Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной  власти, административно-территориальное  устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Форма государства характеризует  отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы  организации высших органов государственной  власти, административно-территориальную  организацию государства.

Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

 Термин «устройство государства»  в общей теории государства  и права понимается в различных  смыслах. Речь может идти об  устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно-территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации государственной власти), но только в разных аспектах:

политико-правовом,

структурно-функциональном,

административно-территориальном.

Государство – это структурированная  организация, строящая свою деятельность на основе права.

 Форма государства  неразрывно связана с его сущностью. 

Однако последняя предопределяет форму государства не непосредственно, а через его содержание, обусловливаемое уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.

 Форма государства  – это сложное понятие, включающее  три элемента: форму правления,  государственное устройство и  политический режим. Форма государства  – это не простая совокупность  составляющих ее элементов, а  единство целостной системы, обусловленное  ее внутренними связями и отношениями.

Форма каждого конкретного  государства как единство указанных  элементов (формы правления, формы  государственного устройства и политического  режима) складывается исторически под  влиянием целого ряда факторов. Несомненное  воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе.

Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

 

 Такое разнообразие  объясняется тем, что, помимо  указанных выше факторов, на форму  государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Форма государства –  это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления  государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства.

 В теоретическом  осмыслении государственного устройства  особое место занимает характеристика  формы правления, поскольку именно  по форме правления определяют, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти.

Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия.

 О многообразии  форм государства говорил и  Аристотель – ученик Платона  и одновременно его критик.

 

Рассматривая форму  государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию.

Эти формы государства  считались им «правильными», ибо  в них просматривалась общая  польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях. Цицерон, например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму.

 В эпоху Нового  времени в трудах Дж. Локка,  Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

 В настоящее время в юридической и политологической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления).  Некоторые авторы, например, помимо названных элементов, выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент – отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая).

При этом под монократической  формой государства понимают такое  государство, при котором государственная  власть характеризуется высокой  степенью централизации в руках  одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются.

В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления. Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между различными институтами государственной власти по управлению обществом. Эта форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма государства существует в таких странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко и др.

 Поликратическая государственная форма характеризуется демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением властей, системой взаимных сдержек и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных органов местного самоуправления. Это такие развитые страны, как США, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др.

 На сегодняшний  день конституция каждой страны  четко закрепляет и регламентирует  структуру, способы формирования  и правовое положение высших  органов государственной власти (главы государства, парламента  и правительства), а также установленный  порядок взаимоотношений между ними.

 

 Конституция Российской  Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы  конституционного строя» закрепляет  основные признаки государственного  устройства Российской Федерации.  Статья 1 устанавливает, что «Российская  Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Это значит, что Россия по форме государственного устройства – федерация, которая состоит  из субъектов федерации, по форме  правления – республика, где глава  государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Некоторые важнейшие  признаки Российской Федерации содержатся и в других статьях Конституции. Прежде всего это определение  Российской Федерации как социального  и светского государства.

Государство – это  форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

 По формам правления  государства подразделяются на  монархии и республики. Монархия  – это такая форма правления,  при которой вся верховная  власть сосредоточена в руках  единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах.

Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно- политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

 Монархия характеризуется  следующими основными признаками:

главой государства  является монарх;

власть монарха передается по наследству, или династически;

деятельность монарха  не ограничена определенным сроком, т. е. он исполняет свои обязанности  пожизненно.

В настоящее время  монархические формы правления  существуют:

в Европе – Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра;

Информация о работе Формы государственного устройства