Формы (источники) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Источники права издавна были и в наше время остаются предметом самого пристального внимания как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин.

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.

Изучение источников права теснейшим образом связано с утверждением принципов правового государства, обеспечением прав и свобод человека, организацией экономических и социальных отношений, устройством государства и решением задач эффективного управления его делами.

Содержание

Глава 1. Понятие и виды источников права. 5
1.1. Понятие источников права 5
1.2. Виды источников права 6
Глава 2. Характеристика источников права Российской Федерации 15
2.1. Конституция – основной источник права Российской Федерации 15
2.2. Общефедеральные законы 20
2.3. Кодексы и федеральные законы 21
2.4. Подзаконные нормативно-правовые акты РФ 22
2.5. Постановления Правительства РФ 23
2.6. Нормативный договор 24
2.7. Обычай как источник права 26
2.8. Источники права субъектов РФ и органов местного самоуправления 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Формы (источники) права КГУ 2011 руслан.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

    Такое свойство, как реальность, характеризует  конституцию тогда, когда ее предписания  исполнимы и гарантированы в  условиях режима законности и правопорядка. Реальна конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требованиям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социальной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданских прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами.

    Однако  следует учитывать, что обеспечение  реальности конституции — это проблема для всех государств, так как она связана с последовательной реализацией всех конституционных положений, это проблема предупреждения конституционных правонарушений и борьбы с ними, в том числе путем применения института конституционной ответственности.

    Стабильность  конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Поскольку конституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы некоторых ее норм может привести к нестабильности в обществе. Стабильность и жесткость конституции не только не исключают возможность ее изменения, но и предполагают приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности.

    Такое юридическое свойство конституции, как верховенство, четко закреплено в Конституции России 1993 г.: «Конституция Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Оно означает, прежде всего, признание нового конституционного строя, правового государства. Признание верховенства Конституции означает также подчинение государства Конституции.

    Верховенство  российской Конституции имеет и  другой аспект. Оно актуально в  контексте провозглашения России федеративным государством и вытекает из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. В этом смысле верховенство предполагает также юридически строгое разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

    В Конституции Российской Федерации  четко сказано: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ч. 1 ст.15).

    Высшая  юридическая сила Конституции Российской Федерации означает, что в иерархии нормативных правовых актов Конституция занимает высшее место. Она обладает верховенством над всеми законами и иными правовыми актами, и все они не должны противоречить Конституции. При этом соответствовать Конституции должны не только акты федеральных органов государственной власти, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Конституция распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации и олицетворяет собой единство системы государственной власти1.

    Конституция Российской Федерации является нормативным  актом прямого действия. Действующая  Конституция Российской Федерации — не декларативный и пропагандистский документ, а нормативный правовой акт, которым надлежит руководствоваться судам и другим государственным органам.

    Верховенство  конституции в правовой системе  обеспечивается эффективным механизмом ее охраны (защиты). Активную роль в охране (защите) Конституции Российской Федерации призван сыграть Конституционный Суд Российской Федерации — новый институт в российском конституционализме.

    Конституции являются важными политическими  и идеологическими документами.

    Как политический документ конституция  отражает определенное соотношение  политических сил на момент ее разработки и принятия. Такое соотношение политических сил может быть выражением соотношения классовых и иных интересов. Конституция в демократическом государстве есть результат политического согласия. Она является общественным компромиссом, правовым консенсусом, в котором согласованы политические и другие интересы, представленные различными политическими силами. Интересы той или иной политической силы отражены в конституции в той мере, в какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими силами. Разумеется, наиболее учитываются интересы тех политических сил, чье влияние в обществе оказалось самым сильным или даже определяющим.

    Любая конституция является документом идеологическим. Ее идеологический характер заключается  в том, что она выражает определенное правовое мировоззрение, достигнутый уровень правосознания и правовой культуры. Конституция декларирует важнейшие ценности — права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, составляющие основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются6.

    Конституции — важный фактор духовной жизни, культуры общества. Особое значение они имеют в формировании правового мировоззрения, мышления, правовой культуры общества.

    Таким образом, конституция есть нормативный  акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы, взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти и местного самоуправления.

    2.2. Общефедеральные законы

    В системе нормативно-правовых актов  после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы.

    Законодательная власть в РФ (право издавать общефедеральные законы.) принадлежит Федеральному Собранию (парламенту) РФ — высшему представительному и законодательному органу РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

    Общефедеральные законы делятся на два вида — федеральные законы и федеральные конституционные законы.

    Федеральные законы принимаются Государственной  Думой простым большинством голосов  от общего числа ее депутатов и  в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При этом закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации и несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Принятый  федеральный закон в течение  пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Но в отношении федеральных законов Президент РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый федеральный закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

    Федеральные законы делятся на кодификационные  законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы.

    2.3. Кодексы и федеральные  законы

    Кодекс  — это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный  комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права. В качестве примера можно сослаться на Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ  и др.

    Основную  массу федеральных законов составляют обычные (некодификационные) законы, регулирующие отдельные, наиболее важные общественные отношения (или определенную взаимосвязанную совокупность таких отношений).

    Перечень  конституционных законов исчерпывающе определен в Конституции РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства  РФ, судебной системе, Конституционном  Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения  и т.д. (всего их 14)7.

    Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы: федеральные законы, согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 76), не могут противоречить федеральным конституционным законам. Конституция РФ (ч. 2 ст. 108) устанавливает и более сложный (чем это предусмотрено для федеральных законов) порядок принятия федеральных конституционных законов. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Применительно к федеральному конституционному закону у Президента РФ нет права на отлагательное вето. Поэтому принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

    2.4. Подзаконные нормативно-правовые  акты РФ

    К подзаконным нормативно-правовым актам  РФ относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции и иные нормативные акты федеральных министерств и ведомств РФ.

    Среди подзаконных нормативно-правовых актов  РФ наибольшей юридической силой  обладают нормативные указы Президента РФ. Такие нормативные указы Президента РФ (как и его ненормативные указы и распоряжения), согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 90), "не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам"8. Нормативные указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов общественной и государственной жизни. Они, как и ненормативные указы и распоряжения Президента РФ, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

    Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом распоряжения Правительства РФ издаются по оперативным вопросам и являются, как правило, актами индивидуального характера (не устанавливают норм права).

    2.5. Постановления Правительства  РФ

    Постановления Правительства РФ принимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер. В качестве примера можно сослаться на Постановление Правительства РФ от 4 января 1999 г. "О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации". Постановления Правительства РФ (как и его ненормативные распоряжения) издаются, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 115), "на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации". В случае их противоречия указанным актам постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

    Центральные органы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства) наделены правом в случаях и пределах, установленных актами вышестоящих органов, издавать различные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, положения, уставы и т.д

    2.6. Нормативный договор

    В качестве одного из самостоятельных  источников права в РФ выступает  нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права. Такие нормативные  договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Заметную  роль в качестве источника действующего права играют и внутригосударственные  договоры. Так, согласно Конституции  РФ (ч. 3 ст. 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется как самой Конституцией РФ, так и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, согласно Конституции РФ (раздел II — "Заключительные и переходные положения"), действуют положения Конституции РФ.

Информация о работе Формы (источники) права